г. Челябинск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А76-9999/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮжуралспецМС" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.11.2020 по делу N А76-9999/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Хасанова Л.Р. (служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ЮжуралспецМС" (далее - заявитель, ООО "ЮжуралспецМС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - ответчик) о признании недействительным в части решения, выраженное в пункте 1 повестки дня выписки из протокола заседания Правления Министерства от 23.12.2019 N 99, согласно которому размер испрашиваемой ООО "ЮжуралспецМС" субсидии уменьшен до 4 157 097, 05 рублей; возложении на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЮжуралспецМС"; возложении на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанности в срок не более 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении субсидии за декабрь 2019 года в сумме 1 087 389,31 рублей (с учетом уточнений).
Судом, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.11.2020 отказано в удовлетворении требований заявителя.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Южуралспец МС" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не в полном объеме предоставлена субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам за декабрь 2019 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Южуралспец МС" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по обеспечению теплоснабжения на территории г.Кыштыма Челябинской области.
25.04.2019 между ООО "ЮжуралспецМС" и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области подписано соглашение о предоставлении субсидии N 16, которое наделяет общество правом обратиться Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявкой на получение субсидии (л.д.78-83, т.1).
Согласно пункту 2 данного соглашения, предельный размер субсидии, предоставляемый из областного бюджета составляет в 2019 году 20 860 429,10 рублей.
В связи с изменением льготных тарифов на тепловую энергию для населения, установленных для ООО "ЮжуралспецМС" на второе полугодие 2019 года, 22.08.2018 заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению N 16, в соответствии с пунктом 1.1 которого сумма субсидии в 2019 году в размере 20 860 429,10 увеличена на 39 125,14 рублей.
10.12.2019 ООО "ЮжуралспецМС" предоставило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области заявку N 107 на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам за ноябрь 2019 года на тепловую энергию по котельной, расположенной по ул. П.Коммуны,2 (л.д.31, т.1).
По расчету заявителя сумма субсидии за ноябрь 2019 года по заявке N 107 составила 2 360 061,62 рублей.
10.12.2019 ООО "ЮжуралспецМС" предоставило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области заявку N 108 на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам за декабрь 2019 года на тепловую энергию по котельной, расположенной по ул. П.Коммуны,2 (л.д.27- 30, т.1).
По расчету заявителя сумма субсидии за декабрь 2019 года по заявке N 108 составила 2 651 970,87 рублей.
Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 23.12.2019 N 99 (л.д.34-36 т.1), следует, что для ООО "ЮжуралспецМС" сумма субсидии определена в размере 4 157 097, 05 рублей в соответствии с пунктом 5 Порядка в пределах указанной в Соглашении предельной суммы субсидии в размере 20 899 554,24 рублей, за минусом предоставленной субсидии за январь - октябрь 2019 в общей сумме 16 742 457,19 рублей. Выделение дополнительных ассигнований сверх финансирования, связанных с оплатой отклонения фактически сложившихся объемов тепловой энергии от прогнозной величины, учтенной при тарифном регулировании, Порядком не предусмотрено.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 23.12.2019 N 99/32 ООО "ЮжуралспецМС" из областного бюджета предоставлена субсидия на компенсацию выпадающих доходов за ноябрь, декабрь в 2019 году, связанных с осуществлением теплоснабжения населения Кыштымского городского округа по льготным тарифам, в размере 4 157 097, 05 рублей.
29.01.2020 сопроводительным письмом N 15 обществом "ЮжуралспецМС" направлена заявка на предоставление субсидии N 4, а также уточненный реестр сведений за декабрь 2019 года об объемах (количестве) потребленного коммунального ресурса и расчет суммы субсидии, необходимой для возмещения выпадающих расходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (л.д.38-39, т.1).
В соответствии с заявкой от 29.01.2020 N 4 сумма испрашиваемой субсидии составила 2 938 424,74 рублей. Расчет сумм приведен обществом "ЮжуралспецМС"в реестре сведений за декабрь 2019 года (л.д.40-42 т.1).
Заявитель в своем заявлении указал, что Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ответ на указанное сопроводительное письмо от 29.01.2020 N 15 не предоставило.
Заявитель считает, что Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не в полном объеме предоставлена субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам за декабрь 2019 года в сумме 1 087 389,31 рублей, исходя их следующего расчета:
4 157 097, 05 - 2 306 061, 62 (субсидия за ноябрь) = 1851 035,43.
2 938 424,74 - 1 851 035,43 = 1 087 389,31.
