Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2021 г. N Ф10-1899/21 настоящее постановление оставлено без изменения
25 января 2021 г. |
Дело N А83-8995/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Крымторг-С" - Кашелкин Н.А. по доверенности от 09.01.2019,
в отсутствии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года по делу N А83-8995/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымторг-С" об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крымторг-С" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее по тексту - пенсионный фонд) от 28.01.2020 N 091S19200000765 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в размере 431000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконным оспариваемое решение пенсионного фонда, распределил расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как пенсионным фондом установлено несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от пенсионного фонда поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
От общества до начала судебного заседания поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 января 2020 года пенсионным фондом принято решение N 091S19200000765 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексу - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета поданы в установленный Законом N 27-ФЗ срок, а допущенную техническую ошибку общество выявило самостоятельно и ранее пенсионного фонда, а также исправило самостоятельно уже в этот же рабочий день.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что исходная форма СЗВ-М за август 2019 года был направлен обществом в адрес пенсионного фонда 05.09.2019, который был получен и принят, что подтверждается отчетами в системе электронного документооборота.
04.10.2019 обществом повторно представлен отчет по форме СЗВ-М за август 2019 года с типом формы исходная. Протокол приема отрицательный -отказано в обработке, так как исходная форма принята и учтена 05.09.2020.
Как следует из пояснений общества 04.10.2019 произошел технический сбой в работе программы для передачи отчетности "КОНТУР.Экстерн" (далее -программа электронного документооборота) в результате которого, одновременно с отчетом общества СЗВ-М за сентябрь 2019 года также был повторно направлен исходный отчет за август 2019 года (разница во времени получения ПФР менее 5 минут).
04.10.2019 обществом самостоятельно выявлена ошибка и проведена отмена направленного в результате технического сбоя программы исходного отчета за август 2019 г. от 04.10.2019. Данная отмена проведена обществом согласно пункту 3 Постановления Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" ""отмн" -отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период".
07.10.2019 обществом предоставлен отчет по форме СЗВ-М за август 2019 года с типом формы дополняющая, протокол приема положительный, после чего, в этого же день, общество через "КОНТУР.Экстерн" направило в пенсионный фонд официальное письмо с просьбой не принимать повторно направленный 04.10.2019 исходный отчет за август 2019 г. и отменяющий его отчет от 04.10.2019.
Пенсионный фонд, определив данное обстоятельство как представление страхователем в отношении указанных в формах застрахованных лиц неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
09.12.2019 пенсионным фондом проведена проверка правильности, полноты и своевременности предоставления сведений, по результатам которой составлен акт N 091S18190019374 и зафиксировано нарушение обществом п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ - сведения за август 2019 года о 862 застрахованных лицах предоставлены обществом с нарушением срока - 07.10.2019.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Судом установлено, что все три отчета СЗВ-М за август 2019 года (исходный от 05.09.2019, исходный от 04.10.2019 (направленный ошибочно) и дополняющий от 07.10.2019) содержали идентичные и достоверные сведения, а также поданы в полном объеме по всем 862 застрахованным лицам.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что обществом исходный отчет СЗВ-М за август 2019 года подан в установленный Законом N 27-ФЗ срок, а допущенную техническую ошибку общество выявило самостоятельно и ранее пенсионного фонда, а также исправило самостоятельно уже в тот же день.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества, первоначально представившего достоверные сведения персонифицированного учета и впоследствии ошибочно отмененных ввиду допущенных технических ошибок, отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Также суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции исходя из анализа норм статьи 110 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, обоснованно взыскал с пенсионного фонда в пользу учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года по делу N А83-8995/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8995/2020
Истец: ООО "КРЫМТОРГ-С"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