г. Чита |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А78-661/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтересурс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2020 года по делу N А78-661/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтересурс" (ОГРН 1157536005593, ИНН 7536153869; 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Ленина, дом 154) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217; 672000, Забайкальский край, город Чита, Амурская улица, 109) о признании незаконными и отмене предписания N 2 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований" от 17.01.2020 и предписания N 3 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда" от 17.01.2020,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют индивидуальный предприниматель Зимин Владислав Евгеньевич (ОГРНИП 318753600006920, ИНН 753617017917), индивидуальный предприниматель Раменский Павел Дементьевич (ОГРНИП 313753609800075, ИНН 753616625285) общество с ограниченной ответственностью "КОРС" (ОГРН 1027501163865, ИНН 7535011653; 672003, Забайкальский край, город Чита, Трактовая улица, 29),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтересурс" (далее - заявитель, общество или ООО "Нефтересурс") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора или Управление) с требованием о признании незаконными и отмене предписания N 2 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований" от 17.01.2020 и предписания N 3 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда" от 17.01.2020.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Зимин Владислав Евгеньевич (далее - ИП Зимин В.Е.), индивидуальный предприниматель Раменский Павел Дементьевич (далее - ИП Раменский П.Д.), общество с ограниченной ответственностью "КОРС" (далее - ООО "КОРС").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Нефтересурс" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вопреки выводам суда первой инстанции, ни протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении, ни фото и ни видео материалы, не содержат доказательств реализации указанных товаров ООО "Нефтересурс", как следствие обязанности по несению ответственности за реализацию данных товаров и необходимости принятия мер, как лица ответственного за реализацию.
Вопреки выводам суда первой инстанции, при составлении протокола об административном правонарушении представителем ООО "Руссинтез" - Павловой- Бухтиной Д.В. факт реализации продукции не был признан, а подписанный протокол об административном правонарушении содержит отметку представителя об ознакомлении с протоколом без согласия, все остальные доводы защитник изложил в жалобе на предписания.
В отзыве Управление Роспотребнадзора возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывов на апелляционную жалобу от ИП Зимина В.Е., ИП Раменского П.Д., ООО "КОРС" не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом Управлением Роспотребнадзора заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Нефтересурс" поставлено на учет в налоговом органе, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1157536005593, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
02.01.2020 специалистами Управления в отношении ООО "Нефтересурс" проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 31.12.2019 N 2375 (далее - Распоряжение) с целью исполнения Приказа Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 25.12.2019 N 1053 "О проведении внеплановых проверок с целью предотвращения и прекращения возможной реализации в торговых точках некурительной никотиносодержащей продукции без соответствующих документов", изданного в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.12.2019 N ДМ-П12-11271.
Результаты проверки отражены в акте N 07-2375 от 17.01.2020 (т. 1, л.д.58-60).
В ходе проверки должностными лицами Управления установлено, что 02.01.2020 в 12 часов 15 минут в торговом зале организации торговли автозаправочной станции - мини-маркет АЗС "КОРС" (далее - АЗС), находящейся по адресу: г. Чита, ул. Ленина, д. 154 в реализации с наличием информации о цене находилась никотиносодержащая продукция:
- "Лифт минт слим мягкий. Никотиновые порции низкой крепости. Не содержат табак", дата производства 20.03.2019, в количестве 1 штуки по цене 300 рублей;
- "Лифт минт слим мягкий. Никотиновые порции низкой крепости. Не содержат табак", дата производства 21.04.2019 в количестве 1 штуки по цене 300 рублей.
Производитель данной продукции Фидлер и Лундгрен АБ Стеналдерсгатан 23 бокс 9041200 39 Мальме, Швеция. Импортер: АО "МУМТ" Россия, 121614, г. Москва, ул. Крылатская, д. 17. корп. 2.
