Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2021 г. N Ф06-4206/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А12-24777/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.В. Лыткиной Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотое руно-2000" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 ноября 2020 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А12-24777/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) к обществу с ограниченной ответственностью "Золотое руно-2000" (ИНН 3441021070, ОГРН 1023402459838) о взыскании задолженности по договору N 1934 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по май 2020 в размере 162 350,12 руб., а также судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 871 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Золотое руно-2000" (далее - ООО "Золотое руно-2000", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 1934 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по май 2020 в размере 162 350,12 руб., а также судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 871 руб.
Дело рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
16 ноября 2020 года судом объявлена резолютивная часть решения.
С общества с ограниченной ответственностью "Золотое руно-2000" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" взыскано 162 350 руб. 12 коп. долга, а также 5 871 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
22 ноября 2020 года изготовлен мотивированный текст решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Золотое руно-2000" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: договор между истцом и ответчиком не заключался, истец не доказал, что в период с января 2019 по май 2020 оказал ответчику услуги по вывозу и по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуги по транспортировке и размещению ТБО оказывал не истец, а ООО "УК Афина", универсальные передаточные документы ответчик не получал и не подписывал, а значит, как следствие, не подтвержден факт оказания услуг.
Истцом представлен суду отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 К89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 установлен единый тариф на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" - 557,86 руб./куб.м. с учетом НДС.
Как указывает истец, Региональным оператором в адрес ответчика был направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 1934.
За период январь 2019 - май 2020 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТБО.
Услуги ответчиком в полном объеме не оплачены, задолженность ответчика составляет 162 350,12 руб.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить, образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 01.01.2019, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для Регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения (далее Соглашение) об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (согласно дополнительному соглашению N 2 от 21 апреля 2020 года стороной от имени субъекта РФ является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Стоит отметить, что в этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
На официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017). При этом, абзац 4 пункта 8(17) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Следовательно, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме договора.
Исходя из вышеизложенных норм права, между Ответчиком и Истцом заключен Договор от 01.01.2019.
Таким довод апелляционной жалобы об отсутствии между сторонами подписанного договора на вывоз ТБО подлежит отклонению.
Правилами N 1156 в части, касающейся заключения договора, в силу которых получение потребителем (в данном случае - ТСН) от регионального оператора проекта договора по истечении 15 дней считается заключением такого договора по цене, определенной региональным оператором, исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которого управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг, с учетом не опровергнутого ответчиком обстоятельства, что услуги оказывались (ТКО вывозились с места накопления), суд обоснованно заключил, что договор считается заключенным, и у ТСЖ возникает обязанность оплачивать услуги регионального оператора.
Указанное соответствует также положениям части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в силу пункта 148(3) которых, исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отсутствие прямых договоров, может выступать лицо из числа, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил, т.е. управляющая организация, товарищество (кооператив).
При этом согласно пункту 148(9) Правил товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил (в частности (если собственниками в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации на общем собрании не принято решение о заключении прямых договоров), с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с этим же пунктом Правил товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты своей ликвидации или с указанной в пункте 148(8) настоящих Правил даты начала предоставления коммунальной услуги управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик как товарищество собственников недвижимости в МКД является исполнителем коммунальной услуги по выводу ТКО и лицом, ответственным за заключение договора. В силу пунктов 148(1) и 148(2) Правил, при отсутствии письменного документа, подписанного сторонами, но совершении (ТСЖ) конклюдентных действий по заключению договора, фактическом оказании услуг региональным оператором, ТСЖ являлось лицом, обязанным оплачивать услуги, в указанный период.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТБО за период январь 2019 г.- май 2020 г. и факт наличия у ответчика задолженности по их оплате в общем размере 162350,12 руб., подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств оплаты спорной суммы не представлено.
При этом письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, следовательно, услуги в спорный период фактически были оказаны и, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Судом установлено, что фактическое исполнение договора сторонами осуществлялось путем согласованных конклюдентных действий: предоставлением региональным оператором услуги по вывозу ТБО и приемом (пользованием) данной услуги последним (доказательств обратного ответчиком не представлено).
Таким образом, поскольку обязательство в рамках фактически оказанных и принятых услуг по их оплате ответчиком не исполнено, требование истца о взыскании основного задолженности в размере 162 350,12 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о завышенных нормативах суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованные.
Нормативы накопления ТКО предложены не Региональным оператором, а утверждены приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области".
Коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505). При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - исходя из нормативов накопления. Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области (далее - Порядок накопления ТКО). В соответствии с пунктом 10.4 Порядка накопления ТКО при раздельном накоплении ТКО контейнерная площадка оборудуется несколькими контейнерами для смешанных отходов и одним контейнером для сухих отходов, при этом допускается дополнительное раздельное накопление отдельных фракций сухих отходов путем установленных дополнительно контейнеров. При этом, пункт 10.6 Порядка накопления ТКО указывает, что потребители при раздельном накоплении ТКО обязаны самостоятельно осуществлять разделение ТКО на сухие и смешанные отходы и складировать их в соответствующим образом маркированные (оформленные) контейнеры.
Абзац 3 пункта 4.5 Территориальной схемы также указывает, что потребители при раздельном накоплении ТКО обязаны самостоятельно осуществлять разделение ТКО на сухие и смешанные отходы и складировать их в соответствующим образом маркированные (оформленные) контейнеры. При этом, исходя из положений данного пункта Территориальной схемы, в Волгоградской области планируется поэтапное введение раздельного накопления ТКО в зависимости от территориального принципа, например в Тракторозаводском районе г. Волгограда в 2020 году.
Ответчиком не представлены доказательства того, фактически осуществляется раздельное накопление ТКО, что он располагает оборудованными контейнерными площадками с доступом ограниченного круга лиц, так как согласование с администрациями муниципальных образований на установку отдельного контейнера либо отдельной контейнерной площадки не выдавалось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из ТКО у них только бумага, картон и полиэтилен, которые вывозит ИП Шокуров А.Е. являются необоснованными.
Как указано выше, истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" утвержден перечень отходов, которые отнесены к ТКО и этот перечень гораздо шире, чем отходы, указанные в договоре с ИП Шокуровым А.Е.
Тот факт, что по вывозу вторичного сырья у ответчика был заключен договор с иной организацией ООО "Управляющая компания "Афина", не освобождает ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО Региональному оператору.
Довод апелляционной жалобы, что универсальные передаточные документы Региональным оператором не направлялись в адрес Потребителя, не подписаны с двух сторон, а значит, как следствие, не подтвержден факт оказания услуги, суд апелляционной инстанции отклоняет в виду следующего.
Факт оказания услуги доказан, ввиду отсутствия со стороны Ответчика актов о нарушении Региональным оператором обязательств по договору.
В обоснование факта оказания услуг Истец представил в материалы дела выставленные Ответчику УПД на оплату услуг за спорный период.
Стоит также отметить, что ни типовым договором, ни действующим законодательством не предусмотрена такая обязанность, как направление УПД в адрес Ответчика, поэтому отсутствие доказательства направления УПД не означает, что услуга по обращению с ТКО не оказывалась или оказывалась не в полном объеме.
Более того, отсутствие в материалах дела двусторонних актов, подписанных как со стороны Истца, так и со стороны Ответчика, не может служить основанием для признания заявленных исковых требований необоснованными, учитывая, что услуги, оказанные ответчику, являются возмездными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предъявление требования о взыскании задолженности являются правомерными.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2020 года (мотивированный текст решения от 27 ноября 2020 года) по делу N А12-24777/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в соответствии со статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24777/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "ЗОЛОТОЕ РУНО-2000"