Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2021 г. N Ф05-10943/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А40-70243/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2020 по делу N А40-70243/20 (33-522)
по заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (Росимущество) (ОГРН: 1097746349535, ИНН: 7708701670)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745)
третьих лиц: 1) ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727), 2) ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьих лиц: |
не явился, извещен; 1) Плетнева О.Н. по дов. от 30.11.2020; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (заявитель, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 17.03.2020 N 77/017/259/2019-345 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д, об обязании Управления Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д.
Решением суда от 02.11.2020 решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 17.03.2020 N 77/017/259/2019-345 признано незаконным. Суд обязал Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" доводы апелляционной жалобы поддержал, изложил свою позицию.
Представители заявителя, ответчика и ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее -Территориальное управление) 06.12.2019 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее -Управление Росреестра по Москве) с заявлением N N 77/017/259/2019-345 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д.
Уведомлением от 17.03.2020 N 77/017/259/2019-345 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д.
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве сослалось на то, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на данный земельный участок ранее был передан Московским земельным комитетом (в настоящее время Департаментом городского имущества города Москвы) в аренду ООО Фирма "Матиус" и что выявлены противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что законность и обоснованность вынесенного решения об отказе ответчиком должным образом не подтверждена.
В соответствии с абз. 3 п.3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
На основании п. 2 ст. 16 Земельного кодекса, земли федеральной собственности - это участки, находящиеся в государственном владении наряду с региональными и муниципальными землями.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона о введение в действие Земельного кодекса, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятием, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находящихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253 -ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Разрешенным использованием земельного участка является: "для размещения объектов торговли".
По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок свободен от застройки.
В целях выявления оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, Территориальное управление письмом от 26.09.2019 N 77-08/21937 просило Административно-хозяйственной управление филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представить сведения об отнесения земельного участка и здания к федеральной собственности.
По факту рассмотрения данного запроса Административно-хозяйственной управление филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" письмом от 15.10.2019 N ИСХ5881/МоскНРИ ответило, что Здание зарегистрировано в собственность ОАО "РЖД", но расположено на другом участке с кадастровым номером 77:02:0016009:84.
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:84 предоставлен в аренду ОАО "РЖД" на основании договора аренды от 25.03.2008 N Д-30/142-з, который был зарегистрирован в Управление Росреестра по Москве.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 16.08.2005 N Л1/05-0162, являющемуся неотъемлемой частью Договора земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:84 (учетный кадастровый номер части 069).
Управлением Росреестра по Москве при принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности не был принят во внимание абз. 3 п.3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса.
Направленное в Управление Росреестра по Москве письмо N ИСХ5881/МоскНРИ от 15.10.2019, во внимание принято не было.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежит собственнику такого имущества.
Российская Федерация, согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, то есть являющимися федеральной собственностью.
Статей 17 Земельного кодекса к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 18 Земельного кодекса).
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей п. 1 ст.3.1 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Предусмотренный ст. 16 Земельного кодекса процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения п. 1 ст.3.1 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" не изменяют действия других положений Земельного кодекса, в том числе ст. 36.
Согласно п. 1 и 2 ст. 164 ГК РФ государственная регистрация сделок в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации, Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д, не соответствует Закону о регистрации и нарушает права и интересы заявителя.
Учитывая, что все необходимые документы, подтверждающие право Российской Федерации на земельный участок, были представлены в орган кадастрового учета, а земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016009:122, площадью 115,38 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.8Д у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Москве фактически повторяют содержание оспариваемого решения N 77/017/259/2019-345 от 17.03.2020, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2020 по делу N А40-70243/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70243/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"