г. Саратов |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А57-16550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Саратовоблжилстрой" (410005, Саратовская область, г. Саратов, ул. Б. Горная, 231/241, ИНН 6455010109, ОГРН 1026403670105)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года по делу N А57-16550/2020
по заявлению акционерного общества "Саратовоблжилстрой" (410005, Саратовская область, г. Саратов, ул. Б. Горная, 231/241, ИНН 6455010109, ОГРН 1026403670105)
заинтересованные лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ИНН 6450063650, ОГРН 1026402203640), Прокуратура Заводского района г. Саратова (410015, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Г.К. Орджоникидзе, д. 13), Прокуратура Саратовской области (410002, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Е.Ф. Григорьева, 33/39, ИНН 6450014678, ОГРН 1026402204619
о признании незаконным и отмене постановления, о прекращении производства по делу,
при участии в судебное заседание: представителей Прокуратуры Заводского района г. Саратова - А.С. Кабалдина по служебному удостоверению ТО N 266518, Прокуратуры Саратовской области - Д.В. Королева по служебному удостоверению ТО N 266583, акционерного общества "Саратовоблжилстрой" - Т.В. Дмитриенко по доверенности от 04.06.2020, выданной сроком до 04.06.2021, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Л.А. Роенко по доверенности от 11.01.2021 N 1, выданной сроком по 31.12.2021.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Саратовоблжилстрой" (далее - заявитель, общество, АО "Саратовоблжилстрой") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство, административный орган) от 24.08.2020 N 72/20 о привлечении акционерного общества "Саратовоблжилстрой" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным атом, АО "Саратовоблжилстрой" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что АО "Саратовоблжилстрой" не является надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку заказчиком строительства МКД является ООО "Комсомольский". На строительной площадке не имеется нарушений, указанных в постановлении, в действиях АО "Саратовоблжилстрой" отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В судебное заседание явились представители лиц, участвующих в деле.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Представитель акционерного общества "Саратовоблжилстрой" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года по делу N А57-16550/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года по делу N А57-16550/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Прокуратуры огласили позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года по делу N А57-16550/2020 считают законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Заводского района г. Саратова на основании Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре РФ, указания прокурора Саратовской области назначено проведение проверки по вопросу соблюдения градостроительного законодательства РФ организациями-застройщиками, возводящими многоквартирные дома.
15.05.2020 г. прокуратурой в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области направлено требование о выделении специалиста для участия в проверке, в т.ч. по МКД (от 9 надземных этажей и выше) со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Саратов, 2-й Азовский проезд, б/н (жилой дом N 3) застройщик ООО "Комсомольский".
На основании решения заместителя прокурора Заводского района г. Саратова от 29.05.2020 г. N 17-2020 о проведении проверки прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка исполнения градостроительного законодательства Российской Федерации ООО "Комсомольский" при возведении многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020462:947 по адресу: г. Саратов, 2-й Азовский проезд, б/н (жилой дом N 3).
В ходе проведения совместной проверки установлено, что застройщиком объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом N 3 (от 9 надземных этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными жилыми помещениями, по адресу: г. Саратов, 2-й Азовский проезд, б/н в Заводском районе - является общество с ограниченной ответственностью "Комсомольский" (далее - ООО "Комсомольский") на основании разрешения от 21.12.2016 N 64-RU 6430400-324-2016, выданного администрацией муниципального образования "Город Саратов".
Проектная документация на возводимый дом разработана обществом с ограниченной ответственностью "Авангардпроект", положительное заключение экспертизы проектной документации выдано обществом с ограниченной ответственностью "ЭкспертПрофи".
Подрядчиком при строительстве названного объекта является АО "Саратовоблжилстрой" на основании договора подряда от 18.12.2017 на строительство объекта, заключённого с ООО "Комсомольский".
