Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф01-1447/21 настоящее постановление оставлено без изменения
28 января 2021 г. |
А38-2366/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.09.2020 по делу N А38-2366/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беркут 3000" (ОГРН 1062130015067, ИНН 2130010204) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ и представления от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет".
В судебном заседании принял участие представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - Зубарев С.В. по доверенности от 25.12.2020 N 16 сроком действия до 31.12.2021
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании задания временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 02.12.2019 сотрудниками Управления проведен анализ содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) информации за ноябрь 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Приволжского федерального округа. В ходе такого анализа выявлено наличие на 01.12.2019 остатков алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) в объеме 1673,5 дал с истекшим сроком годности у общества с ограниченной ответственностью "Беркут 3000" (далее - Общество, ООО "Беркут 3000") на складе по адресу: Республика Чувашия, г. Чебоксары, Лапсарский проезд, д. 2, пом. 1.
Кроме того, согласно содержащимся в ЕГАИС сведениям Общество осуществило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Алко-Маркет" (далее - ООО "Алко-Маркет") поставку алкогольной продукции с истекшим сроком годности: пива светлого пастеризованного "Бавария Премиум Пилзнер" производства закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес", 4,9 %, в алюминиевых банках емкостью 0,45 л в количестве 0.54 дал по товарно-транспортной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674, дата розлива - 24.10.2018, дата истечения срока годности - 19.10.2019, а также пива светлого пастеризованного "Тинькофф Английский эль" производства акционерного общества "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", 4,7 %, в стеклянных бутылках емкостью 0,47 л, в количестве 0,235 дал по товарно-транспортной накладной от 06.11.2019 N ОБ0000029577, дата розлива - 04.11.2018, дата истечения срока годности - 04.11.2019.
По выявленному факту Управлением 23.12.2019 возбуждено дело об административном правонарушении и осуществлен осмотр принадлежащего ООО "Беркут 3000" помещения. В ходе осмотра помещения склада должностным лицом Управления алкогольная продукция с истекшим сроком годности не выявлена, на что указано в протоколе осмотра от 23.12.2019 N 127/2019-06ЮЛ-1.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 21.02.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 127/2019-06ЮЛ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 06.03.2020 вынесено постановление N 127/2019-06ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Кроме того, на основании статьи 29.13 КоАП РФ в адрес Общества вынесено представление от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также мер по недопущению нарушения действующего законодательства в дальнейшем.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю и представления от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Алко-Маркет".
Решением от 04.09.2020 Арбитражный суд Республики Марий Эл признал незаконным постановление Управления от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю, а также признал недействительным представление Управления от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на доказанности факта поставки Обществом пива "Бавария Премиум Пилзнер" производства закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес" ООО "Алко-Маркет" с истекшим сроком годности, поскольку ООО "Алко-Маркет" фактически приняло данную продукцию и отразило соответствующую операцию в ЕГАИС.
Управление настаивает на том, что пищевые продукты (включая пиво) с истекшим сроком годности считаются непригодными для использования по назначению, так как несут в себе высокий риск отправления по причине развития в них патогенных микроорганизмов, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что в отношении эпизода по поставке Обществом пива светлого пастеризованного "Тинькофф Английский эль" производства акционерного общества "АБ ИНБЕВ ЭФЕС" в адрес ООО "Алко-Маркет" вмененное нарушение отсутствует, поскольку ООО "Алко-Маркет" продукция с истекшим сроком годности не принята.
Общество и ООО "Алко-Маркет" в отзывах на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества и ООО "Алко-Маркет".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, дополнении к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Указанные действия, если они повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Примечанием к данной статье установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Таким образом, продукция включает в себя такое понятие как пищевые продукты.
Под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", в части 1 статьи 5 которого определено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В статье 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Под оборотом алкогольной продукции в силу пункта 16 части 2 Федерального закона N 171-ФЗ закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
В соответствии с частью 1 статьи 25 и статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконным обороте, ее реализация запрещена.
В соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ 31711-2012 "Межгосударственный стандарт. Пиво. Общие технические условия" органолептические, физико-химические показатели пива, пищевую ценность, сроки годности, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.
Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ 55292-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия" органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или pH, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 474 (действовало до 01.01.2021) утверждено положение о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 Положения уведомления представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения уведомление содержит, в том числе информацию о сроках годности на данный вид алкогольной продукции.
Информация об алкогольной продукции, содержащаяся в уведомлении, вносится в реестр. Реестр является федеральной государственной информационной системой, обладателем информации которой является Российская Федерация (пункт 10).
Согласно пункту 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, Единая информационная система содержит, в том числе, информацию о наименовании и виде продукции, дате производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции, сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что сопоставление информации об алкогольной продукции, внесенной в ЕГАИС на основании сопроводительной документации (в частности о дате розлива), и информации, содержащейся в Федеральном реестре, в отношении конкретного вида продукции (в том числе о сроках годности), позволяет достоверно установить факт оборота алкогольной продукции с истекшим сроком годности.
