г. Челябинск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А76-36970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тарасовой С.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Астра-Металл" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 ноября 2020 г. по делу N А76-36970/2019. В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Центр акушерства и гинекологии N 1" - Бачурин Н.С. (удостоверение адвоката, доверенность от 10.12.2020); общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астра-Металл" - Булатова Р.М. (доверенность N 86/21 от 01.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Центр акушерства и гинекологии N 1" (далее - истец, ООО "ЦАГ N 1") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Астра-Металл" (далее - ответчик, ООО "СМК "Астра-Металл") о взыскании задолженности по договору оказания медицинских услуг в размере 1 925 854 руб. 70 коп. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - третье лицо, ТФОМС Челябинской области). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 (резолютивная часть объявлена 09.11.2020) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "СМК "Астра-Металл" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе ООО "СМК "Астра-Металл" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значения для дела, а также неполно исследованы доказательства по делу, в том числе в отношении периода выставления ответчику реестра счетов, периода оказания застрахованному лицу услуг по ЭКО, соответствия реестра счетов порядку его формирования и предоставления, о наличии фактов нарушения истцом требований, предъявляемых к предоставлению медицинских услуг, о наличии норм права, согласно которым на истца возложена обязанность по отслеживанию очереди по оказанию пациенткам ЭКО. Указывает на неправильное применение норм материального права (пункт 2 статьи 20, статья 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об обязательном медицинском страховании), пункт 5.2.2 приказа Федерального фонда ОМС от 07.04.2011 N79, пункты 5.8, 5.13 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, типовая форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н). В сложившейся ситуации ООО СМК "Астра-Металл" ввиду нарушения ООО "ЦАГ N1" порядка предоставления реестра счетов по выставленным в требовании случаям не принимало реестр счетов и не осуществляло медико-экономический контроль (МЭК) случаев медицинской помощи на общую сумму 1 925 854 руб. 70 коп. При этом, во исполнение определения суда первой инстанции ответчиком проведен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС в форме медико-экономической экспертизы (МЭЭ) в отношении спорных случаев оказания медицинской помощи. Результаты МЭЭ, оформленные актами МЭЭ от 06.02.2020 представлены в материалы дела. Согласно указанным актам за допущенные истцом нарушения, к нему полагалось применить санкции по кодам дефекта 4.6 или 4.3., размер снятия оплаты составил бы 1 120 006 руб. 05 коп., размер начисленного штрафа за допущенные истцом нарушения - 105 711 руб. 60 коп. Ответчик полагает, что удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, по сути, предписывает осуществить ООО СМК "Астра-Металл" оплату медицинской помощи без учета результатов контроля (результатов МЭЭ), тем самым истец фактически освобождается от мер ответственности, которые должны быть к нему применены. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ТФОМС Челябинской области просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика и отменить решение суда в полном объеме. Третье лицо отмечает, что в нарушение пункта 141 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), сформированные истцом на бумажном носителе реестры счетов не содержат полного объема сведений об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, установленных в названном пункте Правил ОМС.
ТФОМС Челябинской области также утверждает, что ни законодательством, действующим в сфере ОМС, ни заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не предусмотрена оплата медицинской помощи по фактическим понесенным затратам и без учета результатов контроля.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.08.2017 между ООО "ЦАГ N 1" (организация) и АО "СК Астра-Метал" (страховая медицинская организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 247/ОМС/2017 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1 которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (т. 1, л.д. 42-45). В силу пункта 4.1 договора страховая компания обязана оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - комиссия; приложение N 1), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования на основании предъявленных обществом счетов и реестров счетов до 25 числа каждого месяца включительно. Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области N 15 от 14.12.2018 Министерством здравоохранения Челябинской области, ООО "ЦАГ N1" на 2019 год, выделено 60 случаев объемов медицинской помощи, на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС (т. 2, л.д.48-54). В соответствии с протоколами заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области 17.06.2019, 29.11.2019 Министерством здравоохранения Челябинской увеличены объемы медицинской помощи на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС до 93 случаев (т. 2, л.д. 55-76). ООО "ЦАГ N1" выставило страховой компании счета на оплату медицинских услуг, оказанную обществом застрахованному лицу на общую сумму 1 925 854 руб. (т.1, л.д. 33-38). Поскольку ответчиком оплата оказанных услуг не была произведена, истец направил в адрес ответчика требование в течение семи календарных дней с момента получения настоящего требования оплатить задолженность в полном объеме (т. 1, л.д. 25). Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения ООО "ЦАГ N1" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Согласно части 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ деятельность в сфере ОМС осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, заключаемого между территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС). В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных настоящим законом. Как верно указано судом первой инстанции, медицинское учреждение, включенное в территориальную программу ОМС, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Из содержания пункта 139 Правил ОМС, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, утверждены Приказом Министерства здравоохранения России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н) следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости. В случае превышения установленного в соответствии с настоящим законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда (часть 6 пункта 39 Закона N 326-ФЗ). Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36).
