г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А56-65292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Капустиным А.Е.,
при участии:
от истца - Машек Р.А. по доверенности от 04.05.2022, Алиева О.В. по доверенности от 01.11.2022,
от ответчика - Алиев Э.Н. по доверенность от 25.12.2023,
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31601/2023) акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу N А56-65292/2022, принятое по иску товарищества собственников жилья "Полюстрово 3" к акционерному обществу "Невский экологический оператор" об урегулировании разногласий,
третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Полюстрово 3" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1262207-2022/ТКО (далее - договор), изложив пункт 4.1 договора в следующей редакции:
"Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО",
изложив пункт 1.4 договора в следующей редакции: Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами "01" января 2022 года".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 требования удовлетворены, разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора, урегулированы в редакции истца.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнений), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Выражая несогласие с судебным актом, ответчик указал, что судом неправомерно изложен пункт 4.1 договора в редакции истца; не учтено отсутствие у истца индивидуального места накопления крупногабаритных отходов; не принят во внимание отзыв Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; ссылка суда первой инстанции на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956 является несостоятельной.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 производство по апелляционной жалобе приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы товарищества собственников жилья "Дачное-3" по делу N А56-66706/2022, кассационной жалобы товарищества собственников жилья "Дом Альянса" по делу N А56-64923/2022.
Арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено (статья 146 АПК РФ.
Коллегия судей, установив, что основания для приостановления производства по апелляционной жалобе в настоящий момент отсутствуют, пришла к выводу, что производство по апелляционной жалобе подлежит возобновлению, в связи с чем протокольным определением от 06.02.2024 возобновила производство по жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представители истца возражали против ее удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направило. Апелляционная коллегия считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Отзыв третьего лица приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., дом 62, корпус 6, находится в управлении истца.
Ответчик, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), разместил типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте 08.12.2021; дата начала действия договора с 30.12.2021.
Истец получил оригинал договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанный ответчиком. Не согласившись с предложенными условиями договора, истец направил ответчику свою редакцию договора.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В данном случае разногласия сторон договора связаны с определением порядка коммерческого учета ТКО - по нормативу накопления отходов (в редакции ответчика) и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (в редакции истца).
Суд первой инстанции принял спорные условия договора в редакции истца, посчитав, что истец с учетом пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) вправе выбрать один из способов коммерческого учета ТКО.
Доводы ответчика об обратном подлежат отклонению в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Указанный порядок, исходя из положений пункта 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, подлежит применению равным образом как для жилых домов, так и для нежилых зданий.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
С учетом изложенного, спорное условие договора о порядке накопления объема ТКО подлежит определению с учетом действия Порядка N 371-р.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что в 2020 году истцом было фактически организовано раздельное накопление ТКО, установлены соответствующие контейнеры.
Также ответчик пояснил, что истец 27.10.2022 обратился к региональному оператору для согласования системы РНО (письмо N 76). Ответчик письмом от 12.12.2022 NНЭО/2022-17216 согласовал предлагаемую систему РНО.
Учитывая вышеуказанное, суд первой инстанции обоснованно определил объем накопления ТКО с учетом позиции истца, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Довод апеллянта о том, что сетчатая емкость для накопления пластика не согласована им, рассмотрен коллегией судей и подлежит отклонению с учетом пояснений истца, который отметил, что сетчатый контейнер является дополнительной емкостью для накопления (обязанность ответчика по вывозу отсутствует), при этом контейнер для пластика, соответствующий Порядку N 371-р также установлен в месте накопления.
Пункт 1.4 договора изложен судом первой инстанции в редакции истца, который отметил, что указание на период с 01.01.2022 правомерно, поскольку сторонами не отрицался факт оказания услуг с 01.01.2022, что согласуется с пунктом 1.4 договора, который был указан самим ответчиком в проекте договора и не оспаривался в ходе судебного разбирательства. При этом, срок действия спорного договора установлен разделом 8 и предметом спора не являлся.
Довод ответчика об установке спорных контейнеров в рамках пилотного проекта не подтвержден документально и не отменяет факт организации раздельного накопления ТКО в не зависимости от предшествующей процедуры. Правила N 371-р не исключают возможность установления контейнеров региональным оператором (при возможности).
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы отражают субъективную оценку обстоятельств настоящего дела, входящих в предмет доказывания, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с результатами оценки исследованных судом первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 146, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
возобновить производство по апелляционной жалобе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 по делу N А56-65292/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65292/2022
Истец: ТСЖ "ПОЛЮСТРОВО 3"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности