г. Ессентуки |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А63-13344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии представителя в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания участвует представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю Кузьменкова О.Н. (доверенность от 04.12.2020), в отсутствие конкурсного управляющего ООО "ФИДБЭК", надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИДБЭК" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2020 по делу N А63-13344/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФИДБЭК" (далее - общество, ООО "ФИДБЭК") с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, МРИФНС N 11 по СК) о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ N 11 по СК о внесении записи 2202600120028 от 13.04.2020 о недостоверности сведений об адресе ООО "ФИДБЭК".
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требованиях ООО "ФИДБЭК".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ФИДБЭК"" обратилось с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения проверки достоверности сведений об адресе. По мнению заявителя, достоверность сведений подтверждается представленным в материалы дела договором аренды. Заявитель указывает на необоснованность проведения проверки достоверности в период действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция возражает против доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела усматривается, что ООО "ФИДБЭК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.12.2019 за ОГРН 11192651021056. Адрес (место нахождения) ООО "ФИДБЭК" в ЕГРЮЛ указан: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, дом 61, кабинет 5. При регистрации общества в Межрайонную инспекцию N 11 ФНС России по Ставропольскому краю было представлено гарантийное письмо индивидуального предпринимателя Муслимовой Т.Б. о предоставлении ООО "ФИДБЭК" административного нежилого помещения (каб. N 5) общей площадью 23 кв.м, расположенного на 4 этаже жилищно-торгового комплекса, находящегося по адресу г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 61, в качестве адреса места нахождения ООО "ФИДБЭК".
Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю 24 января 2020 в результате осмотра объекта недвижимости по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 61, каб. 5, было установлено, что при осмотре здания визуальные признаки (вывески, объявления, реклама, почтовый ящик), свидетельствующие о нахождении по данному адресу организации с наименованием ООО "ФИДБЭК" отсутствуют. Кабинет с порядковым номером 5 располагается на 4 этаже и на момент осмотра закрыт, соседние офисы также закрыты.
Повторным осмотром проведенным 17.02.2020, в результате которого установлено, что ООО "ФИДБЭК" по адресу отсутствует. По ул. Доваторцев, 61 расположено 6-ти этажное административное здание, кабинет N 5 не найден. Визуальные признаки (вывески, объявления, реклама, почтовый ящик и т.д.), свидетельствующие о нахождении по данному адресу ООО "ФИДБЭК" отсутствуют. Единоличный исполнительный орган юридического лица в лице руководителя отсутствовал. Сотрудники организаций, находящихся в здании, информацией о нахождении ООО "ФИДБЭК" не располагают.
Указанные сведения были переданы Инспекцией N 12 в адрес регистрирующего органа - МРИ ФНС N 11 по СК.
Регистрирующим органом 04.03.2020 в адрес ООО "ФИДБЭК" и его учредителей было направлено уведомление N 03-14/01610 с предложением в тридцатидневный срок сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического лица. В подтверждение направления уведомлений представлены списки внутренних почтовых отправлений от 10.03.2020 с отметками отделения связи о принятии корреспонденции и отчеты сайта Почты России об отслеживании отправлений по почтовым идентификаторам.
ООО "ФИДБЭК" полагая, что решением регистрирующего органа нарушены права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридических лиц из ЕГРЮЛ, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ).
Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Внесению записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ предшествует проведение регистрирующим органом проверки сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ предусмотрено внесение записей о недостоверности, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. "в", "д" и (или) "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.
Установив наличие в государственном реестре недостоверных сведений, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
С учетом изложенного, внесение оспариваемой записи регистрирующим органом осуществлено при наличии оснований, в отсутствие нарушения процедуры внесения такой записи, при неисполнении обществом обязанности по представлению сведений и документов в порядке п. 6 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, что влечет отказ в признании ее недействительной.
Довод жалобы о нарушении порядка проведения проверки достоверности регистрирующим органом, при отсутствии оснований для её проведения опровергается следующим.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской.Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Средства проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ перечислены в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно:
а) изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведение осмотра объектов недвижимости;
д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы, в соответствии с п. 4.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, определены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ).
В соответствии с п. 4 Приложения N 1 к Приказу основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Регистрирующим органом были получены сведения о состоявшихся осмотрах объекта недвижимости по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 61, пом. 5, проведенных сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю (протокол осмотра от 24.01.2020 N 24-01/01, от 21.02.2020 N 17-02/23). Данными осмотрами установлен факт отсутствия общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу.
Представленная Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю информация указывала на несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным регистрирующим органом после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (п. 4 Приказа).
Внесению записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ предшествует проведение регистрирующим органом проверки сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ предусмотрено внесение записей о недостоверности, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. "в", "д" и (или) "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.
Установив наличие в государственном реестре недостоверных сведений, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.
Регистрирующим органом в адрес ООО "ФИДБЭК", а также в адрес руководителя Н.Н. Машановой и участников А.В. Антипина, Р.И. Подберезного, Д.В. Заитова было направлено уведомление от 04.03.2020 N 03-14/01610, в котором сообщалось об установлении недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО "ФИДБЭК" и о необходимости сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено представление.
