Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-1081/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А75-7748/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-12083/2020) Администрации Сургутского района и (регистрационный номер 08АП-11814/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2020 по делу N А75-7748/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Администрации Сургутского района к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27,) о признании недействительным решения от 11.03.2020 по делу N 086/01/17-212/2019, при участии в деле Департамента Управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" (ОГРН 1107746172907, ИНН 7701868359, адрес 143002, Московская область, город Одинцово, улица Западная, дом 7, офис 1), Савко И.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Сургутского района - представитель Жила Н.А. по доверенности от 03.11.2020 N 1820, Ерофеева М.В. по доверенности от 18.11.2020 N 2002 сроком действия по 31.12.2021, Вечтомов А.Ю. по доверенности от 18.11.2020 N 2000 сроком действия по 31.12.2021;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель Тимиргалиев В.А. по доверенности от 09.01.2020 N 3;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" - Панасенко Э.Р. по доверенности от 27.11.2019 сроком действия три года, Жуков Т.В. по доверенности от 01.02.2018 сроком действия три года, Лыга Ю.В. по доверенности от 25.11.2020 N 60 сроком действия один год;
в отсутствие представителей Департамента Управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, Савко И.Н., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
администрация Сургутского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Ханты-Мансийское УФАС России) о признании недействительным решения от 11.03.2020 по делу N 086/01/17-212/2019.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района (далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" (далее - ООО "УК "Центр менеджмент"), Савко И.Н.
Решением Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2020 по делу N А75-7748/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Несогласие с выводами суда первой инстанции мотивировано заявителем ссылкой на неправильное толкование постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "Об утверждении государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее также - государственная программа "Развитие жилищной сферы", государственная программа), а также условий подписанного между администрацией Сургутского района и Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соглашения о предоставлении субсидий местному бюджету из бюджета автономного округа; отсутствие анализа и оценки сложившегося рынка и оставление без внимания доводов администрации об условиях и особенностях сложившегося рынка жилья на территории городского поселения Белый Яр, права администрации, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сформировать техническое задание на приобретение жилых помещений исходя из объективных обстоятельств социально-экономического развития территории городского поселения Белый Яр, что, по мнению Ханты-Мансийского УФАС России, выразилось во включении в один лот приобретение на аукционе нескольких жилых помещений (благоустроенных квартир) функционально и технологически не связанных между собой.
На решение суда первой инстанции поступила также апелляционная жалоба ООО "УК "Центр менеджмент"
В обоснование жалобы ее податель указывает, что формирование администрацией единого лота для приобретения всего комплекса жилых помещений (квартир) было в настоящем случае обусловлено тем, что жилые помещения приобретались в рамках муниципальной программы Сургутского района "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района" в соответствии с потребностью заказчика - департамента. При этом, по мнению заинтересованного лица, сформулированные требования к жилым помещениям, установленные в аукционной документации, соответствовали требованиям вышеуказанной программы. Лот сформирован с учетом оптимизации в последующем обслуживания приобретаемых помещений, заключения договоров с коммунальными службами, управляющей организацией. Податель жалобы указывает на отсутствие в его действиях нарушения правил, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе, так как письмо, направленное в адрес администрации, имело информационный характер. В данном письме не было выражено намерение участвовать в аукционе и (или) заключить муниципальный контракт. Антимонопольным органом не доказана возможность приобретения организатором торгов, заказчиком жилых помещений, отвечающих требованиям государственной программы и муниципальной программы, как и наличие любого другого количества соответствующих жилых помещений у других инвесторов, застройщиков.
В письменных отзывах на апелляционные жалобы антимонопольный орган просит оставить решение по делу без изменения, жалобы заявителя и заинтересованного лица - без удовлетворения.
Кроме того согласие с жалобой администрации выразил департамент в поступившем в апелляционный суд отзыве на жалобу.
30.11.2020 от ООО "УК "Центр менеджмент" в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно - письма прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.11.2020 и представления прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об устранении нарушений законодательства от 26.11.2020.
В назначенном на 01.12.2020 судебном заседании, начатом в отсутствие Савко И.Н. с учетом надлежащего извещения, представителями лиц, участвующих в деле, поддержаны позиции, раскрытые в процессуальных документах. Руководствуясь правилами статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства ООО "УК "Центр менеджмент" о приобщении к материалам дела дополнительных документов ввиду отсутствия к тому установленных законом оснований.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 разбирательство по апелляционным жалобам ООО "УК "Центр менеджмент" и администрации отложено на 24.12.2020.
17.12.2020 в апелляционный суд поступили письменные пояснения антимонопольного органа по делу с приложением писем администрации, департамента, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Также до начала судебного заседания от администрации Сургутского района поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, от департамента - отзыв на апелляционную жалобу администрации.
