г. Киров |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А82-1245/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2020 по делу N А82-1245/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Расчетный центр" (ИНН 7609018487, ОГРН 1057601567352)
к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент финансов Ярославской области (ИНН 7604002902, ОГРН 1027600695363),
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Расчетный центр" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - ответчик, заявитель, Департамент) о взыскании 2 546 286 рублей 63 копеек убытков, связанных с возмещением межтарифной разницы, за период с 01.12.2018 по 06.12.2018 включительно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2020 по делу N А82-1245/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что установление для истца тарифа только с 07.12.2018 само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, противоречит нормам законодательства. Ответчик указывает, что в период с 01.12.2018 по 06.12.2018 Предприятие осуществляло деятельность без утвержденного в установленном порядке тарифа на предоставляемые услуги. Данное обстоятельство не позволило Департаменту принять в качестве основания для предоставления субсидии фактическую потребность истца в компенсации убытков за спорный период. Принятые органом регулирования Ярославской области приказы об установлении тарифов вступают в силу с даты государственной регистрации и не имеют обратной силы в соответствии с прямым указанием законодателя. Кроме того, отсутствие в спорный период установленных тарифов для истца не соответствует условиям предоставления данной компенсации выпадающих доходов, так как не позволяет произвести расчет размера субсидии. В действиях Департамента отсутствует противоправность как необходимое условие компенсации убытков Предприятию, установление тарифов для истца выполнено Департаментом в строго соблюдаемом порядке.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец и ответчик заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является теплоснабжающей организацией на территории Ростовского муниципального района Ярославской области, деятельность начало вести впервые с 01.12.2018 по распоряжению Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.10.2018 N 278.
Постановлением Администрации Ростовского муниципального района N 2355 от 19.11.2018 Предприятию присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в зоне действия котельных с.п. Семибратово, с.п. Ишня, с.п. Петровское, с.п. Поречье-Рыбное.
01.11.2018 истец обратился в Департамент с заявлением от 26.10.2018 об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду.
20.11.2018 письмом истец обратился в Департамент с просьбой учесть при установлении тарифа дополнительно принятые в аренду объекты имущества.
28.11.2018 на заседании правления Департамента было принято решение об установлении тарифа, были вынесены приказы об утверждении тарифов для Предприятия:
- от 06.12.2018 N 208-г/вс экономически обоснованный на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения,
- от 07.12.2018 N 225-тэ экономически обоснованный на тепловую энергию,
- от 19.12.2017 N 340-лт (в редакции приказа от 07.12.2018 N 216-ви) установлены льготные тарифы на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение на 2018 год.
Указанные приказы вступили в силу 07.12.2018, то есть с даты государственной регистрации в правовом управлении Правительства Ярославской области.
18.12.2018 Департамент и Предприятие заключили договор N 60/2018 на предоставление из областного бюджета в 2018 году субсидии на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2.2 Договора размер субсидии (плановый размер) составил 11 506 310 рублей.
Предприятием был представлен в Департамент отчет о фактической потребности в субсидии на компенсацию выпадающих расходов ресурсоснабжающей организации МУП "Расчетный центр" за декабрь 2018 года, согласно отчету фактическая потребность в субсидии составила 11 241 800 рублей 29 копеек, в том числе 552 244 рубля 02 копейки - убытки вследствие непредвиденного изменения цены на единицу топлива, 10 689 556 рублей 27 копеек - убытки вследствие предоставления услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Департаментом предоставлена Предприятию субсидия за 2018 год в сумме 11 506 305 рублей (в размере плановой потребности по договору) платежными поручениями от 21.12.2018 N 1723, от 27.12.2018 N 1732.
Излишнее финансирование в сумме 264 504 рубля 71 копейки зачтено в счет 2019 года.
Письмом от 30.01.2019 N 39/03департамет проинформировал истца о том, что по итогам рассмотрения отчета о фактической потребности в субсидии за декабрь ответчик принимает расчет с 07.12.2018 по 31.12.2018 на сумму предоставленных услуг 11 241 800 рублей 29 копеек.
04.07.2019 письмом N ИХ.18-06164/19 "О субсидии на компенсацию выпадающих доходов РСО" Департамент проинформировал Предприятие, что не вправе произвести выплату субсидии за период с 01.12.2018 по 06.12.2018, так как экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для МУП "Расчетный центр" и льготный тариф на тепловую энергию установлены 07.12.2018. Департамент основывался на нормах Законов Ярославской области от 02.12.1013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области", от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области, постановлении Правительства Ярославской области от 25.07.2014 N721-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций".
