Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2021 г. N Ф07-4211/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А13-12939/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представителя Лысеевой О.С. по доверенности от 11.08.2020, от муниципального унитарного предприятия "Водоканал Череповецкого муниципального района" представителя Шурпицкой Е.А. по доверенности от 01.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал Череповецкого муниципального района" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2020 года по делу N А13-12939/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 14; ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал Череповецкого муниципального района" (адрес: 162700, Вологодская обл., р-н Череповецкий, пос. Суда, ул. Гагарина, д. 35, пом. 16; ОГРН 1193525027255, ИНН 3523023311; далее - Предприятие) о взыскании 2 839 260 руб. в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением суда от 26 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 37 196 руб. государственной пошлины.
Предприятие с решением суда в части взыскания 2 620 538 руб. не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в данной части отменить. Указывает, что факт загрязнения воды в р. Кучесара именно ответчиком не доказан, поскольку не исключено, что загрязнение воды происходило выше по течению реки, фоновые показатели для исключения этой возможности в ходе проверки не отбирались. Каких-либо доказательств, того, что действия ответчика вызвали деградацию водного объекта (р. Кучесара), его экосистемы суду, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), истцом не представлено.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Управления в судебном заседании требования апеллянта отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, в рамках проводимого в отношении Предприятия административного расследования 21.01.2020 проведен осмотр водоохранной зоны р. Сорка в районе сброса сточных вод через выпуск очистных сооружений ответчика (д. Новое Домозерово, Череповецкий р-н, Вологодская обл.), а также водоохранной зоны р. Кучесара в районе сброса сточных вод через выпуск очистных сооружений ответчика (д. Климовское, Череповецкий р-н, Вологодская обл.).
В ходе осмотра водоохранной зоны р. Сорка в районе выпуска сточных вод (размер водоохранной зоны составляет 20 метров) в д. Новое Домозерово установлено, что сточные воды с очистных сооружений по рельефу местности сбрасываются в водоохранную зону и береговую полосу р. Сорка и далее сбрасываются в р. Сорка.
При осмотре водоохранной зоны р. Кучесара в районе выпуска сточных вод (размер водоохранной зоны р. Кучесара составляет 20 метров) в д. Климовское установлено, что сточные воды с очистных сооружений по рельефу местности сбрасываются в водоохранную зону и береговую полосу р. Кучесара и далее сбрасываются в р. Кучесара.
Специалистами филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Вологодской области" (далее - Центр) 21.01.2020 с участием представителя Предприятия проведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений Предприятия в р. Сорка (д. Новое Домозерово) и в р. Кучесара (д. Климовское) (по 1 пробе).
В сточных водах, сбрасываемых через выпуски Предприятия определено содержание взвешенных веществ, БПКполн, аммоний-ион, нитриты, нитраты, сульфаты, хлориды, фосфаты, нефтепродукты.
Согласно экспертному заключению от 26.01.2020 N 1 по протоколам результатов исследований отобранных 21.01.2020 проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ответчика в р. Сорка, зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям: аммоний-ион в 18,4 раза, фосфаты (Р) в 5,4 раза, нефтепродукты в 5 раз, БПК5 в 13,8 раза.
По протоколам результатов исследований отобранных проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ответчика в р. Кучесара, зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям: аммоний-ион в 48 раз, фосфаты (Р) в 22,2 раза, нефтепродукты в 8 раз, БПК5 в 96,2 раза.
В рамках административного расследования, проводимого в отношении Предприятия, 13.02.2020 повторно произведен осмотр водоохранной зоны р. Сорка в районе выпуска сточных вод, а также 500 м выше и 500 м ниже места сброса сточных вод с очистных сооружений Предприятия, результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 13.02.2020; в ходе осмотра специалистами Центра произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений Предприятия (2 пробы) и отбор проб воды в р. Сорка 500 м выше (1 проба) и 500 м ниже (1 проба) сброса сточных вод.
Также Управлением 13.02.2020 проведен осмотр водоохранной зоны р. Кучесара в районе выпуска сточных вод и 1 км ниже места сброса сточных вод с очистных сооружений Предприятия; результаты осмотра отражены в протоколе осмотра от 13.02.2020; специалистами Центра произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений Предприятия в р. Кучесара (2 пробы), и отбор воды в р. Кучесара 1 км ниже места сброса сточных вод (1 проба).
Согласно экспертному заключению от 20.02.2020 N 4 по результатам исследования двух последовательно отобранных 13.02.2020 (в 14 час 45 мин и в 14 час 55 мин) проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ответчика в р. Сорка, зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям: аммоний-ион в 59 раз, нефтепродукты в 6,2 раза, БПК5 в 45 раз.
По протоколам результатов исследований отобранных проб поверхностных вод р. Сорка выше и ниже выпуска сточных вод очистных сооружений ответчика обнаружено, что в фоновом и контрольном створах есть превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателю БПК5 в 1,5 и 1,6 раза соответственно; качество воды в р. Сорка ухудшается по показателю БПК5.
Согласно протоколам исследований двух последовательно отобранных 13.02.2020 (в 09 час 55 мин и в 10 час 10 мин) проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск Предприятия в р. Кучесара, зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям: аммоний-ион в 116 раз, фосфаты (Р) в 36,6 раза, нефтепродукты в 26 раз, БПК5 в 235,7 раза.
По результатам исследования отобранных проб поверхностных вод р. Кучесара ниже выпуска сточных вод очистных сооружений Предприятия обнаружено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателю фосфор фосфатов (Р) в 1,3 раза.
За допущенные нарушения требований к охране водных объектов постановлением Управления от 28.04.2020 N 04-350/2019-03 Предприятие привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Управлением в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87), произведен расчет размера вреда, причиненного водным объектам, на общую сумму 2 839 260 руб., в том числе 218 722 руб. размер вреда, причиненный водному объекту - р. Сорка, 2 620 583 руб. размер вреда причиненного водному объекту - р. Кучесара.
