28 января 2021 г. |
Дело N А83-1946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Жнива" - Северненко Д.Л.,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жнива" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года по делу N А83-1946/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жнива"
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации города Ялта Республики Крым,
Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
12.02.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью "Жнива" (ОГРН: 1149102134400, ранее с 11.05.1998 зарегистрированное и 17.09.2002 перерегистрированное по законодательству Украины с ИНН 20680439 - л.д. 25, 26-30 т. 1, далее - ООО "Жнива" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконным принятого 13.11.2019 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН: 1149102017404 - л.д. 31-34 т.1, далее - Госкомрегистр) решения N 90/016/165/2019-2763 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 51,30кв.м., КН: 90:25:010109:4994, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-А (л.д. 6-12 т.1).
Требования мотивированы тем, что заявитель на арендованном земельном участке по утвержденному рабочему проекту и в соответствии с выданным разрешением на строительство построил и ввел в эксплуатацию в 2011 году нежилое здание трансформаторной подстанции, для государственной регистрации права собственности представил Госкомрегистру подлинник выданного по законодательству Украины документа об окончании строительства - сертификата соответствия законченного строительством первой очереди нежилого объекта (здания трансформаторной подстанции), и копию договора аренды земельного участка, на котором этот объект расположен.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что у Госкомрегистра отсутствовала возможность проверить подлинность выданного заявителю по законодательству Украины сертификата и заявитель не представил оригинал договора аренды земельного участка (л.д. 182-192 т. 2).
ООО "Жнива" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и при неправильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 6-11 т. 3).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
23.12.2020 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) произведено процессуальное правопреемство со Службы государственного строительного надзора Республики Крым на его правопреемника (ОГРН: 1149102049678) - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН: 1209100011383) (л.д. 92-94 т. 3).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные участники в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе в суде апелляционной инстанции эти участники извещались определениями о принятии апелляционной жалобы к производству от 05.11.2020 и о процессуальном правопреемстве от 23.12.2020, копии которых ими получены по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 2-4, 92-95 т. 3).
06.11.2020 и 24.12.2020 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 21.01.2021, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 5, 100 т. 3).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной суд инстанции истребовал дополнительные доказательства (л.д. 22, 42-43, 48-59, 62-64, 69, 72-74, 76-88, т. 3) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
01.08.2019 через ГБУ РК "МФЦ ПГМУ" представитель ООО "Жнива" по доверенности Северненко Д.Л. (л.д. 63-64 т. 1) подал в Госкомрегистр заявления о постановке на государственный кадастровый учет N 90/016/165/2019-27974 (л.д. 88-90 т. 1) и о государственной регистрации права собственности N 90/016/165/2019-2763 (л.д. 60-61 т. 1) на нежилое здание площадью 51,30кв.м., расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-А (л.д. 76-81 т. 3).
К заявлению о государственной регистрации права собственности N 90/016/165/2019-2763 в качестве правоустанавливающих документов заявителем приложены:
1) копия договора аренды от 17.12.2004 сроком на 50 лет земельного участка площадью 6.870 кв.м., расположенного по тому же адресу (л.д. 9, т.1, 84 т. 2);
2) подлинник и копия с переводом на русский язык выданного 27.12.2011 на бланке серии КР N 16411114502 Государственной архитектурно-строительной инспекцией Автономной Республики Крым (ГАСК АРК) сертификата соответствия законченного строительством объекта: "Пансионат с лечением оздоровительного профиля (реконструкция детского сада) в г. Ялта, ул. Ореховая, 23 а. (Первая очередь строительства - здание трансформаторной станции). Новое строительство" (л.д. 78-81, 122-130 т. 1).
По этим заявлениям Госкомрегистром приняты следующие решения:
1) 08.08.2019 уполномоченным на принятие решения лицом Канышевой А.В. решение N 90/01/2019-106306 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, так как этот объект 07.02.2017 в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета (2014-2019 годы)" поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, ему присвоен КН: 90:25:010109:4994, что также подтверждает выписка из ЕГРН от 10.02.2020 (л.д. 99 т. 1, 22 т. 3);
государственным регистратором Госкомрегистра Уваровой Т.В.
2) 13.08.2019 уведомление N 90/016/165/2019-2763 о приостановлении государственной регистрации права до 12.11.2019 (л.д. 18-20 т. 1),
3) 13.11.2019 сообщение N 90/016/165/2019-2763 об отказе в государственной регистрации по мотивам неустранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права (л.д. 15-17 т. 1).