Не согласившись с отказом Департамента в компенсации выпадающих доходов, связанных с межтарифной разницей, путем предоставления субсидии, Предприятие обратилось с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Материалами дела подтверждается и Департаментом не оспаривается, что в рассматриваемом случае истцом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении); отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении)
В соответствии со статьей 8 Закона о теплоснабжении подлежат регулированию в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям; в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона о водоснабжении тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) также подлежит государственному регулированию.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона о теплоснабжении, пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении одним из общих принципов организации отношений в указанных сферах является соблюдение баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей (абонентов).
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункту 3 статьи 35 Закона о водоснабжении деятельность в указанных сферах должна осуществляться с учетом принципов экономической обоснованности расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
В рамках настоящего дела истцом заявлены требования о взыскании убытков, связанных с неполучением доходов в результате межтарифной разницы.
Указанная разница рассчитана истцом как произведение объема ресурса, поставленного по льготному тарифу и разности экономически обоснованного тарифа, установленного для Предприятия, и льготного тарифа, установленного для населения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным для данной организации тарифам на товары и услуги.
Статьей 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее также - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должен быть установлен порядок компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
На основании пункта 2 Постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Из анализа приведенных норм и правовых позиций следует, что в рассматриваемой ситуации должны быть установлены три обязательных элемента: размер экономически обоснованного тарифа; размер тарифа установленного для населения с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации, который предполагает обязательное определение состава, объема и получателя бюджетных ассигнований.
В соответствии Законом Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" (далее - Закон N 64-з) льготные тарифы устанавливаются в целях сдерживания роста тарифов на тепловую энергию и платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с решениями уполномоченных федеральных органов государственной власти. Льготные тарифы в соответствии с настоящим Законом устанавливаются решением уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно статье 4 Закона N 64-з компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 31.03.2017 N 255-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Ярославской области от 25.07.2014 N 721-п "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций" утвержден Порядок предоставления субсидий (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что целью предоставления субсидий является возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с Законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области" (далее - льготные тарифы).
Субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов (пункт 1.3 Порядка).
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (пункт 1.4 Порядка).
В рассматриваемом случае деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению осуществлялась Предприятием, в том числе в интересах проживающего на территории муниципальных образований населения, а также социально значимых объектов, соответственно осуществление такой деятельности с момента принятия во владение и пользования объектов (котельной и оборудования) являлось для Предприятия обязательным вне зависимости от даты установления регулируемых тарифов.
В части правомерности применения Предприятием экономически обоснованных тарифов, утвержденных 07.12.2018, при расчете выпадающих доходов за период до даты их утверждения (с 01.12.2018 по 06.12.2018) судебная коллегия отмечает, что с заявлениями об установлении тарифов истец обратился своевременно, активно содействовало утверждению тарифов.
Таким образом, наличие временного периода, в котором отсутствовали тарифы, утвержденные в установленном порядке, само по себе, при условии добросовестных действий Предприятия, не свидетельствует о невозможности применения рассчитанных Департаментом ставок при определении размера неполученных в связи с применением льготных тарифов выпадающих доходов.
С учетом того, что деятельность является регулируемой, при этом для установления тарифов необходимо представление документов, подтверждающих факт владения и пользования объектами, обеспечивающими осуществление регулируемой деятельности, объективно возникает период, когда деятельность осуществляется в отсутствие установленного тарифа.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, установление для истца тарифа только с 07.12.2018 само по себе не может служить основанием для отказа Предприятию в предоставлении субсидии на возмещение объективно существующих выпадающих доходов, образовавшихся в результате осуществления истцом регулируемой деятельности и для отказа в возмещении истцу фактически возникших потерь в период, предшествующий установлению тарифа. У истца отсутствует иная возможность компенсировать образовавшиеся у него в результате установления для населения льготных тарифов убытки.
Методика расчета убытков и фактический объем поставленных истцом коммунальных ресурсов ответчиком не оспорены, контррасчет не представлен.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для населения и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Предприятия о взыскании с Департамента 2 546 286 рублей 63 копеек убытков.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2020 по делу N А82-1245/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1245/2020
Истец: МУП "Расчетный центр"
Ответчик: Ярославская область в лице ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