В отношении пива светлого пастеризованного "Тинькофф Английский эль" производства АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС" поставка по товарной накладной от 06.11.2019 N ОБ0000029577 не состоялась, ООО "Алко-Маркет" не приняло названную продукцию по причине истечения срока годности. По данному эпизоду Управление согласилось с позицией Общества об отсутствии нарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, по материалам дела установлено, что Общество по товарно-транспортной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674 в адрес ООО "Алко-Маркет"" осуществило поставку алкогольной продукции (пива, пивного напитка) с истекшим сроком годности, что является нарушением вышеприведенных требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (т.2 л.д.24-27).
По сведениям из ЕГАИС ООО "Алко-Маркет" подтвердило прием от Общества вышеназванной алкогольной продукции, о чем свидетельствует соответствующая заявка о фиксации в ЕГАИС (т.2 л.д.4-6).
В отношении поставленного Обществом по товарно-транспортной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674 пива светлого пастеризованного "Бавария Премиум Пилзнер" производства закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес", 4,9 %, в алюминиевых банках емкостью 0,45 л в количестве 0.54 дал, в ЕГАИС отражены следующие сведения: дата розлива - 24.10.2018, дата истечения срока годности - 19.10.2019 (т.2 л.д.13-21).
Утверждение ООО "Алко-Маркет" в письме от 19.02.2020 о том, что поступившая по товарной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674 от Общества алкогольная продукция (пиво "Бавария Премиум Пилзнер" производства ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес") принята им в полном объеме без претензий к нарушению срока годности, противоречит объективным сведениям, отраженным в ЕГАИС.
Общество, в свою очередь, утверждает, что после приемки от него пива "Бавария Премиум Пилзнер" производства ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" по товарной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674 ООО "Алко-Маркет" ошибочно подтвердило в ЕГАИС сведения о принятии в отношении иной партии товара, которая ошибочно внесена работником ООО "Беркут 3000" в ЕГАИС при отгрузке товара.
Доводы Общества о том, что сведения о реализации спорной алкогольной продукции с истекшим сроком годности внесены в ЕГАИС ошибочно всеми участниками поставки, не могут быть приняты во внимание как неубедительные.
Представленная ООО "Алко-Маркет" уточненная им 01.06.2020 товарно-транспортная накладная от 01.11.2019 N ОБ0000028674 противоречит сведениям, внесенным самим грузоотправителем - ООО "Беркут 3000" относительно поставляемой партии товара.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтвержден материалами дела (товарно-транспортной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674, сведениями из ЕГАИС, сведениями из Федерального реестра, протоколом об административном правонарушении от 21.02.2020 N 127/2019-06ЮЛ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Аргументы Общества об отсутствии в рассматриваемом случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей ввиду отсутствия факта реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности непосредственно потребителям, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку поставка алкогольной продукции с истекшим сроком годности одновременно с большим количеством иной алкогольной продукции в адрес ООО "Алко-Маркет", осуществляющего деятельность в сетевых продуктовых магазинах, порождает потенциальную возможность предложения данной алкогольной продукции к продаже конечным потребителям, тем самым создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, из товарно-транспортной накладной от 01.11.2019 N ОБ0000028674 усматривается, что наряду с пивом "Бавария Премиум Пилзнер" с истекшим сроком годности Обществом отгружено 7 наименований иной алкогольной продукции, непосредственным получателем которой являлся розничный магазин "Алко-Сервис" (т.2 л.д.24).
В силу вышеприведенных норм права пищевая продукция (в том числе и алкогольная) с истекшим сроком годности признается опасной, ее оборот несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), то есть угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
При этом, возможное предотвращение причинения вреда жизни и здоровью людей третьими лицами (контрагентом Общества, которому поставлена просроченная продукция), например, путем изъятия такой продукции из оборота, не свидетельствует об отсутствии угрозы наступления неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью людей в деянии Общества, выразившимся в поставках просроченной алкогольной продукции.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Деяние Общества правильно квалифицировано Управлением по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 2 л.д. 54-61, 72-76).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
При таких обстоятельствах у Управления имелись законные основания для вынесения постановления от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств, поскольку допущенное правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, Управление при назначении административного штрафа не применило положения ниже частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае размер штрафа в размере 300 000 руб. является существенным по сравнению с совершенным Обществом правонарушением, а сумма санкции в размере 150 000 руб. будет справедливой, соразмерной и достаточной с точки зрения достижения государством целей преследуемой им при применении санкции за конкретное правонарушение.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание совершение Обществом правонарушения впервые.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части назначенного административного наказания и уменьшения размера штрафа до 150 000 руб., то есть ниже низшего предела санкции по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая доказанность наличия в действиях ООО "Беркут 3000" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, представление об устранении причин и условий совершения правонарушения от 06.03.2020 N 127/2019-06Ю является законным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ и признания недействительным представления от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов изложенных в решении обстоятельствам дела с вынесением нового решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.09.2020 по делу N А38-2366/2020 отменить.
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 06.03.2020 N 127/2019-06ЮЛ изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Беркут 3000" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2366/2020
Истец: ООО Беркут 3000
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО
Третье лицо: ООО Алко-Маркет