Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2021 г. N Ф07-2860/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А21-3800/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя);
от ответчика (должника): не явился, извещен, представитель не подключился к сервису онлайн-заседаний,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34394/2020) ИП Купцова Павела Михайловича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2020 по делу N А21-3800/2020, принятое
по иску ГП КО "Единая система обращения с отходами"
к ИП Купцов Павел Михайлович
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, ГП КО "ЕСОО", Предприятие, Региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Купцова П.М. (далее - ответчик, ИП Купцов П.М., Предприниматель) 22 310 рублей 95 копеек задолженности за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 по договору N 230103941 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019, 1 678 рублей 47 копеек пени за период с 10.10.2019 по 20.03.2020.
Решением суда от 21.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ИП Купцов П.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение по исковому заявлению ГП КО "ЕСОО" к ИП Купцову П.М. отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Пунктом 7 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Услуга со стороны истца по указанному договору в период с 01.01.2019 по 30.09.2019 оказана ответчику не была. Твердые коммунальные отходы в указанный период не вывозились, но счета истцом регулярно выставлялись.
17.12.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ГП КО "ЕСОО" поступил отзыв на апелляционную жалобу ИП Купцова П.М., в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Также 17.12.2020 в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя регионального оператора.
14.01.2021 лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Апелляционным судом было удовлетворено ходатайство ответчика об участии в судебном заседании посредством on-line заседания, однако на момент проведения судебного заседания представитель Предпринимателя не подключился к сервису on-line заседаний.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ГП КО "ЕСОО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности Регионального оператора с 01.01.2019.
Истец действует на основании Лицензии N (39) - 4360 - СТУРБ/П от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Предпринимателя является выращивание овощей, бахчевых, корнеплодов и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей.
01.01.2019 между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен Договор, согласно условиям, которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к Договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 (п. 5 договора).
Нормативы накопления ТКО в муниципальных образованиях Калининградской области для многоквартирных домов установлены в приложении N 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 и рассчитываются исходя из количества проживающих.
В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-04кк/18" и составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 510,75 руб./куб. м (с НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 488,57 руб./куб. м (с НДС).
Пунктом 7 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Согласно пункту 9 договора Региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно- телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от Регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть Региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес Регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если Потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от Регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной Региональным оператором в полном объеме и принятой Потребителем.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (п. 17 Договора).
Истец предоставил ответчику акт N 38615 от 30.09.2019 оказанных услуг, который подписан сторонами без замечаний.
3.02.2020 Арбитражным судом Калининградской области был выдан приказ на взыскание с Предпринимателя задолженности; в связи с поступившими возражениями, приказ отменен.
За период с 01.01.2019 по 30.09.2019 истец оказал услуги по договору на сумму 24 550,12 руб., из которых ответчик оплатил 2239,27 руб., что было учтено истом при расчете размера задолженности.
Согласно пункту 24 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате ответчику начислена неустойка (пени) за период 10.10.2019 г. по 20.03.2020 г.
Поскольку ответчик оплату задолженности и неустойки в добровольном порядке не произвел, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Сложившиеся отношения между истцом и ответчиком по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, отношения по которым регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С учетом требований статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее -Правила N1156), в силу пункта 8(18) которых до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Следовательно, договор считается заключенным.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Факт оказания истцом услуг в соответствии с условиями договора подтверждается материалами дела.
Однако доказательств полной оплаты оказанных истцом услуг ответчиком не представлено.
При этом ответчиком не представлены доказательства того, что с января 2019 по август 2019 хозяйственная деятельность Предпринимателем не осуществлялась, твердые коммунальные отходы не образовывались, либо доказательства того, что услуги по вывозу ТКО оказывались Предпринимателю иным лицом.
Помимо этого договор заключен на основании заявления ответчика от 23.08.2019, в котором сам Предприниматель просил заключить договор с 01.01.2019, указанные обстоятельства стороны согласовали в пункте 5 договора.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2020 по делу N А21-3800/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3800/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ИП Купцов Павел Михайлович