Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-4537/21 настоящее постановление отменено
г. Вологда |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А13-954/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Некипеловой И.А. по доверенности от 24.12.2020, от закрытого акционерного общества "Вожега-Лес" представителя Леоненко О.В. на основании доверенности от 23.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 мая 2020 года по делу N А13-954/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Вожега-Лес" (адрес: 162150, Вологодская обл., Вожегодский р-н, пос. Кадниковский, ул. Горького, д. 6; ОГРН 1043500600065, ИНН 3506003682; далее - Общество) о взыскании 2 934 648 руб. 09 коп. доначисленной арендной платы за период с 2017 по 2019 год по договору аренды лесного участка от 15.05.2008 N 02-02-16/313-2008.
Решением суда от 15 мая 2020 года в удовлетворении иска Департаменту отказано.
Департамент с решением суда не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на недействительность дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 22.05.2009, от 21.03.2016 к договору аренды от 15.05.2008 N 02-02-16/675-2009, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Считает, что у суда отсутствовали основания для применения пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве мотива для отказа в иске. В действиях Департамента отсутствуют признаки недобросовестности; при оформлении дополнительных соглашений истец считал правомерным их заключение и не преследовал цель причинить вред арендатору лесного участка, учитывая, что объем использования лесов и размер арендной платы после заключения соглашений изменился в сторону уменьшения. Указывает на несогласие с позицией суда первой инстанции о том, что ответчик был лишен возможности обратиться в суд с требованием о внесении изменений в договор аренды при наличии заключенных, исполнявшихся сторонами и зарегистрированных дополнительных соглашений. Общество, будучи профессиональным участником гражданского оборота, действуя разумно и осмотрительно, имело возможность установить несоответствие дополнительных соглашений требованиям законодательства.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2020 года производство по делу приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А13-1200/2020.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2020 года решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2020 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2020 года по делу N А13-1200/2020 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
В связи с этим определением суда от 26 ноября 2020 года производство по настоящему делу возобновлено, дело назначено к судебному разбирательству.
Определением апелляционного суда от 22 января 2021 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена; судья Зайцева А.Я., на основании части 3 статьи 18 АПК РФ, заменена на судью Романову А.В.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил учесть правовую позицию суда кассационной инстанции, изложенную в постановлении по делу N А13-1200/2020.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апеллянта отклонил по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 15.05.2008 Департаментом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 02-02-16/313-2008, площадью 139 849 га, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Бекетовское участковое лесничество кварталы N 3, 9-11, 14, 16, 17, 22-29, 34-39, 41-43, 50-53, 56, 57, 59, 65-69, 72-74, 79-82, 94-98, 105-107, 115, 128; Вожегодское участковое лесничество, кварталы N 1, 17, 23-26, 28, 49-52, 64. 65, 79, 83 ч, 102 ч, 103, 104; Явенгское участковое лесничество, кварталы N 1-8 ч, 10, 11 ч, 14 ч, 15, 17 ч, 18, 19, 24, 30 ч, 31, 32, 34, 38, 39, 44, 45, 52-55, 57-68, 71; Вотчинское участковое лесничество, кварталы N 5 ч, 6 ч, 15-17, 30-33, 41-46, 52-64, 70 ч, 71 ч, 79 ч, 80 ч, 85, 86, 89, 90, 96-98, 109-113, 131 ч, 133 ч, 134, 141 ч, 142 ч, 143-149 ч, 153-164 ч, 166-178; Нижне-Слободское участковое лесничество, кварталы N 5, 7 ч, 23, 24, 27-29, 31, 37, 45, 46, 54 ч, 58 ч, 59 ч, 60, 62 ч, 63-66, 68, 73 ч, 74 75, 81-85, 89 ч, 90, 91; Ембское участковое лесничество, кварталы N 10, 11, 14-19, 28, 30, 31 ч, 39 ч, 45, 46, 49 ч, 54, 55, 58, 59 ч, 60-63, 69, 71, 74, 75, 81; Азлецкое участковое лесничество, кварталы N 19-24, 30, 33, 34, 36 ч, 43, 44 ч, 46 ч, 47, 50, 51 ч, 58 ч; Кадниковское участковое лесничество, кварталы N 1-18, 21-28, 39 ч, 40, 41, 43, 44, 46-48, 50, 52-56 ч, 59-65, 68-70, 73 ч, 74, 75 ч, 76 ч, 77-81, 83, 84, 85 ч, 86 ч, 88 ч, 89 ч, 92 ч, 93, 95, 96, 98, 99, 100 ч, 102 ч-106 ч, 107, 108, 114-132; Уфтюгское участковое лесничество, кварталы N 59, 62, 68 ч, 69 ч, 76 ч, 78 ч, 86, 91, 92, 101 ч.