В ходе проведения проверки помощником прокурора Заводского района г. Саратова и консультантом отдела строительного надзора по г. Саратову управления строительного надзора и контроля за долевым строительством Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области установлено, что АО "Саратовоблжилстрой" допущены следующие нарушения требований градостроительного законодательства и положений проектной документации:
- частичное отсутствие ограждения строительной площадки;
- складирование железобетонных стеновых панелей осуществляется на грунтовых откосах;
- опасные зоны вблизи перепадов на высоте более 1,3 м (выходы на лоджии выше 1-го этажа блок-секции "Г", лифтовые шахты блок-секции "А") не ограждены;
- рабочие осуществляют свою деятельность без средств индивидуальной защиты (касок).
Выявленные нарушения АО "Саратовоблжилстрой" градостроительного законодательства и положений проектной документации зафиксированы в справке от 03.06.2020 и квалифицированы прокуратурой Заводского района г. Саратова по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.06.2020 г. в присутствии представителя АО "Саратовоблжилстрой" Дмитриенко Т.В., действующей на основании доверенности от 26.06.2020 N 67, прокурором Заводского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, материалы проверки переданы в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
24 августа 2020 года заместителем министра строительства и ЖКХ Саратовской области по государственному строительному надзору Бутылкиным М.А. вынесено постановление N 72/20 о назначении административного наказания, которым АО "Саратовоблжилстрой" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, существенных процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, основания для признания правонарушения малозначительным, снижения размера штрафа или замены штрафа на предупреждение отсутствуют.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективную сторону правонарушения составляют любые действия (бездействие), указанные в диспозиции части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: граждане, должностные лица, юридические лица.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Строительство объектов капитального строительства регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
АО "Саратовоблжилстрой" является подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом N 3 (от 9 надземных этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными жилыми помещениями, по адресу: г. Саратов, 2-й Азовский проезд, б/н на основании договора подряда от 18.12.2017 на строительство объекта, заключённого с ООО "Комсомольский".
Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 приняты и введены в действие "СНиП 12-03-2001" Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
Разделы 4, 5, 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.8, 6.2.1 - 6.2.3, 6.2.6 - 6.2.23, 6.3.1 - 6.3.4, 6.4.1 - 6.4.12, 6.6.1 - 6.6.9, 6.6.12 - 6.6.24), 7 (пункты 7.1.1 - 7.1.8, 7.1.10 - 7.1.14, 7.2.1 - 7.2.10, 7.3.1 - 7.3.24, 7.4.1 - 7.4.40), 8, 9 (пункты 9.1.1 - 9.1.6, 9.2.1 - 9.2.7, 9.2.9 - 9.2.13, 9.3.1 - 9.3.6, 9.4.1 - 9.4.11); Приложение Г включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р).
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно пункту 4.10 СНиП 12-03-2001 места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Согласно пункту 6.2.2. СНиП 12-03-2001 производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Согласно пункту 6.2.16. СНиП 12-03-2001 рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов.
Согласно пункту 6.3.3 СНиП 12-03-2001 материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладываться следующим образом:
кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;
фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
стеновые панели - в кассеты или пирамиды (панели перегородок - в кассеты вертикально);
стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;
плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;
ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;
круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания, ширина штабеля менее его высоты не допускается;
пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля;
мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;
санитарно - технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2 м на подкладках и с прокладками;
крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках;
стекло в ящиках и рулонные материалы - вертикально в 1 ряд на подкладках;
черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;
трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.
Складирование других материалов, конструкций и изделий следует осуществлять согласно требованиям стандартов и технических условий на них.
Согласно типовой технологической карте "Строповка и расстроповка, разгрузочные работы и складирование стеновых панелей" временное складирование стеновых панелей производят в пирамидах или в кассетах.
Согласно пункту 5.13 СНиП 12-03-2001 в соответствии с законодательством на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно обеспечить выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты согласно действующим Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, или выше этих норм в соответствии с заключенным коллективным договором или тарифным соглашением.
Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеизложенных норм и правил, а также положений проектной документации (шифр 13-П/16-ПОС, лист 1; шифр 01-П/16-ПОС.ТЧ. лист 29, 31) Обществом допущено:
1. частично отсутствует предусмотренное проектом ограждение строительной площадки, что является нарушением частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, проектной документации: шифр 13-П/16-ПОС, лист 1;
2. складирование железобетонных стеновых панелей осуществляется на грунтовых откосах, что является нарушением частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, проектной документации: шифр 01-П/16-ПОС.ТЧ, лист 29, пункта 6.3.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
3. не ограждены опасные зоны вблизи перепадов по высоте более 1,3 м, а именно: не установлены ограждения выходов на лоджии выше 1-го этажа блок-секции "Г", ограждения лифтовых шахт блок-секции "А", что является нарушением частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ проектной документации: шифр 01-П/16-ПОС.ТЧ, лист 29, пункта 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
4. нахождение рабочих на стройплощадке без средств индивидуальной защиты - касок, что является нарушением части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, проектной документации: шифр 01-П/16-ПОС.ТЧ, лист 31, пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
Согласно п.4.9 СП 48.13330.2019 организация строительства СНиП 12-01-2004 при осуществлении строительства на основании договора, базовыми организационными функциями подрядной организации, как лица, осуществляющего строительство, являются: обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения (в том числе ограждение строительной площадки до начала любых работ и опасных зон работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативной документации).
Обязанности АО "Саратовоблжилстрой" как подрядчика регламентированы разделом 5 договора подряда от 18.12.2017.
В соответствии с пунктом 5.2 договора подряда работы по строительству объекта согласно проекту должны включать в себя следующее: возведение нулевого цикла здания (пункт 5.2.1), возведение коробки здания (пункт 5.2.2), отделка мест общего пользования (пункт 5.2.6).
Согласно пункту 5.3.1 договора подряда подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами.
Пунктом 5.11 договора подряда установлено, что подрядчик обязан обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий, в том числе, мероприятий по технике безопасности.
Из справки проверки от 03.06.2020 следует, что установлено частичное отсутствие ограждения строительной площадки; складирование железобетонных стеновых панелей осуществляется на грунтовых откосах; опасные зоны вблизи перепадов на высоте более 1,3 м (выходы на лоджии выше 1-го этажа блок-секции "Г", лифтовые шахты блок-секции "А") не ограждены; рабочие осуществляют свою деятельность без средств индивидуальной защиты (касок).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении подрядчиком пунктов 4.10, 5.13, 6.3.3 СНиП 12-03-2001, проектной документации, частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что не является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку выполняет только определённые виды работ. При этом обществом заключены договоры на выполнение подрядных работ с иными организациями.
Диспозиция части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямого указания на то, что субъектом ответственности по данной норме закона является подрядчик, тогда как нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации по рассматриваемому правонарушению субъектом ответственности может быть подрядчик, заказчик и застройщик.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Следовательно, подрядчик (генеральный подрядчик), осуществляющий строительство также является лицом, ответственным за осуществление строительных работ и соблюдение строительных норм и правил.
Согласно договору от 18.12.2017, заключённому между обществом с ограниченной ответственностью "Комсомольский" (заказчик) и акционерным обществом "Саратовоблжилстрой" (подрядчик), подрядчик принял на себя обязанность выполнить работы по строительству в объёме и сроки, предусмотренные договором и приложениями к нему, сдать объект заказчику в установленный срок, в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию (п. 5.1).
Предметом договора является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства - Многоквартирный дом от 9 надземных этажей и выше, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными жилыми помещениями. Жилой дом N 3, расположенного по адресу: г. Саратов, 2-й Азовский пр., б/н.
Кроме того, согласно п.п. 5.3.1., 5.3.2., 5.7, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12 указанного договора подряда подрядчик - АО "Саратовоблжилстрой" обязано обеспечить:
-производство работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами;
-качество выполнения всех работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами;
-возвести собственными силами за счет средств, предусмотренных на эти цели в сводном сметном расчете все временные сооружения;
-установить ограждение вокруг строительной площадки;
-выполнить за счет собственных средств или привлечёнными силами и средствами на территории строительной площадки все временные сооружения и подсоединения коммуникаций на период выполнения работ по договору в соответствии с ПОС и подсоединения вновь построенных коммуникаций в точках подключения в соответствии с техническими условиями;
-обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также установить освещение, согласно проектной документации;
-обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории.