Полагая, что в пункте 1 повестки дня выписки из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 23.12.2019 N 99, размер испрашиваемой ООО "ЮжуралспецМС" субсидии уменьшен до 4 157 097, 05 рублей, что не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ООО "ЮжуралспецМС", заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Порядком 2019 и Соглашением N 16 не предусмотрена возможность предоставления Министерством дополнительных субсидий за 2019 год, связанных с превышением фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению за 2019 год над объемом полезного отпуска тепловой энергии, учтенным при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2019 год.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-З0 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-З0) право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
В соответствии со статьей 3 Закона N 503-З0 основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с настоящим Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения.
Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию, осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-З0 порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Цели и условия предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (далее именуются - субсидии) в целях возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 N 503-З0 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области", определены Порядком предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2019 N 50-П (далее - Порядок 2019).
В соответствии с пунктом 4 Порядка 2019 субсидии предоставляются организациям, осуществлявшим теплоснабжение населения по льготным тарифам (далее именуются - получатели субсидии), в целях возмещения выпадающих доходов с января по декабрь 2019 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка 2019 субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26.12.2018 N 852-З0 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Предельная сумма субсидий определяется исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год.
Выделение дополнительных ассигнований сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, связанных с оплатой превышения фактически сложившихся объемов тепловой энергии над плановой величиной, учтенной при тарифном регулировании, Порядком 2019 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 6 Порядка 2019 субсидии предоставляются на основании Соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Министерством с каждым получателем субсидии.
Типовая форма соглашения утверждена приказом Министерства финансов Челябинской области от 17.10.2016 N 01/5-212 "Об утверждении Типовой формы договора (соглашения) между главным распорядителем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением областных государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета".
Постановлением Министерства от 26.02.2019 N 15/2 утверждена форма соглашения о предоставлении субсидии для предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам (далее - Соглашение).
Пунктом 2 Соглашения устанавливается предельный размер Субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с настоящим Соглашением в 2019 году.
Согласно пункту 2 Соглашения о предоставлении субсидии от 25.04.2019 N 16 (далее - Соглашение N 16), заключенного между Министерством и ООО "ЮжуралспецМС", предельный размер Субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2019 году 20 860 429,10 руб.
В связи с изменением льготных тарифов на тепловую энергию для населения, установленных для ООО "ЮжуралспецМС" на второе полугодие 2019 года, между Министерством и ООО "ЮжуралспецМС" 22.08.2019 заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению N 16, в соответствии с пунктом 1.1 которого сумма Субсидии в 2019 году в размере 20 860 429,10 руб. увеличена на 39 125,14 руб.
Таким образом, предельный размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета ООО "ЮжуралспецМС" в 2019 году, составил 20 899 554,24 руб.: (20 860 429,10 руб. + 39 125,14 руб.).
Расчёт указанного предельного размера субсидии:
12 916 448,74 + 7 983 105,50 = 20 899 554,24.
Соглашение N 16 и дополнительное соглашение N 1 от 22.08.2019 к Соглашению N 16 со стороны ООО "ЮжуралспецМС" подписаны без замечаний и разногласий, в том числе: по вопросу предельного размера Субсидии, предоставляемой ООО "ЮжуралспецМС" из областного бюджета в 2019 году.
Пунктом 3.4. Соглашения N 16 установлено, что субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2019 год, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов годового отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год.
В 2019 году Министерством ООО "ЮжуралспецМС" выплачены субсидии на сумму 20 899 554,24 руб., в размере предельной суммы субсидии, предоставляемой из областного бюджета, установленной пунктом 2 Соглашения N 16 (с учетом пункта 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 22.08.2019 к Соглашению N 16), заключенного между Министерством и ООО "ЮжуралспецМС".
Таким образом, довод ответчика о том, что Министерство полностью исполнило свою обязанность по выплате субсидий ООО "ЮжуралспецМС" в 2019 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Челябинской области на 2019 год, в соответствии с пунктом 5 Порядка 2019, пунктом 2 Соглашения N 16 и пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 22.08.2019 к Соглашению N 16, является правомерным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 9 Порядка 2019 срок предоставления документов в Министерство для получения субсидии в целях компенсации получателям субсидии выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в декабре 2019 года - до 15 декабря 2019 года.