Направление уведомлений об устранении недостоверности сведений подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Межрайонной инспекции от 06.03.2020 N 476, от 10.03.2020 N 134 и N 113.
При отслеживании заказных почтовых отправлений по номеру почтового идентификатора на официальном сайте ФГУП "Почта России", установлено, что уведомление об устранении недостоверности сведений об адресе, направленное в адрес Общества, руководителя и учредителей не получены адресатами и возвращены отправителю.
Таким образом, общество не обеспечило своевременного получения корреспонденции, направленной в его адрес регистрирующим органом, что также указывает на отсутствие двусторонней связи с обществом.
В отсутствие предоставленных в установленном п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений об адресе ООО "ФИДБЭК", регистрирующим органом по истечении 30 дней со дня направления представления была внесена запись о недостоверности сведений об адресе от 13.04.2020 ГРН 2202600120028.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о соблюдении регистрирующим органом порядка внесения записи о недостоверности адреса общества, установленного пунктом 4.2 статьи 9, пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что им в материалы дела был представлен договор аренды, не опровергает выводов суда о том, что документы, подтверждающие достоверность адреса представителем общества не представлены.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61) указано, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Адрес юридического лица понимается, в первую очередь, как средство связи с юридическим лицом, который в том числе может осуществляться непосредственно с должностными лицами общества.
Пунктом 2 Постановления N 61 предусмотрен перечень обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений об адресе юридического лица, в частности: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.).
Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим и предполагает возможность установления регистрирующим органом иных обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности.
Факт наличия договора аренды по заявленному адресу, при фактическом отсутствии по нему единоличного исполнительного органа юридического лица также не может являться подтверждением того, что указанный адрес является местом нахождения Общества в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ.
Согласно позиции ВАС РФ изложенной в Определении N ВАС-4242/12 от 05.04.2012 договор аренды нежилого помещения заключенный без намерения создать соответствующие правовые последствия, преследующий своей целью исключительно внесение изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о своем месте нахождения без намерения фактически находиться в указанном нежилом помещении, обладает признаками ничтожности. Договор аренды, заключенный с одной целью - внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц без намерения осуществлять уставную деятельность по адресу государственной регистрации, нарушает основы установленного правопорядка, что по смыслу п.1 ст. 170 ГК РФ указывает на наличие в договоре аренды признаков недействительности.
Довод о том, что адрес общества в ЕГРЮЛ указывается для приема юридически значимых сообщений, а не для нахождения там руководителя юридического лица является необоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, что корреспондирует с положениями п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, когда само место государственной регистрации определяется местом нахождения юридического лица. А поскольку место нахождения юридического лица, как и место его государственной регистрации, обусловлено местом нахождения исполнительного органа юридического лица, то исходя из того, что единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью является его руководитель (директор, генеральный директор), он же лицо, действующее от имени общества без доверенности, местом нахождения Общества будет официальное место работы его руководителя, исполнения должностных обязанностей.
В ходе неоднократно проведенных осмотров Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю (протоколы осмотров от 24.01.2020, 17.02.2020, 28.08.2020, 16.11.2020, 30.11.2020) установлен факт отсутствия общества, его единоличного исполнительного органа в лице руководителя, а также иных представителей по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 61, оф. 5.
Как указывает заявитель жалобы, руководитель общества проживает в г. Краснодар.
В адрес общества регистрирующим органом неоднократно были направлены письма: от 04.03.2020 N 03-14/01610 - уведомление о необходимости представления достоверных сведений в рамках проведения проверки достоверности. Затем, в письме от 17.09.2020 N 03-14/06515 регистрирующим органом дано разъяснение относительно порядка представления документов для устранения записи о недостоверности.
При отслеживании заказных почтовых отправлений по номеру почтового идентификатора на официальном сайте ФГУП "Почта России", установлено, что письма, направленные в адрес Общества не получены юридическим лицом и возвращены обратно отправителю. Судебные извещения о дате и времени рассмотрения дела также не были получены обществом и возвращены в адрес Арбитражного суда Ставропольского края без
Факты неполучения обществом корреспонденции от регистрирующего органа и суда указывают на отсутствие возможности установления с обществом двусторонней связи.
При этом, Законном N 129-ФЗ не запрещено указание при регистрация в качестве адреса юридического лица домашнего адреса места жительства участника общества, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Очевидно, что ненахождение юридического лица по месту государственной регистрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, нарушаются права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью юридического лицам, а также права и интересы налогового органа по месту нахождения на налоговом учете, так как невозможно осуществить мероприятия по контролю, определенные налоговым законодательством.
Довод заявителя о нарушении требования п. 14 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ является несостоятельным, исходя из следующего.
В п. 14 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ прямо указано на то, что осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом Федеральным налоговой службы, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.
Указанный осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом территориального органа Федеральной налоговой службы, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.