Именно при исполнении указанного объема работ и был допущен ряд нарушений, выявленных по итогам проверочных мероприятий.
В связи с тем, что АО "Саратовоблжилстрой" является лицом, на которое возложены обязанности подрядчика по осуществлению строительства объекта, оно является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о неправильном определении субъекта вменённого АО "Саратовоблжилстрой" правонарушения, отклонены апелляционной коллегией как необоснованные.
В рассматриваемом случае лицом осуществляющим строительство объекта капитального строительства является АО "Саратовоблжилстрой", которое обязано обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и нести ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Заключение лицом осуществляющим строительство объекта договоров подряда с иными подрядными организациями на выполнение работ на объекте, не исключает ответственность АО "Саратовоблжилстрой" за производство работ на объекте строительства в полном соответствии со строительными нормами и правилами.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии выявленных нарушений опровергнуты материалами дела.
В частях 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ указано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения АО "Саратовоблжилстрой" вышеприведённых норм и проектной документации, допущенных обществом как подрядчиком по договору от 18.12.2017, установлен административным органом при непосредственном обнаружении и подтверждён материалами проверки, в том числе, справкой проверки от 03.06.2020 с фотоматериалом, постановлением прокуратуры от 29.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Составление постановления прокуратуры от 29.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении осуществлялось в присутствии представителя Общества, выявленные нарушения не опровергнуты.
Из пояснений представителя общества, данных при возбуждении прокуратурой дела об административном правонарушении, следует, что замечания, которые послужили причиной возбуждения административного дела, были допущены субподрядной организацией. Инженеры АО "Саратовоблжилстрой" выезжали на строительную площадку, но к их приезду замечания не нашли своего подтверждения.
Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вышеуказанных нарушений на момент проведения проверки.
Заявитель указал, что до начала строительства было обустроено ограждение строительной площадки.
Однако из материалов дела с приложением фотоматериала следует, что ограждение строительной площадки не соответствует п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения упомянутого Закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Привлечение на основании части 1 статьи 22 Закона N 2202-1 должностных лиц в качестве специалистов не меняет статус проверки, проводимой в рамках исполнения прокуратурой функции прокурорского надзора, на такую проверку не распространяются процессуальные требования Федерального закона N 294-ФЗ в силу прямого на то указания.
В статье 21 Закона N 2202-1 указано, что предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих организаций (пункт 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2).
Таким образом, поводом для проверки исполнения законов в силу указанной нормы может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру заявлений, жалоб и иных обращений, средств массовой информации, от контролирующих органов, из уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также из результатов анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики.
Данный вывод судебной коллегии согласуется с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и с пунктом 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
Из материалов дела видно, что прокуратурой Заводского района г. Саратова на основании Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре РФ, указания прокурора Саратовской области назначено проведение проверки по вопросу соблюдения градостроительного законодательства РФ организациями-застройщиками, возводящими многоквартирные дома.
Согласно статьям 27, 33 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, решение о проведении проверки вынесено в пределах предоставленных прокурору полномочий, с учетом наличия в его распоряжении информации, требующей периодического прокурорского надзора по вопросу соблюдения градостроительного законодательства РФ организациями-застройщиками, возводящими многоквартирные дома на территории Заводского района г. Саратова.
Нарушения, допущенные АО "Саратовоблжилстрой", выявлены при непосредственном обнаружении и подтверждены материалами проверки.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо, каковым является заявитель, обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Факт нарушения обществом норм градостроительного законодательства и положений проектной документации установлен судами обеих инстанций и подтверждён предоставленными в материалы дела доказательствами.
Допущенное Обществом правонарушение заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, непроявление должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований в области строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества во вменённом правонарушении административным органом доказана.
Судами обеих инстанций установлено, что заявителем на момент проверки и возбуждения дела об административном правонарушении не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, поэтому с учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк его к ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений не допущено.
Заявитель привлечён к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года по делу N А57-16550/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16550/2020
Истец: АО Саратовоблжилстрой
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ СО, Прокуратура Заводского р-на г. Саратова
Третье лицо: Прокуратура Саратовской области