г. Томск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А03-12141/2020 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Казанцевой Татьяны Федоровны (N 07АП-11768/20) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.11.2020 по делу N А03-12141/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) к индивидуальному предпринимателю Казанцевой Татьяне Федоровне (ОГРНИП 314221023900022, ИНН 221000037240) о взыскании финансовой санкции за непредставление сведений в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2019 года в размере 5 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Казанцевой Татьяне Федоровне (далее - ИП Казанцева Т.Ф., предприниматель) о взыскании финансовой санкции за непредставление сведений в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 2 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2019 года в размере 5 000 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.11.2020 (резолютивная часть от 28.10.2020) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Казанцева Т.Ф. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что органы пенсионного фонда не наделены правом самостоятельно, в досудебном порядке привлекать к ответственности страхователей.
Шестимесячный срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истек на момент обращения заявителя в суд, что исключает возможность для удовлетворения заявленных требований.
Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Казанцева Т.Ф. является страхователем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, имеет регистрационный номер в ПФР - 032-008-101984 и в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ обязана представлять сведения о каждом застрахованном лице.
02.03.2020 предпринимателем представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2019 года в отношении 10 застрахованных лиц. Расчет был представлен в Управление по телекоммуникационным каналам связи.
Пенсионным фондом на основании представленных сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2019 года составлен акт от 13.03.2020 N 032S18200003059 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано время и место рассмотрения материалов проверки с учетом представленных страхователем документов.
Акт проверки направлен страхователю заказным письмом 16.03.2020. Предприниматель на рассмотрение материалов проверки не явился, просила рассмотреть акт проверки в ее отсутствие, указала на то, что сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2019 года ошибочно не были сданы в установленный срок, при вынесении решения просила учесть трудное материальное положение в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, введение режима повышенной готовности и самоизоляции.
Установив, что ИП Казанцевой Т.Ф. нарушен порядок предоставления отчетности, Пенсионным фондом вынесено решение от 16.04.2020 N 032S19200003631 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 5 000 руб. (отчетный период июнь 2019 года), направлено страхователю заказным письмом 17.04.2020.
Пенсионным фондом страхователю выставлено требование от 19.05.2020 N 032S00004322 с указанием срока добровольной уплаты финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Срок для добровольной уплаты финансовых санкций установлен до 08.06.2020. Требование направлено страхователю заказным почтовым отправлением согласно списку внутренних почтовых отправлений 19.05.2020.
Поскольку в установленный срок требование не исполнено, сумма штрафа в общем размере 5 000 руб. предпринимателем не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчетности по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июнь 2019 года в размере 5 000 руб. (500 руб. х 10).
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным судебным актом по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за июнь 2019 года - не позднее 15 июля 2019 года.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Указанными нормами права установлены специальные меры воздействия, которые подлежат применению в случае неисполнения страхователем возложенных на него законом публично правовых обязанностей. Непредставление в установленные сроки отчетности может явиться основанием для привлечения органом Пенсионного фонда страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы подателя жалобы о том, что органы пенсионного фонда не наделены правом самостоятельно, в досудебном порядке привлекать к ответственности страхователей
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступающей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции учреждение вправе обратиться в суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
На основании решения от 16.04.2020 Пенсионный фонд направил в адрес предпринимателя требование от 19.05.2020 об уплате финансовых санкций до 08.06.2020, следовательно, последний день подачи заявления в суд в соответствии с установленным законом сроком о взыскании штрафа - 08.12.2020, Пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд 01.09.2020, то есть в пределах срока.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июнь 2019 года на 10 застрахованных лиц.
Как указывалось выше, первоначально сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" июнь 2019 года на 10 застрахованных лиц представлены страхователем в территориальный орган пенсионного фонда 02.03.2020, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Факт нарушения, количество сведений о застрахованных лицах и правильность расчета штрафа (500 руб.) подтверждены материалами дела, по существу ответчиком не оспорены.
Таким образом, поскольку предприниматель первично не исполнил обязанность по представлению данных о застрахованных лицах в установленные сроки, суд апелляционной инстанции считает правильным довод Пенсионного фонда о том, что 02.03.2020 страхователь представил исходную форму СЗВ-М за июнь 2019 года в отношении 10 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя нарушения Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
С учетом этого, поскольку страхователь подал первоначально сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" июнь 2019 года с нарушением срока, то у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Исходя из позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области", в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
Право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Указанная правовая позиция сохраняет свою силу до настоящего момента.
Вместе с тем в материалы настоящего дела предпринимателем не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о наличии смягчающих ответственность обстоятельств или о малой тяжести содеянного. Апелляционный суд из материалов дела таких обстоятельств не усматривает, в связи с чем не находит оснований для снижения санкции.
В рассматриваемом случае суд посчитал, что нарушение заявителем срока представления сведений персонифицированного учета свидетельствует о пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению установленной законом публично-правовой обязанности.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае предпринимателю назначено справедливое и соразмерное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного страхователем требования.
Суд апелляционной инстанции, учитывая характер совершенного страхователем правонарушения (непредставление в установленный срок сведений о 10 застрахованных лицах), значительный срок нарушения (нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах составило более 7 месяцев), степень вины правонарушителя, отсутствие каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, исключающих возможность либо препятствовавших представлению сведений в установленный срок, приходит к выводу, что размер примененных финансовых санкций соразмерен конституционно закрепленным целям законодательства о страховых взносах и персонифицированном учете и охраняемым законом интересам (учитывая, что обязанность страхователя по представлению сведений о застрахованных лицах непосредственно связана с осуществлением Пенсионным фондом его функций и задач по контролю за правомерностью выплаты страховых пенсий), а также характеру совершенного деяния.
Заявление Пенсионного фонда и приложенные к нему документы поступили в арбитражный суд в электронном виде через систему подачи документов "Мой арбитр".
Копия определения о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 04.09.2020 направлена ИП Казанцевой Т.Ф. заказным письмом с уведомлением о вручении (N 65699851049947) и согласно информации, размещенной на официальном сайте АО "Почта России", получена 09.09.2020.
Отзыв на заявление предприниматель представила в суд 01.10.2020 (поступил по почте).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предприниматель могла ознакомиться с материалами дела в электронном виде в режиме ограниченного доступа и представить в суд мотивированные возражения, в том числе, которые были представлены в отношении акта проверки.
К заявлению Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций приложена почтовая квитанция от 31.08.2020 и список почтовых отправлений о направлении в адрес предпринимателя.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12141/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Казанцевой Татьяны Федоровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12141/2020
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Славгороде межрайонное
Ответчик: Казанцева Татьяна Федоровна