При этом на указанную продукцию обществом не была представлена (отсутствует) товарно-сопроводительная документация с указанием сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), что не обеспечивает прослеживаемость данной продукции и является нарушением пункта 3 статьи 5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) принятого решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Кроме этого, управлением установлено, отсутствие на маркировке продукции:
- срок годности товара;
- состав пищевой продукции;
- рекомендации и (или) ограничения по использованию;
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- информация о противопоказаниях согласно Перечню товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 481;
- сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению, что является нарушением статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", подпунктом 2, 5, 6, 8, 11 пункта 1 части 4.1 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
Что является нарушением статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", подпунктов 2, 5, 6, 8, 11 пункта 1, части 4.1, статьи 4 "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки".
При этом отсутствие указанной информации, в частности сведений об ограничении по использованию (учитывая, что данный продукт содержит никотин), без определенных рекомендации по ограничению может причинить вред здоровью граждан.
Выявив указанные нарушения, Управление 17.01.2020 выдало в адрес ООО "Нефтересурс" предписание N 3 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (т. 1, л.д.13-15).
Также в рамках проверки установлено следующее:
02.01.2020 в 12 часов 15 минут в торговом зале организации торговли (мини-маркет АЗС "КОРС"), расположенной по адресу: г. Чита, ул. Ленина, д. 154, принадлежащей ООО "Нефтересурс", выявлены нарушения обязательных требований пунктов 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", а именно:
- в организации торговли осуществлялась выкладка и демонстрация табачной продукции (в частности: West, Play, Петр I) в торговом зале (витрина была открыта, что обеспечило визуальную демонстрацию находящихся в ней табачных изделий (сигарет);
- продавцом табачной продукции ООО "Нефтересурс" не доведена до сведения потребителей информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции с указанием цены. Согласно пункту 4 статьи 19 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте.
Выявив указанные нарушения, Управление 17.01.2020 выдало в адрес ООО "Нефтересурс" предписание N 2 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (т. 1, л.д.16).
Ссылаясь на незаконность оспариваемых предписаний, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ под санитарноэпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
По пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 1 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 739, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет аналогичные полномочия.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора вправе выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания.
По предписанию N 3 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда от 17.01.2020 (т. 1, л.д.13-15) суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что Управлением правомерно выдано указанное предписание, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не имеют установленных сроков годности; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пункту 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" - пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно пунктам 1, 2 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения, предусмотренные подпунктами 1,4-6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено.
Согласно пункту 1 статьи 7 TP ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
Из информации, размещенной на этикетке, следует, что перечисленная продукция, содержит в своем составе никотин.
Никотин - алкалоид, содержащийся в листьях табака; может быть получен также путем синтеза. Бесцветная жидкость, коричневеющая на воздухе; имеет характерный резкий запах, токсичен, образует кристаллические соли; применяется в качестве фунгицида и инсектицида для защиты растений.
Физиология и биомеханизм воздействия на организм никотина связаны с его взаимодействием с Н-холинорецепторами содержащих холинергических нервных синапсов и, как следствие, возбуждением некоторых отделов парасимпатической нервной системы (эффекты зависят от дозы: в малых дозах стимулирует рецепторы синапса, связываясь с ними, к примеру, у курильщиков повышение частоты и силы сердечных сокращений (сердцебиений), усиление слюноотделения и перистальтики кишечника и т. д.; в больших дозах, наоборот, конкурентно блокирует рецепторы к воздействию ацетилхолина). Смертельная разовая доза при остром отравлении для человека - 0,5-1 г.
Таким образом, никотин в любых дозах оказывает негативное влияние на здоровье человека. Особенно это влияние выражено у несовершеннолетних. В 2019 году в Российской Федерации зарегистрировано несколько подтвержденных случаев отравления несовершеннолетних никотинсодержащей продукцией. В связи с этим обстоятельством нельзя признать данную продукцию безопасной.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 TP ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно статье 39 TP ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Оценка соответствия продукции согласно статьям 21-23 TP ТС 021/2011, оценка соответствия подобной продукции производится в форме принятия декларации о соответствии обязательным требования TP ТС 021/2011, иным техническим регламентам, действия которых на нее распространяется.
Согласно части 4.1 статьи 4 TP ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка упакованной пищевой продукции должна, помимо прочих сведений, содержать рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Из анализа информации, содержащейся на маркировке продукции указанной в протоколе продукции, установлено, что сведения, содержащие рекомендации и (или) ограничения по использованию взрослыми гражданами, отсутствуют, что может причинить вред здоровью потребителей.