22.12.2020 от ООО "УК "Центр менеджмент" поступили письменные возражения на письменные пояснения Ханты-Мансийского УФАС России. К возражениям приложено экспертное заключение Союза "Сургутская торгово-промышленная палата" от 21.12.2020.
В судебном заседании 24.12.2020 представителями заявителя, заинтересованного лица и ООО "УК "Центр менеджмент" поддержаны заявленные доводы и возражения. Судом апелляционной инстанции с учетом отсутствия возражений со стороны администрации и ООО "УК "Центр менеджмент" к материалам дела приобщены пояснения антимонопольного органа. Также приобщены к материалам дела письменные возражения ООО "УК "Центр менеджмент", дополнения администрации к апелляционной жалобе и отзыв на апелляционную жалобу департамента.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 21.01.2021.
13.01.2021 от Ханты-Мансийского УФАС России в материалы дела поступили письменные пояснения по делу с приложением договоров подряда, актов приемки выполненных работ, разрешения на строительство, писем акционерного общества "Сургутстройтрест" (далее - АО "Сургутстройтрест") и расчета стоимости строительства.
14.01.2021 от администрации поступили дополнения к апелляционной жалобе с приложением письма департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района.
15.01.2021 от ООО "УК "Центр менеджмент" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного экспертного заключения Союза "Сургутская торгово-промышленная палата".
18.01.2021 в апелляционный суд поступили дополнения антимонопольного органа по делу с приложением письма АО "Сургутстройтрест", письма департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района, запроса Ханты-Мансийского УФАС России.
Департамент и Савко И.Н. в судебное заседание 21.01.2021 представителей не направили. В соответствии с правилами статьей 156 и 266 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представителями администрации, ООО "УК "Центр менеджмент" поддержаны доводы поданных жалоб. Представитель Ханты-Мансийского УФАС России возразил против удовлетворения жалоб по мотивам, изложенным в поступивших от антимонопольного органа процессуальных документах.
Поступившие в суд апелляционной инстанции документы с приложениями приобщены к материалам дела с учетом необходимости полного и всестороннего исследования обстоятельств спора.
Рассмотрев апелляционные жалобы, иные поступившие от лиц, участвующих в деле, документы, заслушав представителей администрации, ООО "УК "Центр менеджмент" и антимонопольного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что из прокуратуры Сургутского района в Ханты-Мансийское УФАС России поступило для рассмотрения обращение Савко И.Н., указывающее на признаки ограничения конкуренции при проведении администрацией семи аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений в пгт. Белый Яр и г. Сургуте в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района".
Управлением принято решение о возбуждении дела N 086/01/17-212/2019 в отношении администрации по признакам нарушений частей 1 - 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
По установлении обстоятельств проведения закупок Ханты-Мансийское УФАС России пришло к выводу о нарушении администрацией и ООО "УК "Центр менеджмент" требований статьи 17 Закона о защите конкуренции. По заключению антимонопольного органа, нарушения выразились в следующих обстоятельствах.
Постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района", разработанная во исполнение государственной программы "Развитие жилищной сферы". С целью реализации муниципальной программы постановлением администрации Сургутского района от 25.10.2016 N 3678-нпа утвержден Порядок работы с гражданами-участниками муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района" (далее - Порядок). Порядок регламентирует переселение граждан, проживающих на условиях договора социального найма в жилых помещениях и собственников жилых помещений, в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района.
19.04.2019 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru администрацией размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений в пгт. Белый Яр в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района" (извещение N 0187300014719000247). Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 614 898 руб.
Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, установлены технические характеристики к площади приобретаемых квартир, а именно - однокомнатная квартира не менее 43,2 кв. м и трехкомнатная квартира не менее 83,0 кв. м. Согласно техническому заданию в единый лот включены 42 квартиры, из которых 40 однокомнатных квартир, 2 трехкомнатные квартиры.
Заказчиком аукциона выступил департамент.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 16.05.2019 N 0187300014719000247 на участие в аукционе поступила единственная заявка от ООО "УК "Центр Менеджмент". По результатам проведения аукциона между департаментом и ООО "УК "Центр Менеджмент" заключен муниципальный контракт от 27.05.2019 N Ф.2019.278558 на сумму 98 614 898 руб.
