г. Саратов |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А57-14813/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 25.01.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.01.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр развития культуры Поволжья"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 ноября 2020 года по делу N А57-14813/2020 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр развития культуры Поволжья" (ИНН 6452057797,ОГРН 103605203306, г. Энгельс, ул. Студенческая, д.140Б)
заинтересованные лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750,413100, г. Энгельс, ул. Театральная, д. 1А), Администрация Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567, 413100, г. Энгельс, пл. Ленина, д.30)
о признании незаконным распоряжения N 626-р от 10.07.2020
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Центр развития культуры Поволжья" - Ростошинская Ж.Е., представитель по доверенности от 04.08.2020 (срок доверенности 5 лет), имеет высшее юридическое образование;
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития культуры Поволжья" (далее - заявитель, ООО "Центр развития культуры Поволжья", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области N 626-р от 10.07.2020 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 140б, подготовленной в целях раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности и об обяниить Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области повторно рассмотреть заявление Общества об утверждении схемы расположения земельного участка для использования в целях строительства складских зданий для хранения сельскохозяйственной продукции.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Администрация Энгельсского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных ООО "Центр развития культуры Поволжья" требований отказано.
ООО "Центр развития культуры Поволжья" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр развития культуры Поволжья" является собственником нежилого здания (складское здание для хранения сельскохозяйственной продукции), площадью 958,9 кв.м., с кадастровым номером: 64:50:020948:268, по адресу: г. Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, район дома 140б, о чем сделана запись в ЕГРН от 10.08.2018 N 64:50:020948:268-64/017/2018-1 (т. 1 л.д. 11-13).
Данное нежилое здание возведено на двух земельных участках - с кадастровым номером 64:50020948:111 и с кадастровым номером 64:50:020948:106.
На основании договора аренды земельного участка N 11763/1 от 13.04.2015 ООО "Центр развития культуры Поволжья" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:50020948:111 общей площадью 7142 кв.м. с разрешенным использованием - для эксплуатации складских зданий сельскохозяйственной продукции. В соответствии с пунктом 1.7 договора, срок действия договора аренды с 08.04.2015 по 07.04.2030 (т. 1 л.д. 39-47)
Также ранее, Общество на основании договора аренды N 9575/1 от 08.07.2010 являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:50:020948:106 общей площадью 4472 кв.м. с тем же видом разрешенного использования (т. 1 л.д. 48-58).
На основании соглашения от 23.03.2020 договор аренды N 9575/1 от 08.07.2010 был расторгнут между сторонами с 23.03.2020 по обоюдному согласию сторон (т. 1 л.д. 77).
В целях эксплуатации названного нежилого здания (складское здание для хранения сельскохозяйственной продукции) ввиду того, что площадь земельного участка с кадастровым номером 64:50:020948:106 общей площадью 4472 кв.м. была велика, Общество произвело раздел указанного участка, в результате которого был сформирован иной земельный участок площадью 1000 кв.м., и обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, район дома 140б, для использования - для строительства складских зданий для хранения сельскохозяйственной продукции.
Распоряжением N 626-р от 10.07.2020 председателем Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Полюновой Ю.И. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 140б (т. 2 л.д. 4-5).
Основанием для отказа явилось не соответствие требованиям п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ: схема расположения земельного участка не соответствует форме и требованиям к ее подготовке, установленным приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должны учитываться сведения о местоположении здания).
Данный отказ послужил основанием для обращения ООО "Центр развития культуры Поволжья" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически граница формируемого земельного участка проходит под частью объекта недвижимого имущества, в связи с чем, отказ в утверждении схемы расположения такого земельного участка является правомерным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ - форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма схемы утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762).
В соответствии с п. 4 Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу п.п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ - основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Из оспариваемого отказа от 10.07.2020 N 626-р следует, что основанием для отказа Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка явилось то обстоятельство, что при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должны учитываться сведения о местоположении здания.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в предлагаемой Обществом к утверждению Схеме расположения образованного в результате раздела земельного участка не было учтено местоположение здания с кадастровым номером 64:50:020948:268, а именно: границы образованного земельного участка площадью 1000 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:50:020948:106 - проходят под частью указанного здания, что заявитель не отрицает и данный факт подтверждается самой Схемой.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное обстоятельство нарушает положения п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 N 762, в связи с чем, на основании п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ влечет отказ в утверждении схемы расположения образованного земельного участка.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В рассматриваемом случае часть здания располагается на образованном земельном участке, а другая часть здания на арендуемом земельном участке.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, исходя из смысла названных положений, формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
По смыслу действующего законодательства местоположение границ земельного участка, формируемого при объекте недвижимости, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом территории, занятой пятном застройки объекта недвижимого имущества, и территории, необходимой для эксплуатации и обслуживания.
При этом, нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем раздела одного земельного участка, противоречит смыслу действующего земельного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, формирование под единым объектом недвижимости земельного участка, в результате которого часть такого объекта остается за границами земельного участка, то есть формирование земельного участка только под частью единого объекта недвижимости, недопустимо.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 N 35, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный нормативный акт утратил силу.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что поскольку части здания отдельно стоящими объектами не являются, фактически граница формируемого земельного участка проходит под частью объекта недвижимого имущества, отказ в утверждении схемы расположения такого земельного участка является правомерным.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 ноября 2020 года по делу N А57-14813/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Центр развития культуры Поволжья" (ИНН 6452057797,ОГРН 103605203306) излишне уплаченную платежным поручением от 16.12.2020 N 383 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14813/2020
Истец: ООО "Центр развития культуры Поволжья"
Ответчик: Администрация Энгельсского МР, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского МР
Третье лицо: Предсдедатель комитета по земельным ресурсам Энгельсского МР, Предсдедатель комитета по земельным ресурсам Энгельсского МР Полюнова Ю.И.