В силу положений части 13 статьи 36 данного закона реализация территориальной программы ОМС осуществляется, в том числе, с учетом условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы ОМС, заключенного в соответствии с частью 6 статьи 81 Закона N 323-ФЗ. В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими правилами. В соответствии с частью 6 пункта 39 в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда. Частью 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ установлено, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. В силу положений части 13 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется, в том числе, с учетом условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключенного в соответствии с частью 6 статьи 81 Закона N 323-ФЗ. Частью 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС). В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Во исполнение названного договора медицинские организации оказывают застрахованным лицам медицинскую помощь тех видов, которые установлены базовой и территориальной программами обязательного медицинского страхования. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. В силу пункта 8 статьи 3, статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ). При этом территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (часть 7 статьи 36 Закона N 326-ФЗ). Комиссия согласно части 2 статьи 4 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 1 января года, на который осуществляется распределение; Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 15 Положения).
Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области N 15 от 14.12.2018 на начало 2019 года Министерством здравоохранения Челябинской области выделены следующие объемы медицинской помощи на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС:
- МАУЗ "Центр вспомогательных репродуктивных технологий" - 465; - ООО "Центр планирования семьи" - 14; - ООО "ДНК Клиника" - 50; - АО "Центр семейной медицины" г. Магнитогорск -150; - АО "Центр семейной медицины" г. Челябинск -180; - ООО "Медицинский центр "Лотос" - 145; - ГБУЗ "Областной перинатальный центр" - 635; - ООО "ЦАГ N 1" - 60; - ООО "Эксперт" - 81; - ООО "Экоклиника" - 220; - ЗАО "Жемчужина" - 0; - АОЗТ Центр реабилитации нарушений репродуктивной функции "Парус" г. Екатеринбург - 0 (т.2, л.д. 93-99). Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 13.02.2019 N153/ул прекращено действие лицензии на медицинскую деятельность ООО "Эксперт". Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области N 1 от 21.01.2020 на конец 2019 года Министерством здравоохранения Челябинской области выделены следующие объемы медицинской помощи на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС: - МАУЗ "Центр вспомогательных репродуктивных технологий" - 489; - ООО "Центр планирования семьи" - 14; - ООО "ДНК Клиника" - 56; - АО "Центр семейной медицины" -358; - ООО "Медицинский центр "Лотос" - 148; - ГБУЗ "Областной перинатальный центр" - 55; - ООО "ЦАГ N 1" - 93; - ООО "Эксперт" - 0; - ООО "Экоклиника" - 272. Судом установлено, что в связи с прекращением действия лицензии на медицинскую деятельность ООО "Эксперт" ранее распределенный объем медицинской помощи указанной организации в количестве 81 случая ЭКО, перераспределен между другими медицинскими учреждениями, находящимися в списке. Так, ООО "ЦАГ N 1" выделен дополнительный объем медицинской помощи. Пациентками написаны заявления в Министерство здравоохранения по Челябинской области с просьбой перенаправить на проведение процедуры ЭКО по ОМС из ООО "Эксперт" в ООО "ЦАГ N 1" (т. 3, л.д.28-41). Согласно выписке из протокола комиссии Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий пациентки перенаправлены на проведение процедуры ЭКО по ОМС в ООО "ЦАГ N1" Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 23.11.2015 N 1726 утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Пунктом 4.9 указанного положения предусмотрено, что направление пациентов, проживающих на территории Челябинской области, для проведения лечения с использованием ВРТ за счет средств ОМС осуществляется в соответствии с листами ожидания, которые формируются Комиссией. Электронная версия листа ожидания с указанием очередности и шифра пациента без персональных данных размещается на официальном сайте Министерства здравоохранения Челябинской области (eko.miac74.ru) с целью беспрепятственного контроля за движением очереди. В соответствии с пунктом 4.10 указанного положения при обращении пациентов в медицинскую организацию и включении в протокол лечения медицинская организация направляет Сведения от медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО, по направлению для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС в Комиссию согласно приложению 2 к настоящему приказу, на основании которых пациент исключается из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение. В пункте 4.11 указано, что Комиссией ведется учет выданных направлений и полученных сведений от медицинской организации, оказавшей процедуру ЭКО, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие "Оценка эффективности использования средств обязательного медицинского страхования, выделенных на проведение экстракорпорального оплодотворения с 2017 по 2019 годы, по результатам которой Контрольно-счетной палатой Челябинской области выдано предписание N 4-20/35 от 20.03.2020 (т.3, л.