В марте 2019 года на сайте администрации размещена информация для застройщиков и инвесторов о предоставлении сведений о наличии жилых помещений, готовых к реализации муниципалитету; была указана стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений, равная 51 424 руб. При этом, как следует из письма администрации от 29.11.2019, от застройщиков ООО "УК "Центр Менеджмент" и ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление" 12.03.2019 и 18.02.2019 поступила информация о готовых к реализации жилых помещениях. Впоследствии ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление" направило в адрес департамента информацию о невозможности реализации квартир муниципальному образованию в рамках действующих программ по переселению граждан из аварийного жилья в связи с принятыми на себя обязательствами по предоставлению жилых помещений в соответствии с договором о развитии застроенной территории. От администрации г.п. Белый Яр в адрес администрации района представлена информация об объектах жилого строительства, введенных в эксплуатацию в 2013 - 2018 годах, в количестве 10 домов. Администрация указала, что запросы информации размещались с целью исследования рынка для объявления указанного выше аукциона; сведения о введении в эксплуатацию 10 многоквартирных домов в период с 2013 по 2018 годы не могли быть использованы администрацией, так как жилые помещения, расположенные в этих домах, находятся в собственности граждан; приобретение квартир с высокой степенью готовности возможно только у застройщиков. При этом администрацией отмечено, что участие в закупке жилых помещений, приобретаемых в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилья физических лиц (граждан), не являющихся застройщиками (инвесторами), повлечет нецелевое использование средств бюджета автономного округа.
При рассмотрении дела Ханты-Мансийское УФАС России установило, что с целью выкупа квартир администрацией произведен расчет потребности жилья на территории Сургутского района, согласно которому определена средняя площадь квартир (однокомнатные - 36,1 кв. м, двухкомнатные - 52,2 кв. м, трехкомнатные - 69,9 кв. м). В аукционной документации требования к площади квартир и стоимости квадратного метра были определены администрацией в точном соответствии с информацией, поступившей 12.03.2019 от ООО "УК "Центр Менеджмент".
Ханты-Мансийское УФАС России квалифицировало действия администрации как нарушающие требования пункта 2 части 1, частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Комиссией антимонопольного органа в действиях администрации и ООО "УК "Центр Менеджмент" установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, что отражено в решении от 11.03.2020.
При этом антимонопольным органом отмечено, что действия администрации и ООО "УК "Центр Менеджмент", выразившиеся в установлении в аукционной документации характеристик жилых помещений, которые были предложены последним до проведения аукциона и которыми на момент проведения аукциона обладало только ООО "УК "Центр Менеджмент", могли привести к ограничению конкуренции и предоставили организации преимущественные условия для участия в аукционе. При этом администрацией необоснованно произведено укрупнение лота путем включения в один лот нескольких жилых помещений, функционально и технологически не связанных между собой.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что явилось основанием обращения администрации и ООО "УК "Центр менеджмент" в суд апелляционной инстанции с жалобами на состоявшийся по делу судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Федеральный закон N 44-ФЗ регламентирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статья 6 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
В силу требований статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ в совокупности с приведенными выше положениями заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 4 Федерального закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10); соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать определенную информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг. Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводятся указанные аукционы, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как следует из материалов дела, торги на приобретение квартир в настоящем случае проведены в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района", утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 (далее - муниципальная программа), разработанной во исполнение государственной программы "Развитие жилищной сферы".
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" утверждена в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (часть 2 статьи 179 БК РФ).
В силу положений статей 34, 38 БКФ исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учетом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объемом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определенным объемом средств).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений, утвержденного приложением N 2 к государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок), субсидии предоставляются на реализацию муниципальных программ, предусматривающих приобретение жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии, расселение приспособленных для проживания строений, создание наемных домов социального использования.
Жилые помещения приобретаются у застройщиков, инвесторов в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2 лет, предшествующих текущему году, или в строящихся домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее 60% (для населенных пунктов численностью до 5 000 человек - не менее 40%) от предусмотренной проектной документацией готовности таких домов. Строительная готовность соответствующего дома подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, выдавшим разрешение на строительство.
Приобретение жилых помещений осуществляется по цене, не превышающей норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный для соответствующего муниципального образования автономного округа Региональной службой по тарифам автономного округа на дату размещения заказа на их приобретение.
Согласно пункту 4 Порядка субсидия из бюджета автономного округа предоставляется бюджету муниципального образования автономного округа в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для реализации государственной программы, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между муниципальным образованием автономного округа и Департаментом строительства автономного округа.
Соглашением предусматриваются: размер предоставляемой субсидии из бюджета автономного округа и объем финансирования из местного бюджета; цель, условия предоставления и расходования субсидии; сроки перечисления субсидии; целевые показатели результативности использования субсидии; условия и сроки предоставления документов для перечисления субсидии, отчетов о реализации соглашения; обязательства муниципальных образований по обеспечению приемки приобретаемых жилых помещений в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, с включением в состав комиссий представителей общественности.
