27 января 2021 г. |
Дело N А83-4593/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В., при ведении протокола секретарями судебного заседания Грабищенко О.В., Кучиной А.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" - Рудникова Татьяна Николаевна, представитель на основании доверенности от 27.02.2020 N 10-20, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" - Павлович Олег Владиславович, представитель на основании доверенности от 13.05.2020 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года по делу N А83-4593/2020,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ"
к Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП"
о взыскании 686 497,27 рублей,
по встречному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП"
к Обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ"
о взыскании 80 000,00 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" (далее - истец по первоначальному иску, ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" (далее - ответчик по первоначальному иску, ООО "ПРОФИ ГРУПП"), согласно которому просит суд о взыскании 606 479, 27 руб. убытков, причиненных в результате повреждения (порчи) груза, 80 000, 00 руб. провозной платы.
Исковые требования по первоначальному исковому заявлению мотивированы ненадлежащим исполнением обязательства по договорам перевозки со стороны ответчика, вследствие чего образовалась задолженность.
Определением от 06.04.2020 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Сторонам были установлены сроки для предоставления дополнительных документов.
14.05.2020 через сервис системы "Мой Арбитр" от Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" поступило встречное исковое заявление, согласно которому Общество просит суд о взыскании основного долга в размере 80 000,00 рублей.
Определением от 15.05.2020 суд принял к производству встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" к Обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" о взыскании задолженности в размере 80 000,00 рублей для рассмотрения его совместно с первоначальным иском Общества с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" к Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП", о взыскании, в деле N А83-4593/2020, а также перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2020 первоначальный иск Общества с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" удовлетворен полностью. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" сумма задолженности в размере 686 497,27 рублей, из них: убытки, причиненные в результате повреждения груза в размере 606 497,27 рублей, провозная плата в размере 80 000,00 рублей, а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 16 730,00 рублей. В удовлетворении встречных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "ПРОФИ ГРУПП" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, встречный иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в процессе перевозки груза произошел завал паллет с грузом по причине ненадлежащего крепления груза в кузове подвижного состава грузоотправителем ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ", вследствие чего груз потерял товарный вид и грузополучатель ООО "Союз Святого Иоанна" отказался его принимать. По мнению апеллянта, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшее ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем. Кроме того, общество полагает, что спорный груз является скоропортящимся, а потому в целях определения наличия и размера понесенного ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" ущерба было необходимо провести экспертизу.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 апелляционная жалоба ООО "ПРОФИ ГРУПП" принята к производству суда апелляционной инстанции.
11.01.2021 от ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество указывает, что каких-либо замечаний относительно упаковки и (или) размещения груза в кабине подвижного состава ответчиком при приемке груза к перевозке заявлено не было, что подтверждается Товарной накладной N 112 от 29.07.2019. Кроме того, в связи с повреждением товарного вида груза и отказа ООО "Союз Святого Иоанна" от его получения, груз был переадресован другому грузополучателю в г. Волгоград, в связи с чем между истцом и ответчиком был заключен договор-заявка от 26.07.2020. Груз был испорчен в связи с несоблюдением перевозчиком температурного режима при перевозке по маршруту Москва - г. Волгоград, в связи с чем был утилизирован 06.08.2019. Акт об утилизации был подписан обеими сторонами, включая представителя перевозчика.
В судебном заседании 18.01.2021 представитель ООО "ПРОФИ ГРУПП" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
20.01.2021 от ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв.
После перерыва лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
26.07.2019 между Обществом с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" (далее - грузоотправитель) и Обществом с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" (далее - перевозчик) заключен Договор-заявка на разовую перевозку груза на автомобильном транспорте по маршруту: Республика Крым, Красногвардейский р-н, с. Петровка, ул. Дальняя 33, 28.07.2019 г.; Республика Крым, Бахчисарайский р-н, с. Севастьяновка, ул. Партизанская, д. 111, 29.07.2019 г. - ООО Союз Святого Иоанна РЦ N 505 Северное Шереметьево, Московская обл. Дмитровский р-н, Глазово, д. Бабаиха 56.094816, 37.340268, 31.07.2019 г. до 18-00. Дата и время погрузки: 28.07.2019 г. Дата и время выгрузки: 30.07.2019 г. Стоимость услуг 70 000,00 р, б/н, с НДС, оплата после разгрузки. (далее - Договор-заявки на перевозку груза по маршруту: Республика Крым - Московская обл.).
Также между Обществом с ограниченной ответственностью "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" (по тексту договора - грузоотправитель) и Обществом с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" (по тексту договора - перевозчик) заключен Договор-заявка от 26.07.2019 г. на разовую перевозку груза на автомобильном транспорте по маршруту: Москва - Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Нефтяников, д. 9, РЦ ТС Радеж. Дата и время погрузки: 02.08.2019 г. Дата и время выгрузки: 05.08.2019 г. 8:00 строго. Стоимость услуг 80 000 р, б/н, с НДС, Оплата после разгрузки. (далее - Договор-заявки на перевозку груза по маршруту: Москва - г. Волгоград).