Данный договор аренды заключен на основании решения Департамента от 15.02.2008 N 77 в целях приведения в соответствие с ЛК РФ и переоформления ранее заключенных с Обществом по результатам открытого конкурса договоров аренды участка лесного фонда от 12.02.2001 N 2, от 15.02.2001 N 3.
Схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях 1, 2 к договору (пункт 3 договора).
Пунктом 25 договора установлен срок аренды с 15.05.2008 по 26.03.2050.
По акту приема-передачи от 15.05.2008 лесной участок общей площадью 139 849 га передан в аренду Обществу.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, что сторонами не оспаривается.
В пункте 4 договора предусмотрено, что Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах, предусмотренных приложением 3 к договору. Согласно указанному приложению среднегодовой объем изъятия древесины на лесном участке по всем видам рубок составляет 383,36 тыс. куб. м.
Размер арендной платы и порядок расчетов определены в разделе 2 договора. В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата по договору составляет 13 967 800 руб. в год и рассчитывается по формуле, содержащейся в приложении 7 к договору.
Сроки внесения арендной платы установлены в приложении 4 договору.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В приложении 7 к договору приводится расчет арендной платы по видам рубок, также предусмотрено применение при расчете корректирующего коэффициента 1,05 с учетом запаса древесины на 1 га и договорного коэффициента к арендной плате 1.
С учетом установленного ежегодного объема изъятия древесины в размере 383 360 куб. м размер арендной платы, исчисленной по минимальным ставкам, подлежащей внесению в федеральный бюджет, составил 11 645 150 руб., соответственно размер арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, подлежащий перечислению в областной бюджет, равен 2 322 650 руб. (приложения 4, 7 к договору).
Порядок изменения договора установлен в разделе 5 договора. Согласно пункту 18 договора все изменения к нему оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. В пункте 19 договора предусмотрено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе 6 договора (пункт 20 договора).
Из материалов дела также видно, что 01.01.2009 сторонами заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка.
В абзаце втором данного соглашения предусмотрено, что изменения вносятся в связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами на основании лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Департамента от 17.12.2008 N 641 (далее - Приказ N 641), а также в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) на основании статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон N 204-ФЗ) и в соответствии с пунктами 7, 18, 19 договора.
На основании данного дополнительного соглашения в новой редакции изложен пункт 5 договора аренды, согласно которому размер арендной платы по договору составил 15 242 007 руб. 60 коп. в год, а также в новой редакции изложены приложения 3, 4 и 7 к договору аренды.
Далее сторонами ввиду технической неточности, в целях приведения договора аренды от 15.05.2008 в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным Приказом N 641, и на основании пунктов 18, 19 договора аренды 22.05.2009 заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в пункт 5 договора аренды и установлен ежегодный размер арендной платы в сумме 15 025 983 руб. 60 коп., а также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы на 2009 год" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды. Из новой редакции приложений 3 и 7 к договору аренды следует, что ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке уменьшился и стал составлять 328 700 куб. м.
На основании дополнительного соглашения от 29.11.2011 к договору аренды стороны в новой редакции изложили приложение 2 к договору "Характеристика лесного участка и его насаждений".
Дополнительным соглашением от 10.10.2013 к договору аренды стороны на основании пункта 18 договора исключили из пункта 15, устанавливающего размеры неустойки, взыскиваемой с Арендатора при нарушении лесохозяйственных требований, подпункты "а", "б".
Впоследствии сторонами заключено дополнительное соглашение от 21.03.2016 о внесении изменений в договор аренды лесного участка. В абзаце втором данного соглашения указано, что оно заключается на основании пункта 18 договора, заявления Арендатора и в соответствии с приказом Департамента от 24.02.2016 N 192 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества на территории Вологодской области".
Данным дополнительным соглашением в том числе в новой редакции изложен пункт 5 договора аренды, предусматривающей установление ежегодного размера арендной платы по договору в сумме 16 669 471 руб. 20 коп.
Также дополнительным соглашением от 21.03.2016 в новой редакции изложены приложение 2 "Характеристика лесного участка и его насаждений", приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы", приложение 6 "Объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды.
Согласно новой редакции приложений 3, 7 к договору аренды ежегодный объем изъятия древесины на лесном участке уменьшился до 322 900 куб. м.
Указанные выше дополнительные соглашения зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в установленном порядке.
Департамент направлял в адрес Арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017, 2018 и 2019 годы, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений, указывал Арендатору конкретные размеры арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области.
Так, согласно уведомлению от 30.12.2016 N 10-02-17/694 размер арендной платы на 2017 год, с учетом коэффициента индексации 1,51, составляет 17 609 088 руб., в том числе 14 674 240 руб. - в федеральный бюджет, 2 934 848 руб. - в бюджет Вологодской области.