Распределение субсидии между мероприятиями, установленными пунктом 2 порядка и предусмотренными в соответствующих муниципальных программах, осуществляется муниципальными образованиями автономного округа самостоятельно, с использованием механизмов инициативного бюджетирования, с соблюдением условий достижения целевых показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между муниципальным образованием автономного округа и Департаментом строительства автономного округа (пункт 5 Порядка).
В рамках реализации государственной программы "Развитие жилищной сферы" между Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.03.2019 N 18-ЖС/2019, предметом которого являлось предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет Сургутского района в 2019 году субсидии на реализацию полномочий в области бюджетных отношений в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" в целях софинансирования расходных обязательств Сургутского района, в том числе, в целях достижения результатов регионального проекта по Сургутскому району в соответствии с перечнем мероприятий, согласно приложению N 1 к соглашению, утвержденным муниципальной программой.
Согласно пункту 4.1.3 соглашения Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет оценку результативности исполнения мероприятий в целях достижения результативности реализации регионального проекта, с учетом достижения значений показателей результативности, на основании данных отчетности администрации Сургутского района.
В соответствии с подпунктом 4.3.8.1 соглашения для согласования информации к заявке на перечисление субсидии при реализации мероприятий по приобретению жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, администрация предоставляет в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры среди прочих документов копии разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 5.1 соглашения).
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статьи 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
В настоящем случае, как указывает заявитель, перед заказчиком стояла задача по выкупу жилых помещений с целью расселения граждан из жилых домов, признанных аварийными. Финансирование осуществлялось за счет бюджета автономного округа (89%) и средств бюджета Сургутского района (11%). В рамках запланированного финансирования запланировано приобретение 185 жилых помещений для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, и 8 жилых помещений для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете для получения на условиях социального найма.
В целях реализации программы по расселению граждан из аварийного жилья одновременно проводилось несколько аукционов.
19.04.2019 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru администрацией размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений в пгт. Белый Яр в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района" (извещение N 0187300014719000247). Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, установлены технические характеристики к площади приобретаемых квартир, а именно - однокомнатная квартира не менее 43,2 кв. м и трехкомнатная квартира не менее 83,0 кв. м. Согласно техническому заданию в единый лот включены 42 квартиры, из которых 40 однокомнатных квартир, 2 трехкомнатные квартиры.
19.04.2019 объявлен аукцион (извещение N 0187300014719000251) на приобретение 17 однокомнатных квартир площадью 43,2 кв. м в пгт. Белый Яр, победителем которого стало ООО "УК "Центр Менеджмент". Указанные обстоятельства установлены арбитражными судами при рассмотрении дела N А75-19181/2019.
Кроме того 19.04.2019 на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0187300014719000250 о проведении аукциона в электронной форме на приобретение двухкомнатных квартир в пгт. Белый Яр в рамках муниципальной программы Сургутского района "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района" (извещение), предметом которого являлось приобретение 29 квартир, в том числе 13 двухкомнатных квартир площадью 58,9 кв. м, 16 двухкомнатных квартир площадью 62,9 кв. м. Победителем названного аукциона также определено ООО "УК "Центр Менеджмент". Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А75-11999/2019.
Проанализировав указанные обстоятельства и установив, что площади приобретаемых заявителем квартир в соответствии с опубликованной документацией соответствуют площадям, указанным ООО "УК "Центр Менеджмент", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что описание объекта закупки спорного аукциона содержало положения, ограничивающие конкуренцию и количество участников закупки в связи с укрупнением лота и в связи с установлением технических характеристик приобретаемых квартир в соответствии с информацией, полученной от конкретного застройщика - ООО "УК "Центр Менеджмент". Согласно выводам антимонопольного органа, поддержанным судом первой инстанции, нарушение Закона о защите конкуренции выразилось в установлении администрацией в аукционной документации к выкупу жилых помещений с характеристиками, которые были предложены ООО "УК "Центр Менеджмент" в качестве коммерческого предложения до проведения аукциона и которыми на момент проведения аукциона обладало только ООО "УК "Центр Менеджмент", что обеспечило ООО "УК "Центр Менеджмент" преимущественные условия участия в аукционе.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с решением по делу в данной части.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусматривается, что заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименовании при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
С целью реализации муниципальной программы администрацией Сургутского района разработан и принят постановлением администрацией Сургутского района от 25.10.2016 N 3678-нпа порядок работы с гражданами-участниками муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района".
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 поименованного выше Порядка гражданам, проживающим в жилых помещениях, расположенных в аварийных домах, на условиях договора социального найма или гражданам собственникам таких жилых помещений предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма или по договору мены жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта, или большей площади, если предоставить равнозначное жилое помещение в силу его конструктивных особенностей не представляется возможным.