д. 321), которым установлены нарушения законодательства. Так, в нарушение пункта 10.1 приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 18.11.2019 N 1152 (далее-Приказ) на момент проверки на сайте ведомства регистр пациентов отсутствует, в результате чего не обеспечен беспрепятственный контроль пациентами за движением очереди. Электронная версия регистра пациентов с бесплодием, нуждающихся в проведении лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках обязательного медицинского страхования с указанием шифра пациента без персональных данных не размещена на официальном сайте Министерства. Установленные Приказом сроки проведения в течение 6 месяцев программы проведения экстракорпорального оплодотворения врачами-специалистами медицинской организации, после согласования электронного направления Комиссией, вступают в противоречие с Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, в которой сроки ожидания специализированной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 25.01.2011 N 29н г. Москва "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 августа 2007 г. N 164 г. Москва "Об утверждении порядка формирования и предоставления реестров счетов по оплате оказанной медицинской помощи", утвержден порядок формирования и предоставления реестров счетов по оплате оказанной медицинской помощи.
Письмом N 9 от 21.06.2019 истец предоставил ответчику счета на оплату с приложением реестра оказания медицинской помощи, с отражением в реестре персонифицированных данных, необходимых для оплаты. Суд отмечает, что указанный счет соответствует порядку формирования и предоставления реестров счетов по оплате оказанной медицинской помощи для оплаты оказанной медицинской помощи, обязательных для страховой компании. Страховая медицинская организация производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 15, часть 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ), в частности, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Указанные меры позволяют реализовать право застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи (статьи 37 Федерального закона N 326-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, что представляет собой гарантию своевременного оказания бесплатной медицинской помощи. Возможность оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и превышения распределенного объема предоставления медицинской помощи. При отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу обязательного медицинского страхования, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией. Из листа ожидания ООО "ЦАГ N1" за период с 2017 по 2019 гг., следует, что пациентки, которые в соответствии с Протоколом Комиссии Минздрава по Челябинской области по разработке территориальной программы ОМС Минздрава по Челябинской области от 07.02.2019, были перенаправлены на проведение процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС в ООО "ЦАГ N1", внесены в лист ожидания на 2019 г. ООО "ЦАГ N1" по факту оказания медицинской помощи застрахованным лицам, предоставило ООО СМК "Астра-Металл" счета на оплату с приложением реестра оказания медицинской помощи, в котором отражены персонифицированные данные, необходимые для оплаты, а именно: - исх. N11 от 21.06.2019, вх. от 24.06.2019, отражены сведения в отношении: Рякиной Е.А., Загитовой Г.Х., Ихсаковой З.З., Кашиной А.А., Кузнецовой М.В., Мшиной У.В., Соловьевой Т.В., Темниковой М.А., Загитовой Р.Р., Кауфман С.П., Макаркиной А.П., Неволиной Е.А., Паршиной Е.Л., Чигинцевой А.К.; - исх. N27 от 24.10.2019, вх. от 25.10.2019, отражены сведения в отношении Чижовой А.А. К счетам приложены реестры на оплату, в котором указано, о факте оказания застрахованным лицам медицинской помощи, при этом отражены все идентификационные данные персонализированного учета, позволяющие достоверно идентифицировать застрахованное лицо. ООО "ЦАГ N1" указывает, что в соответствии с пунктами 5.2.2, 5.2 Приказа об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N79 информационный обмен осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая сеть "Интернет", с использованием средств криптографической защиты информации и электронной подписи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации и персональных данных гражданина. В случае отсутствия возможности обеспечения юридически значимого документооборота, передаваемые документы должны подтверждаться на бумажных носителях. В случае невозможности осуществления защищенного телекоммуникационного взаимодействия субъектов информационного обмена, передача-приемка данных производится в явочном порядке. Положения пункта 5 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС (приказ Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н) устанавливают порядок предоставления сведений о застрахованном лице и об оказанной ему помощи как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме. Суд апелляционной инстанции отмечает, что факт полноты и объективности сведений для произведения оплаты лицами, участвующими в деле не оспаривается, ответчик ссылается на необходимость отправки реестров в электронном виде, не отрицая обстоятельство получения реестра на бумажном носителе.