В соответствии с уведомлением от 28.12.2017 N 05-02-17/697 арендная плата за 2018 год, с учетом коэффициента индексации 2,17, составит 25 305 775 руб. 47 коп., в том числе 21 088 146 руб. 24 коп. - в федеральный бюджет, 4 217 629 руб. 23 коп. - в бюджет Вологодской области.
В уведомлении от 29.12.2018 N 05-02-17/1412 Департамент сообщил Обществу, что арендная плата на 2019 год, с учетом коэффициента индексации 2,38, составляет 27 754 721 руб. 48 коп., в том числе 23 128 934 руб. 58 коп. - в федеральный бюджет, 4 625 786 руб. 90 коп. - в бюджет Вологодской области.
Арендатор вносил арендную плату в 2017, 2018 и 2019 годах в соответствии с уведомлениями Департамента.
Из материалов дела также видно, что Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в адрес Департамента по результатам внеплановой выездной проверки направлено 18.10.2019 предписание N 09/39П об устранении выявленных нарушений, которым предписано обеспечить перерасчет арендной платы за 2017-2019 годы по договорам, по которым арендная плата внесена в размере, отличном от размера, установленного на торгах.
Департамент направил в адрес Общества претензию от 11.12.2019, в которой, ссылаясь на ничтожность дополнительного соглашения от 01.01.2009 к договору аренды в силу части 2 статьи 74 ЛК РФ и статьи 168 ГК РФ, сообщил о произведенном перерасчете арендной платы за 2017, 2018, 2019 годы и предложил в срок до 15.01.2020 перечислить задолженность по арендной плате в размере 2 934 648 руб. 09 коп., в том числе 2 473 556 руб. 57 коп. - в федеральный бюджет, 461 091 руб. 52 коп. - в областной бюджет.
Указывая на то, что Общество не внесло в добровольном порядке доначисленную арендную плату, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу о том, что дополнительные соглашения к договору аренды заключены с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, по соглашению сторон. Вместе с тем, исходя из того, что поведение Департамента после заключения спорных дополнительных соглашений давало основание Обществу полагаться на их действительность, суд усмотрел в действиях истца наличие признаков недобросовестности и в связи с этим посчитал, что заявление истца о ничтожности дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка не имеет правового значения в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ. Учитывая также отсутствие доказательств предоставления Обществу установленного при заключении договора объема лесопользования и исполнение ответчиком в полном объеме обязательств по внесению арендной платы, исчисленной в соответствии со спорными дополнительными соглашениями, суд первой инстанции признал исковые требования Департамента о взыскании доначисленной арендной платы не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
При этом частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, положениями части 2 статьи 74 ЛК РФ, действовавшими на момент заключения сторонами дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 22.05.2009, от 29.11.2011, от 10.10.2013 к договору аренды лесного участка от 15.05.2008, устанавливался запрет на внесение по соглашению сторон изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает, что в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 73 ЛК РФ указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Из приложения 7 к договору аренды следует, что размер арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет, исчислен исходя из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310.
В указанной части размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым. При этом пунктом 7 договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых согласно статье 73 ЛК РФ, что соответствует приведенным выше нормам ГК РФ и ЛК РФ.
В данном случае установлено, что дополнительное соглашение от 01.01.2009 о внесении изменений в договор аренды подписано сторонами в том числе в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, произведенной Законом N 204-ФЗ.
Таким образом, независимо от подписания сторонами данного дополнительного соглашения размер арендной платы по договору подлежал изменению на основании Закона N 204-ФЗ в связи с индексацией ставок платы, установленных Постановлением N 310.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, предусматривающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Этим же законом статья 74 ЛК РФ дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015 (статья 6 Закона N 206-ФЗ), часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, устанавливающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Кроме того, Законом N 206-ФЗ глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ устанавливалось, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь, исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу N А56-96367/2018, ретроспективный анализ изменений норм ЛК РФ, толкование положений частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ в их совокупности и взаимосвязи с иными нормами лесного законодательства Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что наряду с судебным порядком изменения условий договора аренды лесного участка (в случаях, указанных в части 3 названной статьи) действующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса предусматривает также возможность изменения условий такого договора по соглашению сторон (при наличии обстоятельств, указанных в части 2). Перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в качестве исключения объективные обстоятельства не зависят от воли контрагентов по договорам аренды лесного участка; их фиксация регламентирована нормативными правовыми актами; требуют обязательного отражения в государственных реестрах соответствующего учета, что, в свою очередь, свидетельствует об официальном признании наступившего случая (статьи 91 и 92 ЛК РФ). Внесение изменений в договоры аренды лесного участка по соглашению сторон при наличии бесспорных оснований, зафиксированных и отраженных в установленном порядке, направлено на оперативное устранение последствий, вызванных указанными обстоятельствами, и не требует судебного вмешательства.