При этом по смыслу положений государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" муниципальные образования для расселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах вправе приобретать жилые помещения только у застройщиков, инвесторов в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2 лет, предшествующих текущему году, или в строящихся домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее 60% (для населенных пунктов численностью до 5 000 человек - не менее 40%) от предусмотренной проектной документацией готовности таких домов. При этом приобретение жилых помещений осуществляется по цене, не превышающей норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный для соответствующего муниципального образования автономного округа Региональной службой по тарифам автономного округа на дату размещения заказа на их приобретение.
Согласно приказу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.03.2019 N 18-нп "Об утверждении нормативов (показателей) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и муниципальным образованиям автономного округа на второй квартал 2019 года", средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в капитальном исполнении на территории Сургутского района составляет 52 067 руб.
В техническом задании в настоящем случае определены качественные характеристики жилых помещений с учетом требований государственной программы: жилые помещения должны находиться в благоустроенном жилищном фонде в кирпичном, панельном или крупноблочном доме, завершенного строительством, с указанием года ввода жилого дома в эксплуатацию, любой этажности в соответствии с требованиями строительных норм и правил, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство, утвержденных постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109.
Требования государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" к жилым помещениям, приобретаемым за счет средств субсидий из бюджета округа в рамках соглашений о предоставлении субсидий местному бюджету для расселения граждан из аварийного жилья, подлежат безусловному соблюдению муниципальными образованиями, являющимися участниками соответствующей государственной программы. Предоставление субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Сургутского района, в том числе, в целях достижения результатов регионального проекта по Сургутскому району выступало предметом соглашения от 19.03.2019 N 18-ЖС/2019, заключенного администрацией и Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В силу соглашения в заявке на перечисление субсидии администрации в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежали представлению копии разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов. При этом как государственной программой, так и муниципальной программой и заключенным администрацией соглашением не предусматривалось участие в закупке жилых помещений физических лиц (граждан), не являющихся застройщиками (инвесторами).
Формирование лота в рамках конкурентной процедуры (в том числе множественного), технического задания с отраженными в таковом характеристиками жилых помещений обусловлено содержанием государственной программы и иных правовых актов, соблюдение которых являлось в настоящем случае условием софинансирования расходов на расселение и реализации соответствующих мероприятий в целом.
Апелляционным судом усматривается, что на стадии организации закупки заказчиком проведен мониторинг рынка жилья. Согласно материалам дела на территории городского поселения Белый Яр расположено 250 жилых многоквартирных домов, из них в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 01.04.2016 N 988-нпа "О сроках отселения физических лиц из домов, признанных непригодными для проживания на территории городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района" 25 являются аварийными, 125 - непригодными для проживания. В марте 2019 заказчиком для застройщиков и инвесторов размещен запрос на официальном сайте администрации о предоставлении информации о наличии жилых помещений, готовых к реализации муниципалитету в рамках вышеуказанной программы, а также о стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений, реализуемых физическим лицам на свободном рынке жилья.
12.03.2019 и 18.02.2019 от застройщиков ООО "УК "Центр менеджмент" и ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление" в адрес заказчика поступила информация о наличии жилых помещений в жилых домах, введенных в эксплуатацию в 2018 году. Согласно письму ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление" свободных жилых помещений в наличие имелось пять, из письма от 01.03.2019 N 1149-05 ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление" следовало отсутствие возможности реализации квартир муниципальному образованию Сургутский район в связи с принятыми обязательствами по предоставлению жилых помещений в соответствии с заключенным договором о развитии застроенной территории от 23.12.2013 N 1 со сроком действия до 25.12.2020.
Согласно выписке из реестра департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района о введенных объектах жилищного строительства по г.п. Белый Яр и письма департамента от 06.03.2019 N 33-01-21 в 2017-2018 годах, кроме жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2018 ООО "УК "Центр менеджмент" и ООО "Сургутское ремонтно-строительное управление", в 2017 был введен в эксплуатацию жилой дом ООО "Севержилстрой-1", согласно письму которого не имелось жилых помещений, готовых к продаже в связи с тем, что все квартиры, готовые к реализации, были проданы администрации Сургутского района.
Кроме того, на территории городского поселения Белый Яр в период проведения аукциона осуществлялось строительство жилого дома АО "Сургутстройтрест" на основании разрешения на строительство от 21.09.2016 N RU 86507101-47-2016. При этом, из письма департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района от 25.10.2019 N 33-01-21-6264 следует, что по состоянию на 25.10.2019 АО "Сургутстройтрест" за разрешением на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: городское поселение Белый Яр, территория "Гидронамыв", пятиэтажный дом, в департамент строительства и земельных отношений администрации Сургутского района не обращалось.