Поскольку претензии от 03.07.2020, от 13.07.2020 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, оставлены Предприятием без удовлетворения, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, к которым в силу статьи 1 названного Закона в том числе относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д., а также природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В статье 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) к принципам водного законодательства отнесены: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны водных объектов перед их использованием; отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
В пункте 19 статьи 1 ВК РФ установлено, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу части 3 статьи 11, части 2 статьи 21 ВК РФ использование поверхностных водных объектов для сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 ВК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 ВК РФ).
Согласно части 2 статьи 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Как указано в части 6 статьи 56 ВК РФ, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что в рассматриваемый период с 21.01.2020 по 13.02.2020 Предприятием осуществлялся сброс сточных вод в р. Сорка и в р. Кучесара с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о назначении административного наказания от 28.04.2020 N 04-350/2019-03, протоколами осмотра, взятия проб от 21.01.2020, от 13.02.2020, составленными с участием представителя ответчика, протоколами результатов исследований от 27.01.2020, от 19.02.2020, экспертными заключениями Центра от 28.01.2020, от 20.02.2020.
Предприятием факт сброса сточных вод в р. Сорка и р. Кучесара с превышением в их составе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу положений пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный при осуществлении деятельности с нарушением природоохранного законодательства, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае расчет размера вреда произведен Управлением в соответствии с Методикой N 87, разработанной Минприроды России в соответствии с ВК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" и предназначенной для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации.
Доводы ответчика о недоказанности факта причинения вреда водному объекту - р. Кучесара, деградации его экосистемы, поскольку отсутствуют пробы воды с фоновыми показателями, не принимаются апелляционным судом.
Согласно пункту 7 Постановления N 49 в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В данном случае ответчиком таких доказательств в материалы дела не представлено.
В пункте 14 Постановления N 49 указано, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, часть 2 статьи 69 ВК РФ).
Согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О (далее - Определение N 1734-О-О), окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ). При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 5 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
В силу пункта 6 Методики N 87 исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
В пункте 9 Методики N 87 указано, что исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект.
В пункте 11 Методики N 87 содержится формула, по которой исчисляется размер вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ (формула N 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N АКПИ15-249 (далее - Решение N АКПИ15-249), предусмотренный пунктом 11 Методики порядок исчисления вреда водному объекту в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод основывается на количественных и качественных параметрах негативного воздействия на окружающую среду с учетом специфики водохозяйственного района, количества и опасности поступивших в водный объект вредных веществ, категории водного объекта, климатических условий. Элементы формулы отражают все основные факторы, влияющие на величину вреда, учитываемые при его исчислении.
Как указано в Решении N АКПИ15-249, помимо восполнимого экологического вреда, который характеризуется возможностью восстановления нарушенного состояния природной среды, в результате хозяйственной деятельности окружающей среде может быть причинен трудновосполнимый и невосполнимый вред. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде, в силу своей природы, не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство. Таким образом, условный характер определения вреда окружающей среде, используемый в методиках исчисления размера вреда, основывается на признании необходимости особой охраны окружающей среды и ее компонентов, а также объективной невозможности его точной оценки в силу неопределенности последствий причиняющего воздействия.
Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, исчисленного на основании пункта 11 Методики N 87, является необходимым элементом для возложения имущественной ответственности, предусмотренной гражданским законодательством, основанной на фактических затратах на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и денежной оценке потерь экологического характера, связанных с утратой или повреждением компонентов природной среды, в том числе водных объектов, и не лишает заявителя права оспаривания в судебном порядке размера вреда, причиненного водному объекту вследствие сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и дренажных вод.
Пунктом 22 Методики определена формула для определения массы сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод: Mi = Q x (Сфi - Сдi) x T x 10(-6), где: i - загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда; Mi - масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества, т; Q - расход сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, с превышением содержания i-го вредного (загрязняющего) вещества определяется по приборам учета, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с методами расчета объема сброса сточных вод и их характеристик, м/час; Сфi - средняя фактическая за период сброса концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в сточных водах и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) водах, определяемая по результатам анализов аккредитованной лаборатории как средняя арифметическая из общего количества результатов анализов (не менее трех) за период времени T, мг/дм
; Сдi - допустимая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита сброса при его наличии на период проведения мероприятий по снижению сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, мг/дм
; T - продолжительность сброса сточных вод и загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ, определяемая с момента обнаружения сброса и до его прекращения, час;10(-6) - коэффициент перевода массы вредного (загрязняющего) вещества в т.
Таким образом, приведенная формула позволяет при расчете массы сброшенного вредного (загрязняющего) вещества применять показатель допустимой концентрации вредного загрязняющего вещества - Сдi. В пункте 22 Методики указано, что в случае, если установлено, что фоновая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта превышает допустимую концентрацию, для расчета применяется значение фоновой концентрации.
В данном случае доказательств того, что фоновая концентрация вредных веществ в р. Кучесара превышает допустимую концентрацию, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах истец правомерно при расчете вреда принял значение Сдi - допустимую концентрацию i-го вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимых концентраций.
Иных возражений относительно правильности произведенного Управлением на основании Методики N 87 расчета размера ущерба ответчиком не заявлено.
В свете изложенного ввиду доказанности факта сброса Предприятием сточных вод в р. Сорка и р. Кучесара с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также размера ущерба суд правомерно удовлетворил исковые требования Управления в заявленном в иске размере.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2020 года по делу N А13-12939/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал Череповецкого муниципального района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12939/2020
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Ответчик: МУП "Водоканал Череповецкого муниципального района"
Третье лицо: Северное межрегиональное управление Росприроднадзора