Учитывая, что данный продукт содержит никотин, то использование без определенных рекомендации по ограничению может причинить вред здоровью.
Выявленные нарушения посягают на право потребителя, на получение полной и достоверной информации о пищевой продукции, обеспечивающей возможность его правильного выбора, вследствие чего потребителю может быть причинен вред имущественного характера. Приобретение потребителем пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью.
Срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
На основании изложенного, обществу в соответствии с полномочиями и правами, предоставленными статьей 34, пункта 1,2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предписано в срок до 30.01.2020 в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, которая должна в себя включать комплекс мероприятий с указанием сроков их реализации:
- по проверке достоверности данной информации;
- мерах по предотвращению причинения вреда, в том числе по усилению производственного контроля, по проведению дополнительного инструктажа работников и др.);
- по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения;
- по подготовке и направлению в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (г. Чита, ул. Амурская, д. 109, кабинет 10) образца информационного письма, уведомляющего конечных потребителей продукции;
- по отзыву (при необходимости) продукции и возмещению приобретателям, в том числе потребителям, убытков, возникших в связи с отзывом продукции.
По предписанию N 2 от 17.01.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (т. 1, л.д. 16), суд также приходит к выводу о законности и обоснованности его выдачи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
На основании полномочий, установленных статьей 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 17 Закона N 294-ФЗ ООО "Нефтересурс" было предписано в срок до 30.01.2020 устранить вышеуказанные нарушения посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков в соответствии с требованиями статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Обеспечить выкладку табачной продукции в торговом зале исключающую возможность её демонстрации для потребителей, в соответствии с требованиями части 4 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что указанные обстоятельства обоснованно послужили основанием для выдачи обществу предписаний о принятии мер, направленных на устранение указанных нарушений.
Из представленных в материалы дела документов следует, что мероприятия по контролю осуществлялись именно в помещении торгового зала мини-маркета АЗС "КОРС" по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 154, в котором деятельность осуществляется ООО "Нефтересурс".
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции полагает, что в материалы дела не представлены доказательства принятия обществом, как лицом, ответственным за реализацию указанных товаров, мер, направленных на недопущение выявленных нарушений и способов их устранения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В частности довод общества о нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части проведения проверки без уведомления, является несостоятельным по следующим причинам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 02.01.2020 специалистами Управления в отношении ООО "Нефтересурс" проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 31.12.2019 N 2375 (далее - Распоряжение) с целью исполнения Приказа Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 25.12.2019 N 1053 "О проведении внеплановых проверок с целью предотвращения и прекращения возможной реализации в торговых точках некурительной никотиносодержащей продукции без соответствующих документов", изданного в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.12.2019 N ДМ-П12-11271.
Согласно пункту 35 части 3 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Согласно Единому таможенному тарифу Евразийского Экономического Союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, табак и промышленные заменители табака относятся к Разделу IV "Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители". На основании этого следует, что никотиносодержащая смесь относится к пищевым продуктам, тем более учитывая способ ее употребления - помещение в ротовую полость и рассасывание (по примеру жевательной резинки). Данное обстоятельство подтверждается также письмом Евразийской экономической комиссии от 20.12.2019 N НВ-3122/1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 02.02.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Так как внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Нефтересурс" проводилась в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, следовательно, предварительное уведомление юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки не требовалось.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о нарушениях требований Закона N 294-ФЗ в части проведения проверки без участия законного представителя ООО "Нефтересурс".
Исчерпывающий перечень грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки могут быть признаны недействительными, предусмотрен частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ. Проведение проверки без участия законного представителя юридического лица не является грубым нарушением процедуры проведения проверки, предусмотренной Законом N 294-ФЗ.
02.01.2020 в 12 часов 15 минут в торговом зале заверенная печатью копия Распоряжения была вручена должностным лицом Управления кассиру-оператору торгового зала АЗС "КОРС" ООО "Нефтересурс" Даниловой Ирине Анатольевне одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации все торговые операции, ведущиеся в торговой точке общества, осуществляются от его имени. Полномочия лица как представителя, осуществляющего продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в торговой точке общества, явствуют из обстановки, в которой действует это лицо (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). При этом, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях лица, действующего от имени общества, правового значения в данном случае не имеет.