Таким образом, на момент объявления электронного аукциона на территории г.п. Белый Яр имелся один жилой дом, введенный в эксплуатацию ООО "УК "Центр менеджмент" в 2018 и отвечающий требованиям государственной программы.
Указанные обстоятельства установлены также арбитражными судами в рамках дел N N А75-11999/2019, А75-19181/2019 и следуют из вступивших в законную силу судебных актов. С учетом субъектного состава указанных дел и настоящего спора, а также предмета исследования по таковым суд апелляционной инстанции отмечает, что приведенные выше обстоятельства, характеризующие специфику рынка жилых помещений на территории спорного населенного пункта не подлежат повторному установлению (статья 69 АПК РФ).
Следовательно, в настоящем случае не подтверждается реальная возможность приобретения организатором торгов, заказчиком жилых помещений, отвечающих требованиям государственной программы "Развитие жилищной сферы" и муниципальной программы, как и наличие соответствующих жилых помещений у других инвесторов, застройщиков, за исключением ООО "УК "Центр менеджмент".
При этом судом апелляционной инстанции отмечается невозможность в настоящем случае применения при закупке второго критерия определения предмета торгов, предусмотренного пунктом 2.1 Порядка (приложение к государственной программе "Развитие жилищной сферы"), а именно - жилых помещений в строящихся домах степенью готовности не менее 60%.
Как указано выше, государственной программой предусмотрена возможность приобретения жилых помещений у застройщиков, инвесторов не только в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2 лет, предшествующих текущему году, но в строящихся домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее 60% (для населенных пунктов численностью свыше 5 000 человек) от предусмотренной проектной документацией готовности таких домов. Строительная готовность соответствующего дома подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, выдавшим разрешение на строительство.
Таким образом, приобретение жилых помещений для расселения из аварийного жилья государственной программой "Развитие жилищной сферы" допускается в двух вариантах - как жилых помещений в доме, сданном к эксплуатацию, и как жилых помещений в строящемся доме при условии определенного процента готовности объекта. Указанное обусловлено спецификой публичного заказа, напрямую связанной с интересами населения в сфере жилищных прав. При этом готовность объекта подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления.
При проведении спорной конкурентной процедуры администрацией не были получены сведения о наличии релевантных объектов установленной степени готовности. Согласно представленному в дело письму департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района на период 2017 - 2019 годов на территории г.п. Белый Яр отсутствовали строящиеся жилые дома со степенью готовности не менее 60%. При этом, по сведениям указанного органа местного самоуправления, на территории "Гидронамыв" в г.п. Белый Яр Сургутского района возводился 5-тиэтажный многоквартирный жилой дом N 182 со встроенными помещениями общественного назначения, 1 этап - блок "А", 5 этап - пристроенная газовая котельная, 6 этап - блочная комплексная трансформаторная (застройщик - АО "Сургутстройтрест"). Указанный объект имел степень готовности 53%. Иные объекты также не имели заявленной в государственной программе степени готовности.
Указанные обстоятельства в числе прочих обусловили содержание описания объекта закупки, поскольку свидетельствовали об отсутствии иных объектов, соответствующих установленным условиям предоставления субсидии.
При вынесении апелляционным судом на обсуждение сторон вопроса о наличии на территории г.п. Белый Яр Сургутского района строящихся домов со степенью строительной готовности не менее 60%, антимонопольным органом представлены в материалы дела дополнительные доказательства, свидетельствующие, по его мнению, о том, что таковые на момент проведения аукциона имелись.
Как следует из письма АО "Сургутстройтрест" от 30.12.2020, поступившего в антимонопольный орган, указанной организацией осуществляется строительство объекта: "Территория "Гидронамыв" в г.п. Белый Яр Сургутского района. 5-ти этажный многоквартирный жилой дом N 182" на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136340, по адресу: уч. N 182, район "Гидронамыв", пгт. Белый Яр, городское поселение Белый Яр, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Право собственности на данный объект незавершенного строительства зарегистрировано обществом 26.05.2017. При этом, по утверждению АО "Сургутстройтрест", на момент проведения администрацией аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений в пгт. Белый Яр в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района (извещение N 0187300014719000247) степень готовности объекта составляла 62%. Из письма АО "Сургутстройтрест" от 27.01.2020, поступившего в антимонопольный орган, усматривается, что общество планировало завершить в III квартале 2019 года строительство жилых помещений, которые находятся в благоустроенном жилищном фонде, в пятиэтажных панельных домах, и предоставить заказчику в сроки, указанные в техническом задании.
В целях подтверждения заявленной степени готовности объекта в Ханты-Мансийское УФАС России указанной организацией представлены разрешение на строительство, документация по производству работ (акты формы КС-2, справки формы КС-3) и расчет стоимости объекта.
Оценивая выводы антимонопольного органа в данной части и характеризуя с точки зрения правомерности и обоснованности действия администрации, коллегия апелляционного суда руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Проанализировав представленные АО "Сургутстройтрест" документы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что таковые могут служить относимым доказательством готовности объекта строительства на 62% по состоянию на момент проведения электронного аукциона администрацией. Представленные обществом в подтверждение степени готовности (62 %) акты приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 датированы 2020 годом (май 2020 года), что с учетом правил статьи 753 ГК РФ предполагает в отсутствие доказательств обратного окончание и приемку таковых именно в даты подписания соответствующих актов (то есть в 2020 году - по прошествии длительного периода с периода проведения спорного аукциона в 2019 году).
В свою очередь при проведении проверочных мероприятий и производства по обращению Савко И.Н. антимонопольный орган своевременно соответствующие обстоятельства не установил. Более того, антимонопольный орган при вынесении решения не устанавливал наличие объектов, соответствующих условиям государственной программы. В оспариваемом решении антимонопольного органа отмечается, что на момент объявления аукциона администрация располагала сведениями о наличии введенных в период с 2013 по 2018 годы в эксплуатацию 10 многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых также могли быть заинтересованы в участии в закупке, а также о наличии строящихся объектов, застройщики которых также могли принять участие в закупке. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что круг лиц, имеющих право принимать участие в торгах, является открытым и неперсонифицированным. Вместе с тем из решения антимонопольного органа и иных материалов дела не усматривается, на каком основании установлен обозначенный выше временной период для целей проверки законности действий администрации.
В условиях, при которых материалами дела подтверждается иное, соответствующий вывод признается апелляционным судом неверным.
Кроме того, помимо поступавшей в администрацию информации из уполномоченного органа местного самоуправления по вопросам наличия возводимых объектов, вышеуказанных писем застройщиков, в материалы дела представлено экспертное заключение Союза "Сургутская торгово-промышленная палата" от 21.12.2020 N 116/02-0001003 и дополнительное заключение от 13.01.2021 N 116/02-0001003/1 к нему. Данные документы оцениваются апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 75 АПК РФ как письменные доказательства.
Согласно заключению по инициативе ООО "УК "Центр менеджмент" проведен анализ рынка недвижимости - жилых помещений, расположенных на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО - Югры с учетом требований постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы". В результате проведения анализа подлежало определению наличие жилых помещений, расположенных на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО-Югры, готовых к реализации в 1-2 квартале 2019 года и отвечающих требованиям постановления.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: 1. Имелись ли на 1 - 2 квартал 2019 года на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО-Югры жилые помещения, готовые к реализации и отвечающие требованиям постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы"?; 2. Определить наличие жилых помещений на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО - Югры, готовых к реализации и отвечающих требованиям, предусмотренным извещением о проведении аукциона в электронной форме N 0187300014719000247. размещенном 19.04.2019 на сайте zakupki.gov.ru; 3. Имелись ли на 1 - 2 квартал 2019 года на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО - Югры строящиеся объекты - многоквартирные жилые дома со строительной готовностью не менее 60%, отвечающие требованиям постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы"?.
По результатам исследования установлено, что на территорий городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО - Югры в 1 - 2 квартале 2019 года был расположен один многоквартирный дом по адресу ул. Фадеева, 29, жилые помещения в котором были готовы к реализации и отвечали требованиям окружной государственной программы "Развитие жилищной сферы", а именно - дом введен в эксплуатацию 12.11.2018, жилые помещению реализуются застройщиком, инвестором. Жилые помещения на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО - Югры, готовые к реализации и отвечающие требованиям, предусмотренным извещением о проведении аукциона в электронной форме N 0187300014719000247, размещенном 19.04.2019 на сайте https://zakupki.gov.ru, имелись в наличии в многоквартирном доме 29 по ул. Фадеева. Строящихся объектов - многоквартирных домов со строительной готовностью не менее 60% на территории городского поселения Белый Яр Сургутского района ХМАО-Югры в 1 - 2 квартале 2019 года не имелось.
Из текста заключения следует, что многоквартирный дом по ул. Фадеева, 29 (ЖК "Сургутский") возведен застройщиком ООО "УК "Центр менеджмент". Дом в панельном исполнении, 9 этажей, 374 квартиры - одно-, двух- и трехкомнатные квартиры площадью от 40,4 кв. м до 90,9 кв. м. Однокомнатные от 40,4 до 48,4 кв. м, двухкомнатные квартиры площадью от 64,1 до 90,9 кв. м. и трехкомнатные - от 71 до 88,2 кв. м.