Таким образом, с включением в ЛК РФ Законом N 206-ФЗ статьи 74.1 допускается возможность изменения по соглашению сторон условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов при наличии обстоятельств, указанных в части 2 данной статьи.
Количественные и качественные характеристики лесного участка, согласно части 1 статьи 69.1 ЛК РФ, определяются путем таксации лесов, проводимой в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (статья 87 ЛК РФ).
Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение от 21.03.2016 заключено сторонами в связи с принятием Департаментом приказа от 24.02.2016 N 192 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества на территории Вологодской области" (далее - Приказ N 192).
Апелляционным судом установлено, что Приказом Департамента N 641 утвержден в том числе лесохозяйственный регламент Вожегодского государственного лесничества на территории Вологодской области.
Впоследствии приказом Департамента от 19.05.2011 N 388 утвержден новый лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества на территории Вологодской области.
На основании Приказа N 192 в данный лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества внесены изменения, в том числе касающиеся параметров использования лесов не территории лесничества.
Согласно сведениям, представленным Департаментом, на момент утверждения регламента Вожегодского лесничества в 2011 году площадь земель лесничества, покрытых лесом, составляла 355 735 га, в том числе 203 246 га - хвойные, 152 489 га - мягколиственные. В соответствии с изменениями, внесенными на основании Приказа N 192, площадь, покрытая лесом, составляет 344 222 га, в том числе 191 733 га - хвойные, 152 489 га - мягколиственные. Группировка лесов по возрастам по состоянию на 2011 год была следующая: молодняки - 94 724 га, средневозрастные - 139 639 га, приспевающие - 39 079 га, спелые и перестойные - 85 293 га, а в соответствии с Приказом N 192 по состоянию на 2016 год молодняки - 103 197 га, средневозрастные - 114 638 га, приспевающие - 42 035 га, спелые и перестойные - 30 237 га.
Расчетная лесосека по эксплуатационным лесам в 2011 году равнялась 784,6 тыс. куб. м, с учетом изменений, внесенных в 2016 году на основании Приказа N 192, - 731,3 тыс. куб. м.
В связи с данными изменениями параметров использования лесов сторонами дополнительным соглашением от 21.03.2016 к договору аренды в новой редакции изложено приложение 2 "Характеристика лесного участка и его насаждений", из которого видно, что по сравнению с параметрами, существовавшими на момент заключения договора и отраженными в приложении 2 к договору, уменьшилась площадь лесных земель с 136 483,7 га до 136 479,6 га, сократился запас эксплуатационной древесины с 15 531,6 тыс. куб. м, до 13 468,2 тыс. куб. м.
Также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды, из которых следует уменьшение ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке с 383 360 куб. м, установленного при заключении договора (приложения 3, 7 к договору), до 322 900 куб. м.
Кроме того, дополнительным соглашением от 21.03.2016 к договору аренды изменены объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке (приложение 6 к договору). В частности, увеличился объем лесовосстановительных мероприятий и мероприятий по уходу за лесами, подлежащих выполнению на лесном участке.
При таких обстоятельствах, поскольку заключение дополнительного соглашения от 21.03.2016 к договору аренды лесного участка вызвано внесением на основании Приказа N 192 изменений в лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества в связи с изменением параметров использования лесов на территории данного лесничества, при этом внесение изменений в договор аренды по соглашению сторон допускается положениями части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного соглашения недействительным (ничтожным).
Из материалов дела следует, что размер арендной платы по договору аренды лесного участка за спорный период 2017-2019 годов исчислялся Департаментом с учетом изменений параметров использования лесного участка, определенных дополнительным соглашением от 21.03.2016 к договору аренды, и отражен в уведомлениях, направленных Обществу, от 30.12.2016, от 28.12.2017, от 29.12.2018.
Арендная плата по договору аренды лесного участка за 2017-2019 годы внесена Обществом в полном объеме в соответствии с размерами платы, указанными в уведомлениях.
Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются.
Таким образом, поскольку Арендатором надлежащим образом исполнены обязательства по внесению арендной платы за спорный период, исчисленной с учетом изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от 21.03.2016, заключение которого не противоречит положениям части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, оснований для вывода о наличии на стороне Общества задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 15.05.2008 за период с 2017 по 2019 год не имеется.
В свете изложенного решение суда, которым истцу отказано в удовлетворении иска, следует признать верным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 мая 2020 года по делу N А13-954/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-954/2020
Истец: Департамент лесного коплекса Вологодской области
Ответчик: ЗАО "Вожега-Лес"