Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2021 г. N Ф07-4994/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А56-53429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Радюк К.В. по доверенности от 15.06.2020
от ответчика (должника): Фалина А.А. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35773/2020) ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2020 по делу N А56-53429/2020 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела"
к СПбГУП "Ритуальные услуги"
о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", адрес: 193312, г.Санкт-Петербург, ул.Коллонтай, д.49, литер А, пом.10Н, каб.N 9, ОГРН: 1117847182276, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги", адрес: 191036, г.Санкт-Петербург, ул.1-я Советская 8, ОГРН: 1037843039354, (далее - ответчик, Предприятие) в течении пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с истцом агентский договор на условиях текста в редакции истца.
Решением суда от 26.10.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, заявитель выступает не как агентство похоронного обслуживания, а как конечный заказчик на услуги крематория, вследствие чего, заявитель, как профессиональный участник рынка ритуальных услуг, не может дать реальному заказчику - родственнику умершего - гарантию в оформлении заказа на кремацию. Кроме того, судом не был исследован вопрос взаимоотношений ответчика с иными хозяйствующими субъектами, с которыми заключены агентские договора.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.05.2020 ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" обратилось к СПб ГУП "Ритуальные услуги" с офертой на заключение агентского договора.
Письмом N 1153 от 15.06.2020 Предприятие отказало в заключении с Обществом на основании поступившей оферты агентского договора, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тринадцати дней со дня получения оферты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательствам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а именно экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, возможно только в отношении сферы обращения определенного товара. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под "товаром" понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Действующее законодательство о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон о погребении) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законов и иных нормативных: правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона о погребении к сфере его регулирования относятся основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности, при этом организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом о погребении, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (пункт 2 статьи 25 Федерального закона о погребении).
Федеральный закон о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Законодательство Санкт-Петербурга о погребении и похоронном деле состоит из Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 408-64), иных законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно статье 3 Закона СПб N 408-64 Правительство Санкт-Петербурга наделено полномочиями по организации похоронного дела в Санкт-Петербурге.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" утверждены Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (далее - Положение об организации похоронного дела) и Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге (далее - Положение о содержании мест погребения).
Согласно пункту 2.2 Положения об организации похоронного дела лицами, оказывающими ритуальные услуги, в том числе являются:
- "Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги";
- "лица, осуществляющие деятельность по преданию тела умершего (погибшего) огню (кремации) (далее - крематории)";
- "лица, оказывающие агентские услуги, связанные с погребением умерших (погибших) (далее - агентства похоронного обслуживания).
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке содержания мест погребения:
- агентства похоронного обслуживания - это лица, оказывающие агентские услуги, связанные с погребением умерших (погибших);
- лицо, осуществляющее организацию погребения, - это лицо, указанное в волеизъявлении умершего об осуществлении погребения, либо супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники, законный представитель умершего, а при их отсутствии иные лица, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Из преамбулы Закона о защите прав потребителей Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из указанных правовых норм, агентство похоронного обслуживания (в том числе заявитель) не является потребителем услуг, оказываемых Предприятием (в данном случае услуги по кремации), поскольку заказчиком услуг выступает физическое лицо (потребитель).
Полномочия агентств похоронного обслуживания определены в пункте 7 Положения об организации похоронного дела. К ним отнесены, в том числе, разъяснение гражданам преимущества кремации, оформление счета-заказа на похороны.
Статья 3 Федерального закона о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Крематорий осуществляет оказание услуг по преданию тела умершего (погибшего) огню (огненному погребению) начиная с принятия гроба с телом умершего (погибшего) работниками крематория от лица, выполняющего обязанность по организации погребения, до выдачи урны с прахом кремированного тела, справки о кремации и документа на получение праха (пункт 9 Положения об организации похоронного дела).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке содержания мест погребения "похороны" - это обряд погребения останков (тела умершего (погибшего) человека) или праха (останков тела умершего (погибшего) после кремации, извлечения из них инородных предметов и размола в мельнице - кремуляторе).
Согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 746-ст) "похороны" - это церемония, включающая в себя подготовку к прощанию, обряд прощания, захоронение останков или урны с прахом и поминовение после захоронения.
Таким образом, исходя из системного толкования норм права кремация (предание тела умершего (погибшего) огню) не входит в состав понятия "похороны", а агентства похоронного обслуживания не уполномочены оформлять счет-заказ на кремацию.
Одновременно с этим, отсутствие заключенного с Предприятием агентского договора само по себе не лишает заявителя права обратиться в адрес Предприятия за получением услуги по кремации и не препятствует возможности осуществления заявителем функций агентства похоронного обслуживания (определенных пунктом 7 Положения об организации похоронного дела), поскольку с учетом норм действующего законодательства агентство похоронного обслуживания (в данном случае и Заявитель) во взаимоотношениях с Предприятием (при заказе услуги кремации) выступает в качестве представителя лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ и статьей 3 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ юридическое лицо - унитарное предприятие имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его уставе, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно пункту 5 Положения об организации похоронного дела и Уставу, Предприятие является специализированной службой Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела.
Предприятие создано Собственником в целях осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг и эксплуатации объектов похоронного назначения (пункты 1.1 и 2.1 Устава Предприятия). Крематорий Санкт-Петербурга является одним из обособленных структурных подразделений (без прав филиала) Предприятия (пункт 1.10 Устава Предприятия).
Для реализации механизма организации похоронного обслуживания, отвечающего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и гарантирующего необходимый уровень и объем ритуальных услуг, штатным расписанием ответчика, в том числе, предусмотрена должность агент похоронного обслуживания (далее - Агент).
Агент принимает заказы на кремацию и иные предоставляемые ответчиком ритуальные услуги по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, д. 8.
Соответственно отсутствие заключенного агентского договора само по себе не лишает истца права обратиться в адрес ответчика за получением услуги по кремации и не препятствует возможности осуществления Обществом функций агентства похоронного обслуживания, определенных пунктом 7 Положения об организации похоронного дела.
При этом действующее законодательство в сфере похоронного дела не содержит указания на необходимость со стороны специализированной службы Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела (в данном случае ответчика) в заключении каких-либо договоров с агентствами похоронного обслуживания в целях упрощенного осуществления последними своих функций.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность заключать агентский договор действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, является правомерным.
Апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2020 по делу N А56-53429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53429/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА"
Ответчик: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ "РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"