Согласно представленной Администрацией Сургутского района информации о выданных разрешениях на строительство объектов (многоквартирный дом) с 2016 по 2019 годы (письмо от 21.12.2020 N 33-01-21-7641), за период 2016 - 2019 годов выдано в общей сложности 15 разрешений на строительство объектов (многоквартирный дом). По 7 разрешениям на строительство срок действия установлен 2018 - 2019 годами, из которых 2 объекта введены в эксплуатацию, по двум разрешениям на строительство окончен срок действия и обращения о продлении срока разрешения на строительство отсутствуют, по 3 объектам указано, что застройщик не приступил к строительству и срок действия договора аренды земельного участка прекращен. Однако также в письме Администрации Сургутского района указано, что информация о наличии на 1 - 2 квартал 2019 года строящихся многоквартирных домов с готовностью не менее 60% в Администрации Сургутского района отсутствует.
По состоянию на 26.03.2019 на территории г.п. Белый Яр велось строительство 16 многоквартирных домов, в том числе тех, разрешения по которым выданы до 2016 года. При этом в отношении одного дома строительство приостановлено, застройщик ЗАО "Управление механизации и строительства - 6", земельный участок в собственности. Строительная готовность строящихся 15 объектов от 0 до 53% готовности. Анализ полученной из официальных источников информации при проведенном исследовании позволил заключить, что на указанный период и на указанной территории строящиеся многоквартирные дома со строительной готовностью не менее 60 % отсутствовали.
Указанные обстоятельства не опровергнуты антимонопольным органом какими-либо доказательствами.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что в пределах, установленных государственной программой, заказчик в силу положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ вправе конкретизировать характеристики предмета закупки сообразно испытываемой потребности, обусловившей размещение публичного заказа. С учетом необходимости расселения граждан из аварийного жилого фонда без указания предельного срока проживания (предполагается постоянное проживание) администрацией при объявлении конкурентной процедуры определена потребность в сданном к эксплуатацию доме, что соответствует срочности принимаемых мер в рамках государственной программы.
Проанализировав представленные в дело доказательства, оценив действия администрации, департамента, застройщика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с выводами антимонопольного органа о нарушении требований Закона о защите конкуренции. Вопреки утверждению Ханты-Мансийского УФАС России, нарушение указанными лицами требований Федерального закона N 135-ФЗ, иных действующих в сфере спорных отношений нормативных правовых актов не усматривается из материалов дела. Из оспариваемого решения и результатов осуществления антимонопольным органом производства по обращению Савко И.Н. не усматривается с требуемой степенью определенности ни ограничение конкуренции при проведении спорного аукциона, ни потенциальная причинно-следственная связь между действиями администрации, департамента и ООО "УК "Центр менеджмент" и наступлением последствий, которые возможно оценить как ограничение конкуренции в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.
Юридически значимые действия поименованных выше субъектов, расцененные антимонопольным органом как нарушающие требования закона, при указанных обстоятельствах не привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в виду отсутствия иных хозяйствующих субъектов, являющихся потенциальными участниками проводимых торгов; были обусловлены спецификой соответствующих правоотношений в рамках программы расселения граждан из аварийного жилья, специфическими характеристиками рынка жилых помещений в г.п. Белый Яр и потребностью заказчика в предмете закупки. Не усматривается из материалов дела и то, какими преимуществами воспользовалось ООО "УК "Центр менеджмент" и перед какими иными вероятными хозяйствующими субъектами при спорных обстоятельствах. В то же время, по убеждению апелляционного суда, в установленных выше фактических обстоятельствах, которые коллегия оценивает как обладающие выраженной спецификой, именно та формулировка документации по конкурентной процедуре, описания предмета закупки, какая установлена заявителем (в том числе в части характеристик приобретаемых квартир), и те действия, которые совершены организатором торгов, заказчиком, позволили реализовать меры, предусмотренные государственной программой "Развитие жилищной сферы", и обеспечить жилищную потребность муниципального образования в соответствии с установленными правилами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, требования администрации об оспаривании решения Ханты-Мансийского УФАС России от 11.03.2020 по делу N 086/01/17-212/2019 - удовлетворению.
Апелляционные жалобы удовлетворены.
Судебные расходы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2020 по делу N А75-7748/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление Администрации Сургутского района удовлетворить.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11.03.2020 по делу N 086/01/17-212/2019 признать недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" 1 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр менеджмент" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне оплаченной по платежному поручению N 7733 от 02.10.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7748/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, Восьмой Арбитражный Апелляционный Суд
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР МЕНЕДЖМЕНТ", Савко И. Н.