г. Саратов |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А57-17057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 26 " января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 26 " января 2021 года.
Судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Шалкин В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев апелляционные жалобы товарищества собственников недвижимости "Энергия", Афанасьевой Ольги Михайловны на резолютивную часть решения Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2020 года по делу N А57-17057/2020, принятого в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к товариществу собственников недвижимости "Энергия" (ИНН 6453149169, ОГРН 11664510820607)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 219 355 руб. 73 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников недвижимости "Энергия" и Афанасьевой Ольги Михайловны - Ортиной Ю.В., по доверенностям соответственно N б/н от 17.05.2019 и N б/н от 04.12.2020, от АО "Управление отходами" - Нетреба Н.В., по доверенности N 86 от 16.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Энергия" (далее - ТСН "Энергия", Товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 219 355 руб. 73 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 387 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2020 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2020 года (полный текст изготовлен 22 декабря 2020 года) с ТСН "Энергия в пользу АО "Управление отходами" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 219 355 руб. 73 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 387 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Энергия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд не учел наличия Протокол общего собрания собственников помещений МКД, предоставленный истцу ответчиком, по решению которого услуга по обращению с ТКО должна осуществляться по прямым договорам с собственниками помещений МКД с августа 2018 года.
ТСН "Энергия" полагает, что АО "Управление отходами" не предоставило в суд первой инстанции достоверную и имеющуюся у него информацию - документы в отношении Товарищества (протоколы общих собраний) и претензии Товарищества к нему, а также документы в отношении собственников Товарищества - платежные документы на каждую квартиру за спорный период и оплаты по ним, что могло существенно повлиять исход дела.
Кроме того, по мнению ответчика, в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Товариществом, предоставления услуги по обращению с ТКО Товариществу (акты выполненных работ и т.д.), а также того, что ТСН "Энергия" собирало плату за указанную услугу с собственников помещений МКД.
Заявитель также указал, что АО "Управление отходами" заявило период взыскания с 12.08.2018 по 31.12.2019, начисляя при этом собственникам помещений МКД ТСН "Энергия" плату по прямым договорам с 01.04.2019 по настоящее время и получая оплату за спорную услугу, что подтверждается платежными документами собственников помещений МКД, что приводит к "задвоенности" платежей за услугу "Обращение с ТКО".
Кроме того, в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила апелляционная жалоба от Афанасьевой Ольги Михайловны (лица, не участвующего в настоящем деле), в которой заявитель просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы Афанасьева О.М. указывает, что она является собственником квартиры, находящейся в МКД ТСН "Энергия".
В качестве доводов своей жалобы заявитель также указывает на обстоятельства, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе ТСН "Энергия".
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО. Из положений статьи 24.7. Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 641" следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае вышеуказанное Постановление разъясняет, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).
В связи с тем, что ответчик в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы, либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора. Стороны не оспаривают, что на официальном сайте истца был размещен и направлен ответчику типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу Федерального закона "Об отходах производства и потребления" заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором для ТСН "Энергия" является обязательным.
Таким образом, в соответствии с пунктом 8.18 Постановления N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 54/111/0002619 между региональным оператором Саратовской области АО "Управление отходами" и ТСН "Энергия" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Согласно вышеуказанному договору региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом но настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора Потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 г. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. При таких обстоятельствах обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ответчика как стороны по договору.
В спорный период с 12.08.2018 по 31.12.2019 региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывал услуги по обращению с ТКО на основании положений типовой формы договора, вследствие чего ТСН "Энергия" были направлены акты оказанных услуг и счета на оплату за указанный период. Мотивированных возражений против подписания актов выполненных работ ответчиком заявлено не было, факт оказания, объем и качество спорных услуг не оспорены. Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Согласно пунктам 11 - 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
Потребитель имеет право:
а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору. Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а"), субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (если субъекты Российской Федерации передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации (подпункт "б").
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО. Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией в материалы дела не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд первой инстанции квалифицировал отношения сторон как вытекающие из обязательств по договору возмездного оказания услуг, в связи с чем при разрешении спора применению подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Таким образом, как установил суд первой инстанции, факт оказания АО "Управление отходами" услуг ТСН "Энергия" по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 с учетом корректировок в размере 219 355 руб. 73 коп. подтвержден материалами дела.
Ответчик доказательства оказания ему услуг в меньшем объеме или размере не представил.
В силу положений стаей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае ответчиком не был оспорен факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании услуг истцом в ином объеме или стоимости, либо ненадлежащего качества, либо оказании услуг другим лицом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Задолженность в указанном размере подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Также вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об оплате задолженности за оказанные истцом услуги.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в МКД и РСО считается заключенным со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению РСО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении РСО уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Копии протоколов общего собрания собственников помещений в МКД в адрес общества инициаторами собрания в нарушение части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременно не направлялись, обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении "прямого" договора с региональным оператором. В этом случае "прямой" договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако по решению регионального оператора указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении региональный оператор уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
О таком решении региональный оператор уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Вместе с тем копии протоколов общего собрания собственников помещений в адрес истца инициаторами собрания в нарушение части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации не направлялись в установленный срок.
