г. Вологда |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А13-5810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от администрации Череповецкого муниципального района Соловьева В.А. по доверенности от 20.07.2018 N 1-10/121, от Департамента финансов Вологодской области Щекина И.С. по доверенности от 11.01.2021 N 10-10/7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2020 года по делу N А13-5810/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Череповецкого муниципального района (ОГРН 1023502294947 ИНН 3523002713; адрес: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 2; далее - департамент финансов) о признании незаконным распоряжения от 06.02.2020 N 53 "О применении бюджетной меры принуждения", о признании незаконными действий по направлению уведомления от 11.02.2020 N 12 об изменении лимитов бюджетных обязательств и применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в сумме 654 225 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент образования Вологодской области (ОГРН 1023500882998, ИНН 3525043641; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 114; далее - департамент образования), Управление образования администрации Череповецкого муниципального района (ОГРН 1033500887452, ИНН 3523002223; адрес: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; далее - управление образования).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент финансов с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что ответчиком соблюдены требования действующего законодательства при применении бюджетной меры принуждения в отношении администрации.
Представитель департамента финансов в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От департамента образования и управления отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках подпрограммы "Развитие общего и дополнительного образования детей" государственной программы "Развитие образования Вологодской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1243, на основании соглашения от 13.04.2018 N 19656000-1-2018-002, заключенного департаментом образования и администрацией, бюджету Череповецкого муниципального района предоставлена из бюджета Вологодской области в 2018 году субсидия на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом на общую сумму 2 650 000 руб. (том 1, листы 54 - 65).
В пункте 1.2 данного соглашения указано, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению 1 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 13.11.2017 N 1002 "Об утверждении перечня мероприятий Вологодской области по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом".
В приложении 1 к соглашению утвержден Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В их числе указано оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного сооружения муниципального образовательного учреждения "Ботовская школа" (далее - МОУ "Ботовская школа", школа) на общую сумму 901 800 руб.
Субсидия перечислена платежным поручением от 20.08.2018 (том 2, лист 32).
Управлением образования (учредитель) и МОУ "Ботовская школа заключено соглашение от 14.08.2018 о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетными учреждениями района на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (том 1, листы 66 - 68).
По условиям данного соглашения учредитель перечисляет школе субсидию в размере 901 800 руб. на реализацию мероприятия по пункту 1.1.4 программы "ремонт спортзалов, создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физкультурой и спортом".
Субсидия перечислена школе платежным поручением от 14.08.2018 N 2769 (том 1, лист 69).
МОУ "Ботовская школа" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Соловьевым А.В. (поставщик) заключены договоры поставки оборудования от 18.06.2018 N 10/18, 9/18, по условиям которых поставщик принял на себя обязательство по поставке и установке в рамках создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом спортивный инвентарь и оборудование для открытого спортивного сооружения (пришкольный стадион), в том числе футбольное поле для мини-футбола по цене контракта 333 094 руб. и беговую дорожку и яму для прыжков в длину согласно спецификации по цене контракта 322 531 руб. соответственно.
Товары поставлены школе 25.07.2018 и оплачены заказчиком платежными поручениями от 23.08.2018 N 514, 515, 516 (том 1, листы 70 - 90).
На основании распоряжения от 18.10.2018 N 397 во исполнение поручения Губернатора области от 03.10.2018 N ПГ.01-391/18 в рамках мероприятий внутреннего государственного финансового контроля департаментом финансов в период с 22.10.2018 по 14.12.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета бюджету Череповецкого муниципального района за 2017 год и январь-сентябрь 2018 года в администрации Череповецкого муниципального района с проведением встречных проверок.
По результатам данной проверки ответчиком составлен акт от 14.12.2018.
Также в адрес администрации вынесены предписание от 07.02.2019 N их.42-0480/19 и представление от 07.02.2019 N их.42-0481/19.
При этом в пункте 1 представления указано на выявленное проверкой нецелевое использование средств субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2018 году в сумме 654,2 тыс. руб.
Департамент финансов пришел к выводу о том, что управлением образования средства субсидии, предоставленные департаментом образования на оснащение спортивным оборудованием и инвентарем плоскостных сооружений школы, направлены на приобретение футбольного поля, асфальтированной беговой дорожки, ямы для прыжков в длину, которые в соответствии с нормативными правовыми актами не относятся к спортивному оборудованию.
Срок исполнения названного представления установлен до 29.03.2019.
Начальнику управления расходов департамента финансов направлено уведомление Контрольно-ревизионного управления департамента о применении бюджетных мер принуждения от 22.01.2019 N 7, полученное первым 01.02.2019 (том 1, листы 46 - 49).
Распоряжением от 06.02.2020 N 53 департамент финансов применил бюджетную меру принуждения в виде сокращения дотации на реализацию расходных обязательств муниципальных образований области в части обеспечения выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений, подлежащих перечислению в бюджет Череповецкого муниципального района в 2020 году, в сумме 654 225 руб. (том 1, листы 91 - 92).
Уведомлением от 11.02.2020 N 12 об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год подтверждено исполнение распоряжения (том 1, лист 97).
Не согласившись с названым распоряжением департамента финансов, а также с действиями ответчика по направлению уведомления от 11.02.2020 N 12 об изменении лимитов бюджетных обязательств и применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в сумме 654 225 руб., администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда, поскольку суд правомерно руководствовался следующим.