В ходе выездной проверки было проведено мероприятие по контролю, состоявшее в проверке соответствия состояния используемых ООО "Нефтересурс" при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимых и реализуемых ООО "Нефтересурс" товаров и принимаемых ООО "Нефтересурс" мер по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В результате проведения мероприятия 02.01.2020 при непосредственном обнаружении должностными лицами Управления установлено нарушение ООО "Нефтересурс" требований регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, создавшее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что является нарушением статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", подпунктов 2, 5, 6, 8, 11 пункта 1, части 4.1, статьи 4 "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки", пункта 3 статьи 5, пункта 1 статьи 7 "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции".
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
02.01.2020 в торговом зале ООО "Нефтересурс" специалистами Управления в присутствии двух понятых, а также с применением видео и фотосъемки составлен протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также протокол наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи с описью товара. Поскольку проведение осмотра и арест товаров направлены, в том числе, на обнаружение и закрепление доказательств, их эффективность зависит от фактора внезапности, заблаговременное извещение лица о данных процессуальных действиях делает их бесполезными.
Исходя из цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при буквальном толковании части 2 статьи 27.8 КоАП РФ, работнику для присутствия при осмотре не требуется каких-либо полномочий. Данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя.
В связи с этим под представителем понимается любой сотрудник или работник юридического лица, выполняющий на момент проведения осмотра свои трудовые функции.
Таким образом, требование обеспечить при осмотре присутствие законного представителя юридического лица, противоречит положениям статьи 27.8 КоАП РФ и превентивной цели применения мер обеспечения производства по делу.
Протокол осмотра от 02.01.2020 содержит сведения о применении фотосъемки и приложении к протоколам фотоснимков, видеозаписи. Следовательно, имеющиеся в материалах дела фотоснимки и видеозапись являются приложением к протоколу осмотра. Все материалы проверки, в том числе, акт проверки от 17.01.2020, протоколы об осмотре и аресте от 02.01.2020, фотографии в количестве 7 штук, видеофайлы в количестве 2 штук, предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда N 3 от 17.01.2020, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 2 от 17.01.2020 вручены под роспись представителю ООО "Нефтересурс" 17.01.2020 по доверенности, а также направлены в адрес ООО "Нефтересурс" по юридическому адресу: г. Чита, ул. Ленина, 154, 21.01.2020 (номер почтового идентификатора отправления 80080644789819). Возражений к акту от ООО "Нефтересурс", в том числе, от законного представителя ООО "Нефтересурс", в адрес Управления не поступало.
О дате подписания акта проверки (17.01.2020) законный представитель ООО "Нефтересурс" Казакова К.А. была лично уведомлена заблаговременно 15.01.2020 надлежащим образом телеграммой от 14.01.2020 N 909/4399 по юридическому адресу: г. Чита, ул. Ленина, 154.
Кроме того частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что при рассмотрении арбитражным судом апелляционной инстанции дела N A78-1010/2020 участвовали те же лица, судом оценивалась процедура проведенной Управлением проверки 02.01.2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу вступило в законную силу, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что обстоятельства, установленные судебным актом по ранее рассмотренному делу, имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь.
В частности судом в постановлении указано, что при проведении проверки и составлении протоколов факт нахождения рассматриваемой некурительной никотиносодержащей продукции на реализации именно у общества им никак не отрицался, при составлении протокола об административном правонарушении представителем общества по доверенности - Павловой-Бухтиной Д.В. данный факт также не отрицался. Обществом также не указывалось, что на реализации может находиться продукция иного лица, аналогичная продукции общества.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, оспариваемые предписания соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания являются законными и обоснованными, заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2020 года по делу N А78-661/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-661/2020
Истец: ООО "Нефтересурс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю
Третье лицо: ИП Зимин Владислав Евгеньевич, ИП Раменский Павел Дементьевич, ООО "Корс"