С учетом указанных правовых оснований, податель жалобы, ссылаясь на обязательный электронный обмен персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования (Приказ от 07.04.2011 N 79), не учитывает пункт 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования". Как следует из таблицы оказания услуг за 2019 г. ООО "ЦАГ N 1", по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС, на дату оказания пациенткам медицинской помощи, ООО "ЦАГ N 1" была оказана 41 и 50 соответственно процедура лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС по состоянию на июнь и июль 2019 г. (т.3, л.д. 5-13). При этом положения Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривают в качестве последствий нарушения порядка взаимодействия медицинской организации с территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета отказа в оплате оказанных в рамках ОМС медицинских услуг. Следовательно, услуга была оказана в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, что соответствует пункту 4.1 договора. Согласно статьям 37 - 39 Закона N 326-ФЗ реализация права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи осуществляется на основании договоров, заключенных между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования, по которым медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить данную медицинскую помощь. Суд отмечает, что ответчиком не оспариваются действительный объем оказанных медицинских услуг, оказание медицинских услуг в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, отсутствие фактов нарушения обществом требований, предъявляемых к предоставлению медицинских услуг. Суд приходит к выводу о том, что отсутствие контроля Министерства здравоохранения Челябинской области за движением очереди пациентов, который выявлен Контрольно-счетной палаты Челябинской области, не должно создавать негативные последствия в виде отказа оплаты медицинским организациям фактически оказанной услуги согласно выделенному объему медицинской помощи, в ином случае, получение медицинской помощи застрахованным в системе гражданам, не является гарантированным. Не принимается и довод подателя жалобы о том, что помощь, оказанная гражданам, не является экстренной, в связи с чем, ООО "ЦАГ N 1" не имело правовых оснований для оказания помощи. Пунктом 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, что представляет собой гарантию своевременного оказания бесплатной медицинской помощи. Возможность оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и превышения распределенного объема предоставления медицинской помощи. При отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу обязательного медицинского страхования, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией. Довод ООО СМК "Астра-Металл" относительно возможности беспрепятственного контроля за движением очереди, подлежит отклонению. Оказанная услуга по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС, ООО "ЦАГ N1" оказана в рамках выделенных квот, а из предписания Контрольно-счетной палаты по Челябинской области от 20.03.2020 следует, что на сайте Минздрава Челябинской области отсутствуют регистры пациентов за 2018-2019 года, в результате чего невозможно отследить очередь по оказанию пациентам медицинской помощи. Ссылка ответчика на не исследование судом первой инстанции результатов МЭЭ от 06.02..2020, подлежит отклонению. В суде первой инстанции истцом ставился вопрос о назначении судебной экспертизы по вопросу качества оказания медицинской помощи, в том числе по соблюдению порядка оформления медицинской документации, сторона ответчика возразила относительно проведения по делу экспертизы, поскольку не оспаривала факт и качество оказанной медицинской помощи, в том числе в отсутствие нарушения обществом требований, предъявляемых к предоставлению медицинских услуг. Учитывая изложенное, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные медицинские услуги по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СМК "Астра-Металл" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 ноября 2020 г. по делу N А76-36970/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Астра-Металл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36970/2019
Истец: ООО "Центр акушерства и гинекологии N1"
Ответчик: ООО СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АСТРА-МЕТАЛЛ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЭКСПЕРТ", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