г. Чита |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А10-3705/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 октября 2020 года по делу N А10-3705/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" в лице "Теплоэнергосбыт Бурятии" (1047550031242, 7534018889) к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН: 1150327025386, ИНН: 0326543073) о признании незаконным и подлежащее отмене постановление от 05.08.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о прекращении производство по делу об административном правонарушении.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пурбуев З.Б., представитель по доверенности от 01.01.2021;
от заинтересованного лица: не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ПАО "ТГК N14"), обратился в суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора о признании незаконным постановления от 05.08.2020 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2020 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неверное толкование положениям ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 12.12.2020.
Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя Общества, пришел к следующим выводам.
Постановлением об административном правонарушении N 22/20 от 05.08.2020 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Диспозиция ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Субъектом ответственности за данное правонарушение являются, в том числе, юридические лица.
ПАО ТГК - 14, постановлением Администрации города Улан-Удэ от 15.07.2011 N 301 присвоен статус единой теплоснабжающей организации по г. Улан-Удэ.
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения, складывающиеся в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Объективная сторона правонарушения, вменяемого обществу, установлена протоколом об административном правонарушении от 29.07.2020 N 042-пр/20 и состоит в следующем.
Как установил административный орган и отразил в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении, 01.11.2018 преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии по линии ГВС был выведен из эксплуатации в связи с технической неисправностью (акт от 01.11.2020 N 39-0001281) (т. 1, л. 108).
В связи с тем, что преобразователь расхода входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии потраченной на подогрев воды не принят на коммерческий учет, объем тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, в целях предоставления услуги горячего водоснабжения за период с 01.11.2018 по 31.10.2019 был рассчитан исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды установленных в помещениях дома.
Из указанного следует, что прибор учета горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 19 по ул. Борисоева, г. Улан-Удэ в период с 01.11.2018 по 31.10.2019 находился в нерабочем состоянии.
В соответствии с ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО ТГК-14 при выявлении факта невыполнения собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, по ул. Борисоева, дом N 19 обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии и не устранении такого невыполнения до истечении двух месяцев с момента его выявления было обязано приступить к эксплуатации прибора с отнесением понесенных расходов на собственников прибора учета.
Таким образом, административный орган установил, что ПАО ТГК-14 в нарушение ч.9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не осуществлена деятельность по надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: г. Улан-Удэ, по ул. Борисоева, дом N 19.
Кроме того, административный орган установил, что общедомовой прибор учета (СТУ-1, заводской номер 1950) установленный в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, по ул. Борисоева, дом N 19 не соответствует п. 64-66 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, ввод прибора учета принимается в соответствии с проектом узла учета.
Суд первой инстанции, признавая, что указанное не свидетельствует о наличии в действиях общества события и объективной стороны вменяемого обществу правонарушения исходил из следующего.
В силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, обеспечение постоянной готовности общедомовых приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме должно осуществляться в рамках управления многоквартирным домом.
Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Как указал суд первой инстанции, административным органом не учтено то, что обязанность надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, в силу указанных выше норм жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении возложена на Управляющую компанию и только в случае невыполнения ею работ по содержанию общего имущества надлежащим образом, либо в случае отказа РСО исполнить свои обязательства, может наступить ответственность РСО.
Суд апелляционной инстанции, оценивая указанное и доводы апелляционной жалобы исходит из следующего.
Действительно, в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Вместе с тем, как указывает административный орган, особенность содержания общедомовых приборов учета энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы регулируется в особом порядке Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так частью 9 ст. 13 названного закона установлено следующее.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Как было указано, выше ПАО "ТГК-14" относится к теплоснабжающей организации тепловой энергии и одновременно осуществляет передачу тепловой энергии и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, по ул. Борисоева, дом N 19, что не оспаривается участниками дела.
Частью 12 ст. 13 названного закона установлено следующее.
До 1 января 2012 года, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 1 января 2012 года, положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Из указанного прямо следует, что при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета, а при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает особый порядок содержания приборов учета, возлагая на организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома обязанности при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Как следует из материалов дела, ПАО "ТГК-14" являясь организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией, ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного многоквартирного дома, 01.11.2018 знало о том, что прибор учета выведен из эксплуатации (т. 1, л. 108).
Следовательно, в силу положений ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО "ТГК-14" при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Учитывая, что при составлении акта от 01.11.2018 присутствовал представитель управляющей компании ООО "ОРС", ПАО "ТГК-14" при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
При этом суд апелляционной инстанции усматривает, что поскольку собственники помещений многоквартирного дома не заключили с ПАО "ТГК-14" договора в порядке, установленном Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", то управляющая компания обязана была в разумный срок после выявления факта вывода прибора учета устранить выявленное нарушение и ввести прибор учета в эксплуатацию. Таким разумным сроком суд апелляционной инстанции полагает признать два месяца, поскольку аналогичный срок отведен уполномоченной теплоснабжающей организации на ввод прибора учета в эксплуатацию, если этого не сделала управляющая компания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается несоблюдение ПАО "ТГК-14" установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, что свидетельствует о наличии в действиях общества события и объективной стороны вменяемого правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).
Как следует из материалов дела, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как в силу своего правого статуса, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ч. 12 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Размер санкции определен обществу в минимальном размере с учетом требований ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению суда апелляционной инстанции, общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 305-АД18-13890 по делу N А41-89478/2017 разъяснено, что данное правонарушение носят длящийся характер, окончено 31.10.2019, установлено 29.07.2020, а срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права, решение суда в порядке ст. 270 АПК подлежит отмене, в требованиях обществу надлежит отказать.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "19" октября 2020 года по делу N А10-3705/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3705/2020
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14 в лице филиала Теплоэнергосбыт Бурятии
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора