Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2021 г. N Ф03-2092/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 января 2021 г. |
А04-40/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Червенко К.Г. по доверенности от 08.07.2020;
от Министерства обороны Российской Федерации: Червенко К.Г. по доверенности от 13.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Белогорска
на решение от 09.11.2020
по делу N А04-40/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115)
к администрации города Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986)
об обязании принять имущество,
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "Город Белогорск" Амурской области в лице администрации города Белогорска (далее - администрация г. Белогорска, Администрация, ответчик) о возложении на ответчика обязанности подписать передаточные акты, подписать акты о приеме - передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101, а также внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету объекты недвижимого имущества во исполнение приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 204 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Белогорск" Амурской области" на следующие объекты недвижимого имущества:
1. Земельный участок с кадастровым N 28:02:000491:1053, общей площадью 885 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
2. Земельный участок с кадастровым N 28:02:000076:34, общей площадью 30674 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Авиационная, в/г N 7;
3. Здание хранилища N 429 с кадастровым N 28:02:000077:810, инвентарный номер 429, общая площадь 838,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
4. Здание хранилища N 545 с кадастровым N 28:02:000077:763, инвентарный номер 454, общая площадь 593,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
5. Скважина 267, инвентарный N 221, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Никольское шоссе, в/г N 6;
6. Наружная сеть водоснабжения инв. 190, инвентарный N 000000000004003, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
7. Наружная сеть канализации инв. 203, инвентарный N 000000000004001, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
8. Наружная тепловая сеть инв. N 167, инвентарный N 000000000003998, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
9. Сеть горячего водоснабжения инв. N 100, инвентарный N 000000000003929, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
10. Сеть горячего водоснабжения инв. N 101, инвентарный N 000000000003920, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
11. Наружная сеть водоснабжения, в/ч 76436 (1052), инвентарный N 000000000004024, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
12. Наружная сеть канализации инв. 319, инвентарный N 000000000004045, расположенная Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
13. Наружная сеть водоснабжения, в/ч 21720 (БПК) (325), инвентарный N 000000000004036, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
14. Наружная сеть канализации инв. (206), инвентарный N 000000000004027, расположенная Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
15. Наружная тепловая сеть в/ч 21720 БПК (1063), инвентарный N 000000000004031, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
16. Наружная тепловая сеть инв. 162, инвентарный N 000000000004047, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7.
Исковые требования мотивированы отказом ответчика от подписания актов и внесения в реестр муниципального имущества поименованных объектов, право собственности, на которые возникло у Администрации на основании приказов Минобороны России N 204 от 03.03.2017 и N 685 от 06.08.2017.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-40/2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России). Определением суда от 17.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Решением от 09.11.2020 исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету, подписать акты о приеме - передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 на расположенные по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6 объекты недвижимого имущества: - наружная сеть водоснабжения инв. 190, инвентарный N 000000000004003; - наружная сеть канализации инв. 203, инвентарный N 000000000004001; - наружная тепловая сеть инв. N 167, инвентарный N 000000000003998; - сеть горячего водоснабжения инв. N 100, инвентарный N 000000000003929; - сеть горячего водоснабжения инв. N 101, инвентарный N 000000000003920. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны не согласившись с принятым по делу судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права в части отказа в удовлетворении иска в полном объеме, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в удовлетворении иска отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны привело следующие доводы:
- выводы суда сделаны без учета того факта, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 04.12.2007 N 828-О-П разъясняла порядок применения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (действовавшего до издания и вступления в действие Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ), в котором вопрос согласия не рассматривался;
- суд не учел, что Федеральный закон от 08.12.2011 N 424-ФЗ, изданный и вступивший в действие после правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривает одностороннюю передачу недвижимого имущества, не оговаривая возможность отказа муниципальных образований;
- суд не принял во внимание, орган местного самоуправления произвольно отказался от согласования приема-передачи имущества.
В свою очередь, администрация г. Белогорска не согласившись с принятым по делу судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России в полном объеме.
Доводы Администрации сводятся к следующему:
- при решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в муниципальную собственность, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по указанному вопросу, согласно которой необходимо выявлять позицию органов местного самоуправления, которая определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и её субъектов;
- отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения;
- указанные выше положения законов не могут рассматриваться как позволяющие, в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий;
- несогласие принятия в муниципальную собственность имущества сопряжено с неудовлетворительным техническим состоянием части передаваемых объектов и невозможности их использования по целевому назначению без значительных финансовых вложений;
- судом не учтено, что такие объекты имущества, как наружная сеть водоснабжения, инв. N 190, наружная сеть канализации, инв. N 203, наружная сеть водоснабжения инв. 203 (не поставлены на кадастровый учет, не указано их месторасположение), в связи с этим оценить их техническое состояние и целесообразность использования данных объектов с учетом вопросов местного значения городского поселения не представляется возможным.
Апелляционные жалобы были приняты к производству определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 и от 22.12.2020 соответственно.
До начала судебного заседания от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
В судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны России, поддержал жалобу ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, не согласился с апелляционной жалобой Администрации.
Выслушав пояснения лица, участвующего в судебном заседании, изучив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 204 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Белогорск" Амурской области" (далее - Приказ N 204), в муниципальную собственность муниципального образования "Город Белогорск" Амурской области" переданы объекты недвижимого имущества военных городков N 6 и N 7 (г. Белогорск).
26.04.2017 между ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России и муниципальным образованием подписан передаточный акт N 251 и имущество, обозначенное в приказе, принято в муниципальную собственность.
В соответствии с письмом главы муниципального образования от 19.06.2017 N 01-01/3052 администрация ходатайствовал о передаче в собственность муниципального образования г. Белогорск Амурской области недвижимого имущества военных городков N 6 и N 7, не вошедшего в приказ N 204. В частности предлагалось передать инженерные сети: теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, относящихся к объектам недвижимого имущества военного городка N 6, переданных и планируемых к передаче в муниципальную собственность г. Белогорска.
На основании обращения главы муниципального образования от 19.06.2017 N 01-01/3052, которым глава ходатайствовал о передаче объектов, не вошедших в Приказ N 204, Учреждением организована работа по дополнительной передаче объектов недвижимости военных городков NN 6, 7.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.08.2017 N 685 в Приказ N 204 внесены изменения, в соответствии с которыми в муниципальную собственность дополнительно передаются 16 объектов недвижимого имущества, в том числе 2 земельных участка.
Письмом от 16.08.2019 N 141/6/06-05/10906 ответчику направлен передаточный акт для подписания.
Письмом от 05.09.2019 N 141/6/06-05/11677 ответчику направлены для подписания первичные учетные документы на 16 передаваемых объектов недвижимого имущества.
Письмом от 27.09.2019 г. N 01-01/5814 Администрация сообщила, что для принятия решения по вопросу передачи в муниципальную собственность города Белогорска указанных в вашем запросе 16 объектов недвижимости военных городков N 6, N 7, расположенных по адресу: Амурская область, город Белогорск необходимо дополнительно предоставить техническую и правоустанавливающую документацию на данные объекты.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском об обязании Администрации подписать передаточные акты на объекты недвижимости, а также внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету указанные выше объекты недвижимого имущества.
В соответствии с передаточным актом от 20.20.2020 N 5 ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России передало, а муниципальное образование "Город Белогорск" приняло в собственность следующие объекты:
- земельный участок с кадастровым N 28:02:000491:1053, общей площадью 885 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
- земельный участок с кадастровым N 28:02:000076:34, общей площадью 30674 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Авиационная, в/г N 7;
- здание хранилища N 429 с кадастровым N 28:02:000077:810, инвентарный номер 429, общая площадь 838,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
- здание хранилища N 545 с кадастровым N 28:02:000077:763, инвентарный номер 454, общая площадь 593,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
- скважина 267, инвентарный N 221, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Никольское шоссе, в/г N 6.
Письмом от 15.05.2020 N 2309 МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" направило ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России подписанные акты сверки N 21 взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчетам, извещение N 00000062 от 19.05.2020 г., акт N 00000056 о приеме-передаче нефинансовых активов от 19.05.2020 г., акт N 00000057 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.05.2020.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела суд установил, что рассматриваемый спор возник между сторонами в связи с отказом органа местного самоуправления подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету объекты недвижимости в соответствии с Приказом Минобороны России от 03.03.2017 N 204 с учетом внесенных изменений Приказом от 06.08.2017 N 685.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу пункта 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
На основании пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона, в случае, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов.
Министерство обороны Российской Федерации на основании подпункта "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В порядке подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, Минобороны России правомерно распорядилось своим имуществом путем издания Приказа N 204, с учетом приказа N 685, поскольку принятое решение свидетельствует о том, что необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства отпала (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
По смыслу частей 1, 3 статьи Федерального закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества может быть принято уполномоченным федеральным органом самостоятельно, когда у военного ведомства отпала необходимость в его использовании, или в связи с подачей соответствующего заявления главой поселения, на территории которого расположено имущество.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. В системе действующего правового регулирования необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
Соответственно, указанные законоположения не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, установленных статьями 8, 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации, - принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Из акта обследования от 14.02.2020 следует:
- по пункту N 67 инв. N 000000000004024 наружная сеть водоснабжения в/ч 76436, (Амурская область г. Белогорск в/г N 7);
- по пункту N 68 инв. N 000000000004045 наружная сеть канализации, (Амурская область г. Белогорск в/г N 7);
- по пункту N 69 инв. N 000000000004036 наружная сеть водоснабжения в/ч 21720, (Амурская область г. Белогорск в/г N 7);
- по пункту N 70 инв. N 000000000004027 наружная сеть канализации, (Амурская область г. Белогорск в/г N 7);
В свою очередь, представители от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не смогли подтвердить фактическое наличие сети на месте визуального осмотра, согласно инвентарному номеру.
Из заключения ООО "Водоканал г. Белогорск" следует, что данные участки сети нецелесообразно принимать в муниципальную собственность, так как дальнейшая эксплуатация сети (при ее наличии) не повлияет на систему водоснабжения данного микрорайона.
Как верно отмечено судом, факт отсутствия вышеперечисленных объектов подтверждается также проведенным ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России совместно с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России актом осмотра от 16.09.2020 согласно которому в ходе осмотра военного городка 7 установлено, что объекты недвижимого имущества ранее переданного в муниципальную собственность г. Белогорска Амурской области не эксплуатируются, сети тепло и водоснабжения, а также канализации также не эксплуатируются, частично демонтированы.
Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что в рассматриваемом случае истцом не представлены в материалы дела доказательства, позволяющие подтвердить существование перечисленных объектов, принятия Минобороны России мер, направленных на поддержание спорного имущества в надлежащем состоянии до его передачи муниципальному образованию, а также по результатам осмотра военного городка N 7 не подтверждено наличие передаваемых объектов.
При гибели или уничтожении имущества право собственности на него прекращается (пункт 1 статьи 235 ГК РФ), следовательно, объекты, существующие только юридически (по документам) при фактическом их отсутствии не могут быть предметом сделок по передаче их от одного собственника другому.
В таком случае вещи утрачивают свойство оборотоспособности (статьи 128, 129 ГК РФ).
Необходимость передачи спорных объектов в муниципальную собственность для осуществления местным самоуправлением своих полномочий по вопросам местного значения согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" материалами дела не подтверждается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании подписать передаточные акты, а также внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету, подписать акты о приеме - передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 на следующие объекты недвижимого имущества:
- наружная сеть водоснабжения, в/ч 76436 (1052), инвентарный N 000000000004024, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
- наружная сеть канализации инв. 319, инвентарный N 000000000004045, расположенная Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
- наружная сеть водоснабжения, в/ч 21720 (БПК) (325), инвентарный N 000000000004036, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
- наружная сеть канализации инв. (206), инвентарный N 000000000004027, расположенная Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
- наружная тепловая сеть в/ч 21720 БПК (1063), инвентарный N 000000000004031, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7;
- наружная тепловая сеть инв. 162, инвентарный N 000000000004047, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 7.
Также является правильным решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования в отношении фактически переданных объектов:
- земельный участок с кадастровым N 28:02:000491:1053, общей площадью 885 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6;
- земельный участок с кадастровым N 28:02:000076:34, общей площадью 30674 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Авиационная, в/г N 7;
- здание хранилища N 429 с кадастровым N 28:02:000077:810, инвентарный номер 429, общая площадь 838,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
- здание хранилища N 545 с кадастровым N 28:02:000077:763, инвентарный номер 454, общая площадь 593,3 кв.м, расположенное по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Серышева, д. 9, в/г N 7;
- скважина 267, инвентарный N 221, расположенная по адресу Амурская область, г. Белогорск, ул. Никольское шоссе, в/г N 6 в удовлетворении иска следует отказать, поскольку перечисленные объекты были фактически переданы передаточным актом от 20.20.2020 г. N 5, согласно представленным 21.10.2020 г. выпискам из реестра муниципальной собственности г. Белогорска балансовая принадлежность объектов указана - закреплены в муниципальной казне.
Письмом от 15.05.2020 N 2309 МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск" направило ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России подписанные акты сверки N 21 взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчетам, извещение N 00000062 от 19.05.2020, акт N 00000056 о приеме-передаче нефинансовых активов от 19.05.2020, акт N 00000057 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.05.2020.
Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, акта обследования от 14.02.2020 года судом установлены следующие обстоятельства относительно объектов, требования по которым подлежали удовлетворению.
По пункту N 62, инв. N 000000000004003, наружная сеть водоснабжения, (Амурская область г. Белогорск в/г N 6):
- представители от ФГКУ "Дальневосточного территориального управления имущественных отношений МО РФ" не смогли подтвердить фактическое наличие сети на месте визуального осмотра, согласно инвентарному номеру;
- по факту визуального осмотра, выявлен действующий участок водопроводной сети от здания артезианской скважины до многоквартирного жилого дома по ул. Благовещенская, 106 с ответвлением на здание, находящееся по ул. Благовещенская, 107 (здание ФСО МО РФ.), а также здания водонасосной станции (ВНС);
- из заключения ООО "Водоканал г Белогорск" следует, что участок сети от здания артезианской скважины до многоквартирного жилого дома по ул. Благовещенская, 106 с ответвлением на здание, находящееся по ул. Благовещенская, 107 (здание ФСО МО РФ.), а также здание водонасосной станции (ВНС), является действующим и обеспечивает холодное водоснабжение указанных выше объектов, включая котельную ООО "Горэнерго". Данный участок сети целесообразно принять в муниципальную собственность, так как оказывает воздействие на вышеуказанные объекты.
По пункту N 63 инв. N 000000000004001 наружная сеть канализации, (Амурская область г. Белогорск в/г N 6):
- представители от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не смогли подтвердить фактическое наличие сети на месте визуального осмотра, согласно инвентарному номеру;
- по факту визуального осмотра выявлен действующий участок канализационной сети от многоквартирного жилого дома по ул. Благовещенская, 106 с ответвлением на здание, находящееся по ул. Благовещенская, 107 (здание ФСО МО РФ), а также здания канализационной станции (КНС);
- из заключения ООО "Водоканал г. Белогорск" следует, что участок канализационной сети от многоквартирного жилого дома по ул. Благовещенская, 106 с ответвлением на здание находящееся по ул. Благовещенская, 107 (здание ФСО МО РФ.), а также здание канализационной станции (КНС), является действующим и обеспечивает водоотведение указанных выше объектов, включая котельную ООО "Горэнерго". Данный участок целесообразно принять в муниципальную собственность, так как он оказывает воздействие на вышеуказанные объекты.
Таким образом, как правильно указал суд, наличие данных объектов и необходимость их использования для решения вопросов местного значения подтверждается материалами дела, что влечет за собой удовлетворение заявленного требования в отношении вышеназванных объектов.