Решения Госкомрегистра о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права обоснованы следующим:
- отсутствуют сведения в ЕГРН о постановке на кадастровый учет здания трансформаторной подстанции;
- невозможно подтвердить факт выдачи сертификата соответствия законченного строительством объекта, так как согласно писем Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.03.2019 и Службы госстройнадзора Крыма от 27.03.2019 эти государственные органы не являются держателями архивных документов, выданных ГАСК АРК, и не имеют сведений о нахождении этих архивов;
- не представлен подлинник договора аренды земельного участка.
Из письменных доказательств следует, что :
28.05.1998 по нотариально удостоверенному договору (с последующими дополнениями) в порядке приватизации по конкурсу заявитель (его предшественник - производственно-коммерческая фирма "Жнива" ЛТД) купил у Фонда имущества Автономной Республики Крым объект незавершенного строительства (56% готовности) - детский сад на 280 мест по ул. Ореховой в г. Ялта, расположенный на земельном участке площадью 1,2 га, с правом завершения строительства и изменением профиля объекта; согласно пункта 1.2 договора право собственности у покупателя возникло с момента нотариального удостоверения договора; по акту приема-передачи объект передан покупателю 01.06.1998; Ялтинским БТИ 22.07.2002 осуществлена регистрация права собственности на этот объект. Данные обстоятельства подтверждены договором, дополнительными соглашениями и актом приема-передачи (л.д. 48-54 т. 3).
17.12.2004 между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - ООО "Жнива", в письменной форме заключен сроком на 50 лет договор аренды земельного участка площадью 0,6870га, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-а, на котором расположены строения и сооружения, земельный участок предоставлен для строительства и обслуживания пансионата с лечением оздоровительного профиля (реконструкция детского сада незавершенного строительством); 04.11.2004 границы участка вынесены в натуру; 29.12.2004 земельный участок передан арендатору, что следует из заверенной копии договора аренды земельного участка с приложениями к нему (л.д. 65-75 т. 1).
Этот земельный участок поставлен как ранее учтенный на государственный кадастровый учет Российской Федерации с присвоением КН:90:25:010109:413 и внесением сведений о расположении на этом земельном участке объектов недвижимости КН:90:25:010109:432, КН:90:25:010109:8273, КН:90:25:010109:8279, в подтверждение чего суду первой инстанции представлена выписка из ЕГРН от 13.07.2020 (л.д. 164-165 т. 2).
28.03.2017 нарочно заявитель подал в ДИЗО г. Ялты письменное обращение о предоставлении в порядке переоформления права аренды земельного участка площадью 6870 кв.м., расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-а, с приложением подлинника вышеназванного договора аренды (л.д. 35 т. 1), что соответствует требованиям статей 3 и 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в ред. от 30.12.2016) и подпункта 3 пункта 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Из данных в судебном заседании пояснений представителя заявителя следует, что до настоящего времени по этому обращению ДИЗО г. Ялта решение не принято, подлинник договора от 17.12.2004 заявителю не возвращен; нахождение по состоянию на 01.08.2019 подлинника договора в ДИЗО г. Ялты не позволило заявителю представить подлинник договора (нотариальную копию) при подаче в Госкомрегистр заявления о государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию; ранее при обращении 26.04.2017 с заявлением о государственной регистрации прав на иной объект недвижимости (блок "Г", III очередь строительства) заявитель представлял Госкомрегистру нотариально удостоверенную копию договора аренды земли (л.д. 92 т.2).
Из совокупности письменных доказательств следует, что трансформаторная подстанция построена на арендованном земельном участке в период с 13.08.2008 по 26.09.2011 через генподрядчика ООО "Предприятие "СоюзСтройТехнология" по утвержденному заявителем проекту и в соответствии с выданными по действовавшему на тот период разрешениями на строительство (л.д. 78-81, 122-130, 132 т.1, 48-82 т.2).
Эта подстанция является одноэтажным зданием, ранее учтенным под литерой "А", площадью 51,3кв.м., по периметру - 9,04х7,77-м, состоящее из 4 помещений площадями 9,5кв.м., 11кв.м., 9,2кв.м., 21,6кв.м., фундамент железобетонная подушка, стены из бетона и оштукатурены, межэтажное перекрытие железобетонное, крыша перекрыта металлочерепицей, двери металлические, окна - металл, подключено к электричеству, что следует как из вышеназванного сертификата соответствия законченного строительством объекта (л.д. 78-80 т. 1), так и составленного 10.07.2009 Ялтинским БТИ технического паспорта (представленного в Госкомрегистр с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет N 90/016/165/2019-27974), а также эти данные объекта соответствуют сведениям кадастрового учета объекта КН:90:25:010109:4994 (л.д. 22 т. 3).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 02.08.2019, действовавшей на дату вынесения решения об отказе в государственной регистрации права, далее - Закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в том числе к ним пункты 5, 6 и 10 относят:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав;
6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие возникновение права и представляемые для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на созданные здание осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с действовавшим на 27.12.2011 на территории Республики Крым законодательства Украины, в частности статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" N 3038-VI от 17.02.2011 и пункта 3 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины N 461 от 13.04.2011, принятие в эксплуатацию объектов, которые относятся к IV и V категории сложности, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами сертификата.