Протоколы осмотров были составлены и подписаны специалистом Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю Полуяновым А.Н. В протоколах сделаны отметки о применении видеозаписи при их проведении, а также отражены результаты осмотра, указывающие на отсутствие общества по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 61, оф. 5.
С учетом изложенного, осмотры проведены и протоколы составлены в соответствии с требованиями, установленными п. 14 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Довод жалобы о необоснованности проведения проверки достоверности в период действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, а также на то, что с учетом указанных мер, общество и его учредители не могли получить почтовые отправления регистрирующего органа, содержащие требования о необходимости устранении недостоверных сведений, считаем необоснованным, исходя из следующего.
Апеллянт указываете на то, что осмотры проведены в то время, как в письме ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@ указано, что в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 в период с 01.04.2020 до 31.05.2020 приостанавливается проведение выездных налоговых поверок
Указанный довод является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Осмотры объекта недвижимости, по сути, не являются выездными налоговыми проверками и состоялись 24.01.2020, 17.02.2020, т.е. до введения ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, регистрирующим органом предприняты все, предусмотренные п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ меры, направленные на информирование юридического лица, его руководителя и учредителя о недостоверности сведений об адресе, необходимости представления сведений и документов, опровергающих установленное.
Уведомления о недостоверности были направлены регистрирующим органом по всем известным адресам, в том числе, и на домашние адреса учредителей и руководителя.
При отслеживании почтовых отправлений по почтовым идентификаторам усматривается, что письма регистрирующего органа прибыли в почтовое отделение получателей до введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, что опровергает довод жалобы о невозможности их получения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 N 2616-0, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице выступает элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, не затрагивая права контролирующих организацию лиц, способствующих своевременному представлению в регистрирующий орган достоверных сведений о ней, и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.
Бремя ответственности за нарушение юридическим лицом требований закона, в том числе требований о предоставлении в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица, несет его руководитель.
Участник и руководитель юридического лица должны проявлять должную осмотрительность в отношении принадлежащей и возглавляемой ими организации, в том числе, будучи осведомленными относительно недостоверности сведений об адресе юридического лица, обязаны обеспечить направление в регистрирующий орган в установленном законом порядке заявления об уточнении сведений об адресе.
Законом не установлено ограничений по направлению объяснений руководителя, в том числе в электронной форме, без необходимости обращения к оператору почтовой связи.
Запись о недостоверности сведений об адресе общества содержится в ЕГРЮЛ с 13.04.2020. После внесения записи руководитель общества не обеспечил предоставление с целью государственной регистрации в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.
Заявитель 20.08.2020, 12.11.2020, 26.11.2020 обращался в регистрирующий орган с заявлениями по форме Р 14001 с целью внесения сведений о том же адресе, в отношении которого установлена недостоверность - г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 61, оф. 5. По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации от 27.08.2020, 19.11.2020, 03.12.2020 (соответственно). Межрайонной ИФНС N 12 по Ставропольскому краю в результате проведения осмотров 28.08.2020, 16.11.2020, 30.11.2020 установлены факты отсутствия общества, его единоличного исполнительного органа в лице руководителя, а также иных представителей по указанному адресу, подлежащему включению в ЕГРЮЛ.
Указанные факты также подтверждают правомерность записи о недостоверности сведений об адресе общества.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Категория дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, требует от заявителя, в том числе, соблюдения процессуальных сроков на обжалование ненормативного акта государственного органа.
Процессуальные сроки являются юридическими фактами, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение гражданских процессуальных отношений. Это сроки, в течение которых лица, участвующие в деле, другие участники гражданских процессуальных отношений имеют право или обязаны совершить определенные процессуальные действия.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При решении вопроса о том, должна ли была сторона своевременно узнать об указанных обстоятельствах, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям гражданского оборота осмотрительность, установить наличие этих обстоятельств.
Учитывая, что с момента внесения записи в государственный реестр о недостоверности сведений об адресе (13.04.2020) информация об этом доступна неограниченному кругу лиц в силу открытости и общедоступности государственного реестра (ст. 6 Закона N 129-ФЗ), то срок на подачу жалобы подлежит исчислению с этой даты. Действуя разумно и осмотрительно в условиях гражданского оборота, заявитель именно с указанной даты должны были узнать о вынесении регистрирующим органом соответствующего решения, однако, обратились в суд только в 09.09.2020, по истечении срока для обжалования ненормативного правового акта, не заявив ходатайство о. его восстановлении.
Таким образом, внесение оспариваемой записи регистрирующим органом осуществлено при наличии оснований для проведения проверки достоверности сведений, в отсутствие нарушения процедуры внесения такой записи, при неисполнении обществом обязанности по представлению сведений и документов в порядке п.6 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, что влечет отказ в признании её недействительной.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о недоказанности заявителем, оснований для признания решения налогового органа незаконным. В требованиях заявителя отказано обоснованно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2020 по делу N А63-13344/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13344/2020
Истец: ООО "ФИДБЭК"
Ответчик: МИ ФНС РФ N 11 по СК
Третье лицо: Подберёзный Роман Иванович, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд