Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-2062/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А03-3601/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. рас-смотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРе-сурс" (N 07АП-11837/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.10.2020 по делу N А03-3601/2020 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ОГРН 1112235000206, ИНН 2238005111, 658930, Алтайский край, с. Волчиха Волчихинского района, ул. Матросова, 18) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН: 2221121977, ОГРН: 1062221062540, 656043, г. Барнаул, пр. Ленина, 7) о признании незаконным предписания N15-04/418 от 03.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным предписания N 15-04/418 от 03.03.2020.
Решением суда от 20.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции неверно дано толкование пункта 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что места размещения пакетов и других емкостей с твердыми коммунальными отходами ( ТКО ) следует признать местом накопления ТКО; утверждение о том, что периодичность вывоза ТКО, установленная пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, является обязательной при любых способах сбора - тарном и бестарном (поквартирном), ошибочно; увеличение периодичности вывоза ТКО, согласно требованиям спорного предписания, увеличило бы расходы заявителя, размер которых не учтен в тарифе.
Инспекция в возражениях на апелляционную жалобу, не соглашаясь с ее доводами, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в адрес Инспекции 11.02.2020 N 62-06/ОГ/660 поступило обращение собственника жилого помещения из с. Лебяжье Егорьевского района Алтайского края по вопросу о нарушении порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, о фактах нарушения требований Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домах.
Специалистом Инспекции на основании приказа N 12-04/418 от 03.03.2020 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
В ходе ознакомления и анализа представленных для проверки документов установлено, что по итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны Алтайского края статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ООО "ВторГеоРесурс" (ОГРН 111225000206, ИНН 2238005111).
В Рубцовскую зону Алтайского края в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, входят территории следующих городских округов и муниципальных образований: Волчихинский район, Егорьевский район, Змеиногорский район, Краснощековский район, Курьинский район, Локтекский район, Михайловский район, Новочихинский район, Поспелихинский район, Рубцовский район, Третьяковский район, Угловский район, городской округ г. Рубцовск.
На территории с. Лебяжье Егорьевского района реализован бесконтейнерный сбор ТКО.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО в с. Лебяжье, ул. Октябрьская, д. 5, осуществляется обществом, согласно утвержденному графику с июля 2019 года каждый понедельник с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин. бестарным способом.
В ходе проверки установлено, что обществом в период с июля 2019 года по февраль 2020 года не исполнена обязанность по своевременному и качественному обеспечению населения коммунальной услугой в части вывоза твердых коммунальных отходов с территории домовладения по адресу: с. Лебяжье ул. Октябрьская, д.5, что является нарушением пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354.
По результатам проверки Инспекцией в адрес общества выдано предписание N 15-04/418 от 03.03.2020, которым в срок до 15.05.2020, общество обязано обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Не согласившись с указанным предписанием N 15-04/418 от 03.03.2020, заявитель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выводы Инспекции о нарушении заявителем пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, изложенные в оспариваемом предписании, являются обоснованными.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
Согласно подпункту "ж" пункта 148 (24) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данными Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков.
В силу абзаца 2 пункта 148 (45) Правил N 354 требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 17 указанного приложения устанавливаются сроки вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Из материалов дела следует, что ООО "ВторГеоРесурс" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны Алтайского края, в которую, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, входят территории следующих городских округов и муниципальных образований: Волчихинский район, Егорьевский район, Змеиногорский район, Краснощековский район, Курьинский район, Локтекский район, Михайловский район, Новочихинский район, Поспелихинский район, Рубцовский район, Третьяковский район, Угловский район, городской округ г. Рубцовск.
На территории с. Лебяжье Егорьевского района реализован бесконтейнерный сбор ТКО.
В соответствии с п. 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Инспекцией проанализированы графики вывоза ТБО с территории с. Лебяжье Егорьевского района, в результате чего установлено, что указанные графики предусматривают периодичность вывоза ТКО, не соответствующую требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно пункту 9 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами N 1156 не предусмотрен.
В рассматриваемом случае способом накопления ТКО является бесконтейнерный сбор ТКО.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении N 1 к Правилам N 354, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца (пункт 17).
При этом нормы приложения N 1 к Правилам N 354 о периодичности вывоза ТКО, вопреки доводам общества, распространяются и на вывоз отходов от потребителей при применении способа накопления в пакетах или других емкостях.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения периодичность вывоза ТБО в теплое время должна быть едина, независимо от того, собираются ТБО с контейнерной площадки либо бестарным способом. Складирование твердых коммунальных отходов в пакеты и другие емкости является одним из предусмотренных законодательством способов их размещения в местах накопления твердых коммунальных отходов, соответственно не имеется оснований для придания такому способу иного правового режима регулирования периодичности вывоза.
При таких обстоятельствах, поскольку ООО "ВторГеоРесурс" является региональным оператором, в зоне деятельности которого находится с. Лебяжье Егорьевского района Алтайского края, общество обязано соблюдать требования, установленные Правилами N 354, вне зависимости от способа накопления ТКО.
Доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Письмо Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю от 04.08.2020 правового значения не имеет, поскольку не является нормативно-правовым актом обязательным к применению, цитирует положения пунктов СанПиН 2.1.7.3550-19 и указывает на отсутствие акта урегулирования вопроса о кратности вывоза ТКО.
Доводы общества о нарушении оспариваемыми предписаниями его прав и законных интересов апелляционным судом не принимаются, поскольку общество, осуществляя коммерческую деятельность, должно предполагать наличие соответствующих рисков, связанных с данной деятельностью. Увеличение затрат общества на вывоз ТКО не является основанием для нарушения с его стороны санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах, Инспекция, установив нарушение обществом пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, правомерно выдала в адрес заявителя предписание N15-04/418 от 03.03.2020.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.10.2020 по делу N А03-3601/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3601/2020
Истец: ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края