Статья 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения Госкомрегистра) устанавливала и устанавливает в настоящее время, что на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, подпункт 1 пункта 218 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент N 278), устанавливают, что при представлении документов, не являющихся подлинными или недостоверных в них сведений, государственный регистратор обязан направить в орган государственной власти, располагающий необходимыми сведениями (документами), межведомственный запрос о получении дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.
Как установлено, заявитель представил для государственной регистрации построенного в 2011 году объекта недвижимого имущества подлинник разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию (сертификат соответствия законченного строительством объекта), подтверждение которого не требуется.
Госкомрегистром не установлен и не доказан факт того, что этот документ не является подлинным или в нем содержатся недостоверные сведения. Напротив, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что этот документ подлинный и в нем содержатся достоверные сведения о строительстве трансформаторной станции.
Довод Госкомрегистра о невозможности подтверждения факта выдачи такого сертификата не изменяет факта предоставления заявителем подлинного сертификата и отсутствия у Госкомрегистра обоснованных сомнений в достоверности сведений, приведенных в этом сертификате.
Относительно непредоставления заявителем подлинника договора аренды земельного участка суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что такие обстоятельства также не являлись основанием для отказа в государственной регистрации права, так как такое непредоставление со стороны заявителя было объективным (подлинник предоставлен для переоформления права аренды); Госкомрегистр имел ранее полученную нотариально удостоверенную копию договора аренды и не выполнил возложенную на него законодательством обязанность по межведомственному запросу о получении дополнительных документов.
Указанное в сообщении об отказе в государственной регистрации права третье основание для принятия такого решения - отсутствие сведений в ЕГРН о трансформаторной подстанции, противоречит фактическим обстоятельствам, так как этот объект поставлен на кадастровый учет и сведения о нем имеются в ЕГРН.
Таким образом, принятое Госкомрегистром решение об отказе в государственной регистрации права противоречит вышеназванным требования законодательства и нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Учитывая положения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, Закона N 218-ФЗ и сложившиеся правоотношения, суд апелляционной инстанции полагает, что для восстановления нарушенного права заявителя на Госкомрегистр следует возложить обязанность рассмотреть заявление о государственной регистрации права без учета оснований, приведенных в оспоренном сообщении об отказе в государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 1, 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ государственная пошлина при обращении с заявлением об оспаривании решения государственного органа уплачивается в размере 3.000 руб., при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда - 1.500 руб., чрезмерно уплаченная госпошлина подлежит возврату из бюджета, понесенные судебные расходы (в установленном законом размере) подлежат возмещению за счет проигравшей стороны.
Из представленных платежных документов следует, что ООО "Жнива" при подаче заявления в суд первой инстанции уплатило 6.000 руб., то есть чрезмерно уплатило 3.000 руб., которые подлежат возврату из федерального бюджета; оставшиеся суммы понесенных судебных расходов, уплаченных в установленном законом размере, подлежат возмещению за счет Госкомрегистра, что соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, такое решение подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года по делу N А83-1946/2020 отменить.
Принять новое решение :
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным принятое 13.11.2019 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решение N 90/016/165/2019-2763 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 51,30кв.м., КН: 90:25:010109:4994, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-А.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть поданное 01.08.2019 через ГБУ РК "МФЦ ПГМУ" обществом с ограниченной ответственностью "Жнива" заявление N 90/016/165/2019-2763 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 51,30кв.м., расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23-А, без учета оснований для отказа в такой регистрации, приведенных в решении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N 90/016/165/2019-2763 от 13.11.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жнива" понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в общей сумме 4,500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей 00 коп.).
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Жнива" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3,000 рублей (три тысячи рублей 00 коп.), уплаченную по платежному поручению N 126 от 10.12.2019 через АО "Банк ЧББР" г. Симферополь.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1946/2020
Истец: ООО "ЖНИВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Ялты Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1011/2021
28.02.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2979/20
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1011/2021
28.01.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2979/20
18.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1946/20