г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А21-11254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: Иванов Е.В. генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39587/2023) ООО "Пруссия" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2023 по делу N А21-11254/2023, принятое
по заявлению Отдела организации применения административного законодательства УОООП УМВД России по Калининградской области
к ООО "Пруссия"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Отдел организации применения административного законодательства УОООП УМВД России по Калининградской области (адрес: 236039, г. Калининград, пер. Малый, 17 "А", далее - Отдел, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пруссия" (ОГРН: 1063917026788, адрес: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, Центральный пер., 5, далее - ООО "Пруссия", Общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.10.2023 суд первой инстанции заявление удовлетворил, привлек ООО "Пруссия" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 руб. Изъятая 01.08.2023 в ходе проверки алкогольная продукция направлена судом на уничтожение в порядке, установленном законодательством.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Общество, не оспаривая событие вменяемого правонарушения, просит снизить размер штрафа или заменить назначенный штраф на предупреждение.
В судебном заседании законный представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - адвокат Кузнецов Р.А., заявивший об участии в онлайн-заседании, не обеспечил техническую возможность участия в судебном заседании, проводимом посредством веб-конференции, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Отдел, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 01.08.2023 в 13 час. 23 мин. Общество в кафе "Пруссия" по адресу: Калининградская обл., г. Гвардейск, пер. Центральный, д. 5, организовало оборот (розничную продажу, хранение) алкогольной продукции, согласно протокола изъятия вещей и документов от 01.08.2023 и фототаблицы от 01.08.2023, без соответствующей лицензии, чем нарушило требования пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В ходе осмотра сотрудники административного органа произвели изъятие алкогольной продукции различного наименования в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 01.08.2023.
04.08.2023 начальником Отдела полиции Калиновской Е.О. вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении. Проведение экспертизы поручено Экспертно-криминалистическом центру УМВД России по Калининградской области.
В соответствии с выводами заключения эксперта N 739/1193 от 11.08.2023 все представленные на экспертизу разноцветные жидкости являются спиртосодержащими с объемной долей этилового спирта (от 15,3 % об. до 45,8 % об.).
04.09.2023 старшим инспектором Отдела полиции составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб. с направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав законного представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление, в том числе, следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Факт организации Обществом оборота (розничная продажа, хранение) алкогольной продукции в отсутствие лицензии подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.09.2023, рапортом от 01.08.2023, протоколом изъятия вещей и документов от 01.08.2023, протоколом осмотра от 01.08.2023, объяснениями от 01.08.2023, фототаблицей от 01.08.2023, заключением эксперта N 739/1193 от 11.08.2023, меню бара ООО "Пруссия", содержащего предложения к реализации алкогольных и слабоалкогольных напитков, объяснениями лиц, участвующих в дел.
Факт непосредственно продажи алкогольной продукции подтверждается кассовым чеком от 01.08.2023 и объяснениями официанта-бармена от 01.08.2023 (т.1 л.д.12).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства об обороте алкогольной продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия Обществом всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение указанных требований, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений о малозначительности и освобождения Общества от административной ответственности, не установлено.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Нарушение Обществом требований законодательства о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение.
Суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, пришел к выводу о наличии оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначении штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи, в размере 1 500 000 руб.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Из материалов дела следует, что 01.08.2016 Общество включено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (категория: микропредприятие).
Следовательно, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф может быть назначен Обществу в размере 1 500 000 руб.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер совершенного административного правонарушения, признание Обществом вины в совершенном правонарушении, учитывая имущественное положение ответчика, апелляционный суд приходит к выводу, что назначение Обществу наказание в размере 1 500 000 руб. является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем считает возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства, до 750 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, наказание в виде штрафа в размере 750 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что применение в рассматриваемом случае части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ не исключает возможность дополнительного применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела, поскольку для применения данной нормы должны существовать определенные условия, подлежащие исследованию в каждом конкретном деле.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 30.10.2023 подлежит изменению в части размера назначенного Обществу административного штрафа.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 октября 2023 года по делу N А21-11254/2023 изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Пруссия" наказания, снизив размер штрафа до 750 000 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 октября 2023 года по делу N А21-11254/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пруссия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11254/2023
Истец: Отдел организации применения административного законодательства УОООП УМВД России по Калининградской области
Ответчик: ООО "Пруссия"