г. Хабаровск |
|
28 января 2021 г. |
А04-7272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: Богдаева О.В. по доверенности от 13.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
на решение от 18.11.2020
по делу N А04-7272/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
о признании незаконным уведомления от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5398
третье лицо: государственное автономное учреждение Амурской области "Тындинский лесхоз",
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - также, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области, регистрирующий орган) о признании недействительным уведомления об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305, заключенного между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и государственным автономным учреждением Амурской области "Тындинский лесхоз" (далее - ГАУ АО "Тындинский лесхоз", Учреждение), от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5398 на объект недвижимости: кадастровый номер: 28:26:000000:83, земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда "Тындинского лесхоз", площадь 19 490 978 464 кв.м, адрес: Амурская область Тындинский район, Тындинский лесхоз.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Росреестра по Амурской области зарегистрировать договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305, заключенный между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ГАУ АО "Тындинский лесхоз", на объект недвижимости: кадастровый номер: 28:26:000000:83, земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда "Тындинского лесхоз", площадь 19 490 978 464 кв.м, адрес: Амурская область Тындинский район, Тындинский лесхоз.
Требования обоснованы тем, что действующим Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, в целях заготовки древесины в постоянное (бессрочное) пользование региональным государственным учреждениям. Следовательно, такой лесной участок правомерно предоставлен ГАУ АО "Тындинский лесхоз" в целях заготовки древесины на праве аренды.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-7272/2020.
Решением от 18.11.2020 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Управление Росреестра по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает на законность оспариваемого уведомления, поскольку из совокупности норм лесного и земельного законодательства следует, что действующее земельное законодательство не предусматривает возможности предоставления земельных участков (в том числе лесных) в аренду государственному автономному учреждению.
В этой связи Управление полагает, что решение о приостановлении государственной регистрации от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5398 является законным и обоснованным.
Заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Апелляционная жалоба была приняты к производству определением от 22.12.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Министерство и Учреждение отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель Министерства доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управления Росреестра по Амурской области, ГАУ АО "Тындинский лесхоз" не направили своих представителей в судебное заседание, отзыв на апелляционную жалобу не представили, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав пояснения представителя Министерства, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
27.03.2020 между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (арендодатель) и ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 305.
Согласно договору арендодатель на основании протокола о результатах аукциона N U26327-2 от 10.03.2020 предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование с целью заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1609,0 га, расположенный: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество", Сигиктинское участковое лесничество, квартала 310, 311 с кадастровым номером 28:26:000000:83 (номер учетной записи 125), номер учетной записи: 773-2020-01, условный номер лесного участка 10:254:15:0773.
14.04.2020 арендодатель обратился в ГАУ Амурской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области" г. Благовещенск) с заявлением о государственной регистрации прав аренды на недвижимое имущество N 28/301/003/2020-5398.
24.04.2020 Управление Росреестра по Амурской области в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приняло решение N 28/301/003/2020-5398 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305.
29.07.2020 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вынесено уведомление (решение) N 28/301/003/2020-5398 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права аренды на спорный лесной участок.
В обоснование принятого решения регистрирующим органом указано, что в качестве правоустанавливающего документа на регистрацию представлен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305, согласно которому арендатором является ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз", а в соответствии с нормами Земельного кодекса земельные участки могут находиться (предоставляться) у государственного автономного учреждения только на праве постоянного (бессрочного) пользования, так как статья 39.9 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления земельных участков в аренду государственному автономному учреждению.
Несогласие Министерства с вышеуказанным уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права аренды на спорный лесной участок, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленное требование, исходил из следующего.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В обоснование принятого решения регистрирующий орган сослался на то, что действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления земельных участков (в том числе лесных) в аренду государственному автономному учреждению.
При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 39.9 ЗК РФ).
Управлением Росреестра по Амурской области не учтено следующее.
В статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) изложены принципы лесного законодательства, содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ)
В соответствии с частью 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов, одним из видов использования лесов является заготовка древесины (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса.
Согласно части 8 указанной статьи ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, Лесным кодексом РФ установлена специфика отношений в сфере аренды лесных участков ввиду их особой общественной значимости, в связи с чем они подлежат публичному контролю, в том числе в части заключения и прекращения таких договоров.
По материалам дела судом установлено, что Министерство с целью извлечения арендатором прибыли, но и обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за эффективное использование и охрану лесных участков, а также поступления арендной платы в федеральный бюджет, по итогам проведения аукциона заключило с ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз" договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305.
Статьей 29.1 ЛК РФ предусмотрено, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Такие нормы предоставляют льготный режим осуществления права лесопользования тем субъектам, которые в соответствии с земельным законодательством имеют право получать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В рассматриваемом случае, как верно указано судом первой инстанции, Управлением Росреестра по Амурской области не учтено, что положения статьи 39.9 ЗК РФ не регламентируют порядок и условия предоставления государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование в целях ведения предпринимательской деятельности в виде заготовки древесины.
Такие случаи предусмотрены специальным законом - Лесным кодексом РФ.
Судом в данном случае учтено, что ЛК РФ, в отличие от ЗК РФ, ограничивает перечень организаций, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности могут быть переданы в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки древесины, только федеральными государственными учреждениями, к которым государственное автономное учреждение Амурской области "Тындинский лесхоз" не относится.
Указанное обстоятельство связано, прежде всего, с исключительной федеральной собственностью на лесные участки из состава земель лесного фонда, на которых проводится заготовка и переработка древесины.
Учитывая, что действующим Лесным кодексом РФ, так и Земельным кодексом РФ не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, в целях заготовки древесины в постоянное (бессрочное) пользование региональным государственным учреждениям, такой лесной участок правомерно и с учетом перечисленных выше норм ЛК РФ предоставлен ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз" в целях заготовки древесины именно на праве аренды.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные статьей 26 Закона N 218-ФЗ для приостановления государственной регистрации договора аренды лесного участка N 305 от 27.03.2020, и, предусмотренные статьей 27 Закона N 218-ФЗ, основания для отказа в его государственной регистрации, в связи с чем, уведомление от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5398 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии правовых оснований для вынесения Управлением Росреестра по Амурской области оспариваемого уведомления, которое не соответствует приведенным выше требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, создает препятствия для ее осуществления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно возложил на Управление Росреестра по Амурской области обязанность совершить действия по государственной регистрации права аренды по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 305, заключенному между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз", на объект недвижимости: кадастровый номер: 28:26:000000:83, земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда "Тындинского лесхоз", площадь 19 490 978 464 кв.м, адрес: Амурская область Тындинский район, Тындинский лесхоз.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.11.2020 по делу N А04-7272/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7272/2020
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Амурской области
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, ГАУ Амурской области "Тындинский лесхоз"