В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка 2019 Министерство осуществляет проверку представленных получателем субсидии документов на предмет соответствия требованиям пунктов 8 и 9 настоящего Порядка, а также проверку получателя субсидии на соответствие требованиям пункта 7 настоящего Порядка, а также проверку правильности расчетов суммы субсидий, и по результатам проведенных проверок принимает решение о предоставлении субсидии, либо об отказе в предоставлении субсидии.
10.12.2019 ООО "ЮжуралспецМС" обратилось в Министерство (рег. N N 13256/07, 13257/07) с заявками на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам, за ноябрь и декабрь 2019 года в общей сумме 4 958 032,49 руб.
На основании анализа документов, представленных ООО "ЮжуралспецМС" вместе с заявками N 107, 108, Министерством были сделаны выводы о соответствии получателя субсидии требованиям пункта 7 Порядка 2019 и о соответствии представленных получателем субсидии документов требованиям пунктов 8 и 9 Порядка 2019.
В то же время заявленная ООО "ЮжуралспецМС" сумма субсидий за ноябрь-декабрь (4 958 032,49 руб.) превысила остаток предельного размера субсидии, (4 157 097,05 руб.), определенный как разница между установленной пунктом 2 Соглашения от N 16 и пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 22.08.2019 к Соглашению N 16 предельной суммой субсидии в размере 20 899 554,24 руб. и предоставленной субсидии за январь - октябрь 2019 года в общей сумме 16 742 457,19 руб.
Превышение суммы заявки ООО "ЮжуралспецМС" над остатком предельной суммы субсидии обусловлено превышением фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению над плановым значением, учтенным при тарифном регулировании на 2019 год, и в соответствии с пунктом 5 Порядка 2019 не подлежит возмещению за счет бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Порядка 2019 превышение предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий финансовый год, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
На заседании Правления Министерства 23.12.2019 принято решение о выплате ООО "ЮжуралспецМС" субсидии за ноябрь-декабрь 2019 года в размере 4 157 097,05 руб. в соответствии с пунктом 5 Порядка 2019 в пределах указанной в Соглашении N 16 и дополнительном соглашении N 1 от 22.08.2019 предельной суммы субсидии в размере 20 899 554,24 руб. за минусом ранее предоставленной субсидии за январь - октябрь 2019 года в общей сумме 16 742 457,19 руб., что отражено в выписке из Протокола заседания Правления Министерства от 23.12.2019 N 99.
Размер субсидии за ноябрь-декабрь 2019 года определен Министерством в сумме 4 157 097,05 руб. в соответствии с требованиями пунктов 5 и 12 Порядка 2019, пунктов 2 и 3.4 Соглашения N 16 и пункта 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 22.08.2019.
Итоговая сумма субсидий, выплаченных Министерством ООО "ЮжуралспецМС" в течение 2019 года, составляет 20 899 554,24 руб., что соответствует в предельному размеру субсидии, предоставляемой из областного бюджета, установленному пунктом 2 Соглашения N 16 (с учетом пункта 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 22.08.2019 к Соглашению N16), заключенного между Министерством и ООО "ЮжуралспецМС".
Порядком 2019 и Соглашением N 16 не предусмотрена возможность предоставления Министерством дополнительных субсидий за 2019 год, связанных с превышением фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению за 2019 год над объемом полезного отпуска тепловой энергии, учтенным при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2019 год.
Реализовав потребителям дополнительный объем тепловой энергии, не предусмотренный при установлении экономически обоснованных и льготных тарифов на 2019 год, общество получило дополнительный сверхплановый доход, превышающий экономически обоснованную необходимую валовую выручку, определенную органом регулирования на 2019 год.
Министерством не определялась экономически обоснованная необходимая валовая выручка, соответствующая дополнительному объему тепловой энергии, реализованному ООО "ЮжуралспецМС" в декабре 2019 года.
На основании утвержденных тарифов формируются лимиты бюджетных обязательств, поэтому выплаты субсидий не могут превышать доведенные до министерства лимиты бюджетных обязательств.
Выплата субсидий в отношении сверхпланового объема тепловой энергии противоречит требованиям бюджетного законодательства и привела бы к формированию у ООО "ЮжуралспецМС" дополнительной прибыли, не предусмотренной при установлении тарифов, за счет средств бюджета Челябинской области, то есть к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебной коллегией рассмотрены и отклонены по вышеизложенным основаниям. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.11.2020 по делу N А76-9999/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮжуралспецМС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЮжуралспецМС" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 1083 от 05.11.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9999/2020
Истец: ООО "Южуралспец МС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов Челябиснкой области