При рассмотрении спора в апелляционном суде указанные обстоятельства подтвердили как представитель истца, так и представитель ответчика.
При этом, представитель ответчика сообщил суду только о направлении в адрес истца соответствующей претензии.
Такие последствия в отношении регионального оператора возникают только в случае реализации соответствующего решения в порядке, установленном этой же нормой права, а именно, в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В данном случае доказательств соблюдения ответчиком, как инициатором соответствующих собраний, положений части 1 статьи 46 ЖК РФ не представлено.
Кроме того, представитель ответчика сообщил суду о начислении собственникам помещений МКД ТСН "Энергия" платы по прямым договорам с 01.04.2019 по настоящее время и получая оплату за спорную услугу, что подтверждается платежными документами собственников помещений МКД, что приводит к "задвоенности" платежей за услугу "Обращение с ТКО", указав в качестве примера на выставление истцом собственнику жилого помещения Буршиной Виктории Владимировне платежного документа за услуги по обращению с ТКО за период с июля 2019 по декабрь 2019.
Однако, согласно пояснениям истца, региональный оператор перешел на прямые договоры с собственниками жилых помещений с апреля 2019 года, при этом, период задолженности был определен с 12.08.2018 по 31.12.2019, поскольку региональным оператором, в связи с переходом на прямые договоры были скорректированы начисления за период с апреля 2019 г. путем их корректировки в сторону уменьшения (путем их полного снятия с начислений) на сумму 195794,55 руб.
Никаких доказательств начисления истцом собственникам помещений платы за период, предшествующий 01.04.2019 материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства подтверждаются карточкой счета 62 (т.1, л.д. 129-131) и опровергают доводы ответчика о двойном начислении и взыскании услуг по обращению с ТКО.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку факт оказания спорных услуг истцом и факт ненадлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных услуг ответчиком не оспорены, как того требует часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования АО "Управление отходами" о взыскании с ТСН "Энергия" задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 219 355 руб. 73 коп. подлежат удовлетворению, так как соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Копия свидетельства о постановке ТСН "Энергия" на регистрационный учет в ИФНС, копии протоколов общих собраний собственников ТСН "Благополучие" N 1-2/2018 от 21.08.2018, N 2/2018 от 29.12.2018, выписки из протокола общего собрания собственников ТСН "Благополучие" N 1/2019 от 24.03.2019, копии требований-претензий исх. N б/н от 12.12.2018, исх. N б/н от 11.04.2019, копия заявления исх. N б/н от 31.05.2019, а также скриншоты об отправке на электронную почту истца документов и копии платежных документов и платежных поручений об их оплате, приложенные к апелляционной жалобе ТСН "Энергия", являются дополнительными доказательствами, которые не были предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении дела в упрощенном порядке, поэтому не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Поскольку вышеуказанные дополнительные доказательства по делу представлены ответчиком в качестве возражения доводам истца, суду первой инстанции до рассмотрения дела по существу они не представлялись, об уважительности причин невозможности их представления в суд первой инстанции ответчиком суду не заявлено, апелляционный суд не может принять представленные ТСН "Энергия" дополнительные доказательства во внимание.
Ввиду того, что дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства, ответчику надлежало раскрыть имеющиеся у него доказательства в срок, установленный судом для представления документов.
Исходя из изложенного, вышеуказанные документы, которые не были предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, в связи с чем возвращаются судом апелляционной инстанции в адрес ответчика - ТСН "Энергия".
Изучив доводы апелляционной жалобы Афанасьевой О.М., апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение не принято о правах и обязанностях Афанасьевой О.М.
То обстоятельство, что Афанасьева О.М. является собственником квартиры, находящейся в МКД ТСН "Энергия", не свидетельствует о том, что решением от 22.12.2020 непосредственно затрагиваются права и обязанности названного лица. Наличие у подателя указанной жалобы заинтересованности в исходе дела также не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
Поскольку обжалуемое решение не затрагивает прав Афанасьевой О.М., апелляционный суд применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по данной апелляционной жалобе.
По мнению суда апелляционной инстанции, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податели апелляционных жалоб не ссылаются на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагают. В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного производство по апелляционной жалобе Афанасьевой О.М. подлежит прекращению, судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ТСН "Энергия" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Афанасьевой Ольги Михайловны на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2020 года по делу N А57-17057/2020 прекратить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2020 года по делу N А57-17057/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Афанасьевой Ольге Михайловне из федерального бюджета Российской Федерации 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по чек-ордеру от 13.12.2020.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.Б. Шалкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17057/2020
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: ТСН Энергия
Третье лицо: Афанасьева Ольга Михайловна