Для перевозки сторонами согласованы следующие условия перевозки по указанным Договорам-заявкам: описание груза, вес/объем, характер упаковки: Нектарин 7т.; необходимый автотранспорт/количество ед.: Реф/1; способ погрузки/разгрузки: задняя; условия и способ оплаты: по ФТТН через 3 б.д. Выделяемый автомобиль, паспортные данные водителя: Даф XF95.430 E336HT82/АР72243. Вод. Черный Эдуард Степанович 14.05.1977; пасп. ОУФМС по республике Крым г. Бахчисарай 39 14 930448 выдан 05.11.2015; в/у 07.03.2017 ГИБДД 8210 N 82 25 825979 Респ. Крым. Тел. 8 918 6748148. Примечание и дополнительные условия: Стороны договорились о следующих условиях оплаты: Нормативное время погрузки/разгрузки составляет 12 часов. Взаимоотношения и ответственность сторон определяется следующими нормативными актами: ГК РФ, УАТ РФ, правилами перевозки грузов. Сухой и чистый кузов. При загрузке/выгрузке транспортного средства, температурный режим в холодильно-отопительной установке составляет +2оС. Температурный режим перевозки +2оС. Наличие в холодильно-отопительной установке, при перевозке, распорок, термописца.
Согласно п. 9, п. 11, п. 13 Договора-заявки на перевозку груза по маршруту: Республика Крым - Московская обл. ответственность за доставку и сохранность груза несет Перевозчик с момента получения груза, что подтверждается подписанными товарно-транспортными накладными и до момента приема груза Грузополучателем. При нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате, Перевозчик несет полную материальную ответственность перед Грузоотправителем или уполномоченным им лицом в соответствии с действующим Законодательством РФ. Перевозчик возмещает все убытки, понесенные Грузоотправителем в случае нарушения температурного режима. Размер убытков отражается в Акте приема товара на выгрузке, где отмечена причина возврата/частичного возврата товара в связи с несоблюдением температурного режима. Стоимость товара определяется согласно Товарной накладной по данному рейсу или, если таковая не указана в Товарной накладной, согласно рыночным ценам".
В соответствии с п. 5 Договора-заявки на перевозку груза по маршруту: Москва - г. Волгоград погрузочно-разгрузочные работы производятся Грузоотправителем собственными силами, если данная услуга не заказана у Перевозчика. Водитель обязан контролировать погрузку, распределение груза и его крепеж, а также целостность тары и упаковки, состояние Товара на момент погрузки".
В силу п. п. 9, 11, 13 Договора-заявки на перевозку груза по маршруту: Москва - г. Волгоград ответственность за доставку и сохранность груза несет Перевозчик с момента получения груза, что подтверждается подписанными товарно-транспортными накладными и до момента приема груза Грузополучателем. При нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате, Перевозчик несет полную материальную ответственность перед Грузоотправителем или уполномоченным им лицом в соответствии с действующим законодательством РФ. Перевозчик возмещает все убытки, понесенные Грузоотправителем в случае нарушения температурного режима. Размер убытков отражается в Акте приема товара на выгрузке, где отмечена причина возврата/частичного возврата товара в связи с несоблюдением температурного режима. Стоимость товара определяется согласно Товарной накладной по данному рейсу или, если такова не указана в Товарной накладной, согласно рыночным ценам".
По договору-заявке на перевозку груза по маршруту: Республика Крым - Московская область, ответчиком были нарушены сроки доставки вверенного ему груза, а именно вместо предусмотренного договором срока (31.07.2019 г.) доставка была произведена к месту назначения только 01.08.2019 г., фактически груз доставлен не был, так как грузополучатель отказался от приемки груза в связи с завалом паллет и порчей всего объема груза, о чем составлен и подписан сторонами Акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 1176748Р от 01.08.2019 г., и документом ПУО N 0000274735 от 01.08.2019 г., также ответчик нарушил условия договора по перевозке груза по маршруту Москва - Волгоград, в связи с несоблюдением температурного режима транспортировки товара, что привело к порче всего груза, в результате грузополучатель отказался от получения товара.
В результате оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества произошла порча переданного к перевозке груза, принадлежащего истцу, в связи с чем груз был утилизирован.
Указанные обстоятельства повлекли причинение истцу по первоначальному иску убытков. С целью соблюдения досудебного порядка урегулированию спора, ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" в адрес ответчика по первоначальному иску направлялась претензия б/н от 19.08.2019 с требованием о возмещении стоимости поврежденного груза и произведения провозной платы.
Поскольку претензия оставлена без ответа, а сумма убытков и задолженности не погашена ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Встречный иск ООО "ПРОФИ ГРУПП" мотивирован необходимостью оплаты по договору за перевозку груза.