В отношении наружной тепловой сети, инв. N 167, инвентарный N 000000000003998, расположенной по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6; сети горячего водоснабжения инв. N 100, инвентарный N 000000000003929, расположенной по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6; сети горячего водоснабжения, инв. N 101, инвентарный N 000000000003920, расположенной по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6, судом установлены следующие обстоятельства.
В акте обследования от 14.02.2020 указано не представляется возможным идентифицировать объекты инженерных сетей военных городков N 6,7, предлагаемые для безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Белогорск, отсутствуют адресные ориентиры сетей, технические характеристики, схемы прокладки, акты ввода в эксплуатацию, акты гидравлических испытаний, акты шурфовки и акты консервации сетей, в связи с чем, в настоящее время, нецелесообразно принятие в муниципальную собственность данных сетей.
Истец, обосновывая необходимость передачи указанных объектов, указал, что наружная сеть теплоснабжения инв. N 167 (пункт 64 Приказа), и сети горячего водоснабжения инв. N 100, 101 (пункты 65 и 66 приказа) являются неотъемлемыми частями ранее переданных в муниципальную собственность объектов: здания котельной инв. N 179 (пункт 5 приказа, пункт 5 передаточного акта N 251).
В соответствии с письмом филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО от 20.09.2017 N 370/У/4/8/1262 наружные сети водоснабжения инв. N 190, наружная сеть водопровода инв. N 193, наружные сети канализации инв. N 202, 203, наружные сети теплоснабжения инв. N 181, 167 и сети горячего водоснабжения инв. N 100, 101 являются неотъемлемыми частями ранее переданных в муниципальную собственность объектов (здание насосной 2-го подъема инв. N 169, здание канализационной насосной станции инв. N 184 и здание котельной инв. N 170). Отсутствует необходимость использования выше перечисленных инженерных сетей военного городка N 6 "Кирзаводский" для обслуживания объектов Министерства обороны России.
Согласно акту осмотра от 16.09.2020 и фототаблице в ходе осмотра военного городка N 6 установлено, что все сети наружного и скрытого (подземного) тепло и водоснабжения, а также канализации в наличии, в исправном и рабочем состоянии, эксплуатируются муниципальным образованием города Белогорска. Эксплуатация указанных сетей осуществляется от ранее переданного объекта недвижимости - котельной до конечных потребителей: жилых домов и подразделения ФСО РФ.
Поскольку сторонами не проведено совместное обследование, Администрация не оспорила содержание акта осмотра от 16.09.2020, руководствуясь частью 3 ст. 70 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно принял в качестве установленных обстоятельств наличие спорных объектов и их связь с ранее переданным объектом котельной военного городка N 6.
Частью 9 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направляется в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 11 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ).
Как установлено в пункте 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков.
Предусмотренное частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и основанием для отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ с принятием решения недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона "Об обороне".
Из текста Приказа N 204 следует, что была передана только котельная без соответствующих сетей, глава муниципального образования обращался с ходатайством о передаче в собственность муниципального образования г. Белогорск Амурской области недвижимого имущества военных городков N 6 и N 7, не вошедшего в приказ N 204, в частности, о передаче инженерных сетей: теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, относящихся к объектам недвижимого имущества военного городка N 6, переданных и планируемых к передаче в муниципальную собственность г. Белогорска, Министерством обороны РФ были внесены изменения в Приказ N 204, наличие спорных сетей и их связь с ранее переданным объектом подтверждена при рассмотрении дела, следовательно, подлежали удовлетворению требования в отношении объектов по адресу Амурская область, г. Белогорск, в/г N 6: наружной тепловой сети инв. N 167, инвентарный N 000000000003998; сети горячего водоснабжения инв. N 100, инвентарный N 000000000003929; сети горячего водоснабжения инв. N 101, инвентарный N 000000000003920.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично.
Доводы заявителей жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителей с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2020 по делу N А04-40/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-40/2020
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Администрация города Белогорска
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Иинистерства обороны РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд (40/20-а.ж,1т)