Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-3826/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2021 г. |
дело N А32-29296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ЖЭУ "Модуль": Гайдар К.К. по доверенности от 15.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Модуль"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.10.2020 по делу N А32-29296/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Модуль"
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Модуль" (далее - ООО "ЖЭУ "Модуль", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, ГЖИ Краснодарского края, административный орган) о замене штрафа в размере 300 000 руб., назначенный постановлением от 11.06.2020 N 000378 по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 признано незаконным и изменено оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., путем его уменьшения до 150 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ "Модуль" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что согласно решению принятому на общем собрании собственников МКД N 107/8 по ул. Ставропольская, отраженному в вопросе N 10 протокола от 25.12.2019 N 01-2020, собственники наделили полномочием ООО УК "Горисполком" уведомить общество о расторжении договора управления, чего ООО УК "Горисполком" выполнено не было. К директору ООО "ЖЭУ "Модуль" стали обращаться собственники помещений в указанном доме, с утверждением, что никто из 240 помещений в указанном МКД не были извещены надлежащим образом о проведении собрания собственников о выборе новой управляющей компании ООО УК "Горисполком" и о расторжении договора с ООО "ЖЭУ "Модуль". 26.05.2020 между ООО "ЖЭУ "Модуль" и ООО УК "Горисполком" состоялась передача документации на многоквартирный дом N 107/8, что подтверждают акты приема-передачи. В связи с нежеланием собственников МКД переходить в ООО УК "Горисполком", собственниками было созвано общее собрание собственников, инициированное более поздней датой 20.03.2020, согласно которому решено расторгнуть договорные отношения с ООО УК "Горисполком" и избрать вновь ООО "ЖЭУ "Модуль". 13.05.2020 судьей Первомайского районного суда вынесено определение о применении мер предварительной защиты в части - приостановить исполнение решения от 03.04.2020 N 797 о внесении изменений в реестр лицензий КК об исключении многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская 107/8 из реестра лицензий ООО "ЖЭУ "Модуль" о включении указанного дома в реестр лицензий ООО УК "Горисполком". После этого ГЖИ КК вынесен приказ о приостановлении ранее вынесенного решения. Рассмотрен иск собственников МКД к Кириной С.А. и третьему лицу ООО УК "Горисполком" о чем 13.08.2020 судьей Советского районного суда вынесено решение, которым решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 25.12.2019 N 01-2020 признано ничтожным. 26.08.2020 по делу А32-18954/2020 ООО УК "Горисполком" отказано в удовлетворении заявления об обязании передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом. ООО "ЖЭУ "Модуль" были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения установленных законодательством сроков для передачи технической и иной документации на многоквартирный дом N 107/8 по ул. Ставропольская в г. Краснодаре в ООО УК "Горисполком".
В судебном заседании представитель общества просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ "Модуль" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 27.04.2015 N 44.
Решением инспекции от 03.04.2020 N 797 с 01.05.2020 многоквартирный дом N 107/8 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре (далее - МКД) был исключен из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ЖЭУ" "Модуль".
Решением инспекции от 03.04.2020 N 797 с 01.05.2020 МКД был включен в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Горисполком".
В связи с вышеуказанными решениями ООО "ЖЭУ "Модуль" обязано было передать ООО "Горисполком" техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением МКД документы, ключи от помещений, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений МКД, а также иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им в срок до 15.05.2020.
Письмом от 07.05.2020 (исх. N 172) ООО "ЖЭУ "Модуль" отказало ООО "Горисполком" в передаче технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, ключей от помещений, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений МКД, а также иных технических средств и оборудования необходимого для эксплуатации МКД и управления им.
Техническая документация была передана в адрес ООО "Горисполком" в полном объеме согласно акту от 26.05.2020.
Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 03.06.2020 N 000940 по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела заместителем руководителя инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2020 N 000378 о признании ООО "ЖЭУ "Модуль" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.1.3 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Полагая, что штраф, установленный постановлением от 11.06.2020 N 000378 в размере 300 000 руб. подлежит замене на предупреждение, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 примечания к названной статье перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия) (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В настоящее время положение "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В пункте 3 Положения N 1110 установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 (1) Положения N 1110 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Требования к порядку прекращения договора управления многоквартирным домом, передаче технической документации на него и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников предусмотрены положениями ЖК РФ и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пунктам 18, 19 названных Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В части 7 статьи 162 ЖК РФ указано, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или. если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пунктам 24 и 25 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) прекращено или она аннулирована, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.
Управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "д" и "д(1)" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, пункте 56 (1) и подпункте "б" пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Из материалов дела следует, что решением инспекции от 03.04.2020 N 797 с 01.05.2020 многоквартирный дом N 107/8 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре (далее - МКД) был исключен из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ЖЭУ" "Модуль".
Решением инспекции от 03.04.2020 N 797 с 01.05.2020 МКД был включен в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Горисполком".
В связи с вышеуказанными решениями, учитывая, что новый способ управления подлежал реализации с 01.05.2020, а также, что Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 с 01 по 11 мая 2020 были определены нерабочими днями, за исключением организаций, на которые действие Указов не распространяется, инспекция установила, что ООО "ЖЭУ "Модуль" обязано было передать ООО "Горисполком" техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением МКД документы, ключи от помещений, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений МКД, а также иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им в срок до 15.05.2020.
Техническая документация была передана в адрес ООО "Горисполком" в полном объеме согласно акту от 26.05.2020, то есть после 15.05.2020.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "ЖЭУ "Модуль" нарушены требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и грубо нарушены лицензионные требования, поскольку техническая документация не была передана в ООО "Горисполком" в установленный срок.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что определением от 13.05.2020 судьей Первомайского районного суда города Краснодара приостановлено решение инспекции от 03.04.2020 N 797 о внесении в реестр лицензий Краснодарского края об исключении многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская 107/8 из реестра лицензий ООО "ЖЭУ "Модуль" о включении указанного дома в реестр лицензий ООО УК "Горисполком" до рассмотрения дела по административному иску.
Таким образом, до 15.05.2020 (до истечения срока исполнения для передачи технической документации) было приостановлено решение инспекции от 03.04.2020 N 797.
Учитывая положения части 7 статьи 162 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом, а также приостановление определением Первомайского районного суда города Краснодара от 13.05.2020 внесение в реестр сведений об изменении управляющей компании по многоквартирному дому, фактическую передачу документов 26.05.2020, в рассматриваемом случае наличие неустранимых противоречий с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
При этом, в дальнейшем решением Светского районного суда г. Краснодар от 13.08.2020 по делу N 2-5286/2020 решение общего внеочередного собрания оформленного протоколом N 01-2020 общего собрания собственников многоквартирного дома N 107/8 по ул. Ставропольская г. Краснодара от 25.12.2019 признано ничтожным.
Изложенные обстоятельства имеют существенный характер, поскольку не позволяют определить наличие в действиях заявителя всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что также в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ свидетельствует о существовании неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, которые толкуются в его пользу.
В соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у инспекции не было правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Решение суда подлежит отмене.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу N А32-29296/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 11.07.2020 N 000378 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Модуль" (ОГРН: 1052307153887, ИНН: 2312116519) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29296/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ "МОДУЛЬ", ООО "ЖЭУ "Модуль"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края