Как верно установлено судом, в силу положений статей 157, 265, 266.1, 267.1, 269.2 БК РФ, статьи 38 Закона Вологодской области от 19.02.2008 N 1758-ОЗ "О бюджетном процессе в Вологодской области" (далее - Закона N 1758-ОЗ), пунктов 1.1, 3.1.23, 3.6.32 Положения о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 16.08.2005 N 882 (далее - Положение N 882), пунктов 3, 4, 5, 19, 35, 46 Порядка осуществления департаментом финансов полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденному постановлением правительства Вологодской области от 01.04.2014 N 265 (далее - Порядок N 265), департамент финансов наделен полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета, главными распорядителями и получателями средств областного бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты, в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета.
В силу части 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 3 статьи 265 БК РФ).
К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов (абзац четвертый части 1 статьи 269.2 БК РФ).
В порядке части 2 статьи 269.2 упомянутого Кодекса при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
-направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно части 1 статьи 306.2 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения уведомления от 22.01.2019 N 7) бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, в том числе приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (абзац пятый части 2 статьи 306.2 названного Кодекса).
В силу части 5 статьи 306.2 БК РФ (в той же редакции) под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
На основании части 6 статьи 306.2 БК РФ решения о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежат принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.
На момент совершения оспариваемых действий по направлению уведомления от 11.02.2020 N 12 об изменении лимитов бюджетных обязательств и применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в сумме 654 225 руб. статья 306.2 БК РФ действовала в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ.
Так, согласно абзацу третий части 5 статьи 306.2 БК РФ в случае неустранения бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса и указанного в представлении, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения представления, уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилась проверка (ревизия).
Абзацем первым части 6 этой же статьи Кодекса предусмотрено, что решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.
При этом, как определено в абзаце третьем части 6 статьи 306.2 БК РФ, по решению Министерства финансов Российской Федерации, финансового органа субъекта Российской Федерации, финансового органа муниципального образования срок исполнения бюджетной меры принуждения, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может быть продлен в случаях и на условиях, установленных соответствующим финансовым органом в соответствии с общими требованиями, определенными Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 306.3 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) указанных решений или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) указанных решений соответственно Федеральному казначейству, финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органам управления государственными внебюджетными фондами, копии соответствующих решений - органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля, указанным в решениях о применении бюджетных мер принуждения.
Судом установлено, что с 19.02.2019 вступили в силу и применяются Правила принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 N 91 (далее - Правила N91).
Так, согласно подпункту "г" пункта 7 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) в случае отправки в уполномоченный орган уведомления, сформированного и (или) направленного органом государственного (муниципального) финансового контроля с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, уполномоченным органом принимается решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 8 Правил N 91 уполномоченным органом принимается решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения в срок, определенный абзацем первым пункта 6 статьи 306.2 БК РФ для принятия уполномоченным органом решения о применении бюджетных мер принуждения, в случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящих Правил.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в связи с введением в действие Правил N 91 процедура применения бюджетных мер принуждения предусматривает безусловную обязанность уполномоченного органа в случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 7, принять решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
При этом в отличие от ранее действовавшей редакции части 5 статьи 306.2 БК РФ на момент совершения ответчиком оспариваемых действий уведомление о применении бюджетных мер принуждения могло быть направлено в случае неустранения бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса, и указанного в представлении.
Вместе с тем, как установлено судом и не отрицается подателем жалобы, в оспариваемом распоряжении отсутствует какая-либо информация о принятии департаментом финансов мер по получению от администрации или иных уполномоченных органов сведений и доказательств об устранении бюджетного нарушения.
Обстоятельства и доказательства, собранные ответчиком до вынесения оспариваемого распоряжения, которые достоверно подтверждают факт неустранения бюджетного нарушения, в этом ненормативном правовом акте вообще и не отражены.
Представитель департамента финансов в судебном заседании подтвердил, что такие доказательства в материалы дела ответчиком не представлялись.
В апелляционную инстанцию такие доказательства подателем жалобы также не предъявлены, на их наличие в апелляционной жалобе не ссылается.
Следовательно, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ апеллянтом не доказана обоснованность своих доводов о законности принятого распоряжения и совершенных действий, оспариваемых в настоящем деле.
В свою очередь, как справедливо отмечено судом первой инстанции, необходимо учитывать, что применение мер бюджетного принуждения является мерой ответственности за совершенное бюджетное правонарушение.
Исходя из общих правил действия закона во времени, по отношениям, возникшим до введения в действие акта законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Процессуальные действия совершаются в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими во время совершения этих действий.
Статьей 54 Конституции РФ закреплено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о существенном нарушении департаментом финансов порядка принятия решения о применении бюджетной меры принуждения, поскольку наличие правовых оснований для принятия распоряжения от 06.02.2020 N 53 и направления уведомления от 11.02.2020 N 12 ответчиком документально не подтверждено.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, не подкрепленные допустимыми доказательствам, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2020 года по делу N А13-5810/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5810/2020
Истец: Администрация Череповецкого муниципального района
Ответчик: Департамент финансов Вологодской области
Третье лицо: Департамент образования Вологодской области, Управление образования администрации Череповецкого муниципального района