Судом первой инстанции первоначальные требования удовлетворил в полном объеме, в удовлетворении встречных требований отказал.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Коллегия судей полагает, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении первоначальных требований о взыскании с перевозчика убытков обоснован и соответствует нормам материального права по следующим основаниям.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в том числе, в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
В силу пункта 4 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата груза, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава).
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" В силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:
1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ);
2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ);
4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ).
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
С учетом изложенного, в предмет доказывания по настоящему спору входят наличие фактов причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, а также причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и причиненными убытками, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 9, п. 11, п. 13 Договора-заявки на перевозку груза по маршруту: Республика Крым - Московская обл. ответственность за доставку и сохранность груза несет Перевозчик с момента получения груза, что подтверждается подписанными товарно-транспортными накладными и до момента приема груза Грузополучателем. При нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате, Перевозчик несет полную материальную ответственность перед Грузоотправителем или уполномоченным им лицом в соответствии с действующим Законодательством РФ. Перевозчик возмещает все убытки, понесенные Грузоотправителем в случае нарушения температурного режима. Размер убытков отражается в Акте приема товара на выгрузке, где отмечена причина возврата/частичного возврата товара в связи с несоблюдением температурного режима. Стоимость товара определяется согласно Товарной накладной по данному рейсу или, если такова не указана в Товарной накладной, согласно рыночным ценам".
Судом первой инстанции установлен факт принятия груза к перевозке водителем, указанным экспедитором в подписанной сторонами договоре-заявке, что не оспаривается ответчиком (перевозчиком).
Судом также установлен факт отказа от получения груза грузополучателем, ввиду повреждения продукции в связи с завалом паллет и порчей груза, поскольку перевозчиком не был соблюден температурный режим, что подтверждается актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 01.08.2019, и актом приемки по качеству от 05.08.2019, согласно которому температура в машине, при заявленном в договоре +2оС, реально составляла 12,6оС, а температура продукции 7,8оС. Указанные акты подписаны уполномоченным представителем перевозчика. (т. 1, л.д. 41-46) Кроме того, представленным истцу термописцем подтверждалось нарушение температурного режима на протяжении всего маршрута, что ответчиком не опровергнуто.
Ответчиком, не представлено доказательств того, что груз поврежден вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие вину и причинно-следственную связь между действием ответчика и причинением ущерба. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Судом установлено, что размер подлежащего возмещению ущерба, составляющий стоимость утраченного груза, подтвержденный документально, и стоимость провозной платы по договору перевозки, подлежащая возврату в силу п.3 ст. 796 Гражданского кодекса РФ и уплаченная истцом авансом, а всего 686 497,27 руб.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Надлежащие документальные доказательства, свидетельствующие, что ответчиком, как профессиональным участником отношений, связанных с перевозкой груза, были приняты все меры для осуществления надлежащей доставки груза получателю, апеллянтом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, исходя из системного анализа вышеуказанных положений действующего законодательства, именно ответчик, принявший на себя обязанности перевозчика по договору, несет бремя доказывания обстоятельств, освобождающих его от ответственности за утрату (повреждение) груза.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности первоначальных исковых требований.
Довод апеллянта о том, что в процессе перевозки груза произошел завал паллет с грузом по причине ненадлежащего крепления груза в кузове подвижного состава грузоотправителем ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ", вследствие чего груз потерял товарный вид и грузополучатель ООО "Союз Святого Иоанна" отказался его принимать, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных и других документов, необходимых для перевозки грузов, за исключением перевозок в области почтовой связи.
В силу положений абзаца 1 статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и закона N 87-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона N 87-ФЗ, при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение, которых от него не зависело.
Пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) предусмотрено, что погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 65 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, договором-заявкой от 26.07.2019 предусмотрено, что ответственность за сохранность груза несет Перевозчик с момента получения груза, что подтверждается подписанными товарно-транспортными накладными и до момента приема груза Грузополучателем. Замечаний относительно упаковки и (или) размещения груза водителем перевозчика к Грузоотправителю заявлено не было, что подтверждается товарной накладной N 112 от 29.07.2019. (т. 1, л.д. 36)
Доказательств, которые подтверждают, что завал паллет произошел по вине Грузоотправителя в материалы дела апеллянтом не представлено.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что убытки, причиненные истцу (грузоотправителю) ввиду повреждения груза в результате завала паллет и несоблюдения температурного режима, подлежат взысканию с перевозчика. Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 10.12.2019 по делу N А84-4109/2018, от 17.10.2019 по делу N А23-5514/2015.
Встречные исковые требования не могут быть удовлетворены, поскольку суды обеих инстанции пришли к выводу о несоблюдении перевозчиком обязательств по двум договорам-заявкам на перевозку груза, оснований для взыскания провозной платы в силу п. 3 ст. 796 ГК РФ не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года по делу N А83-4593/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ ГРУПП" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4593/2020
Истец: ООО "КРЫМСКИЕ ЯГОДЫ"
Ответчик: ООО "ПРОФИ ГРУПП"