г. Хабаровск |
|
28 января 2021 г. |
А73-11429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в судебном заседании принимал участие:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Меркурьева А.А., представитель по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 30.10.2020
по делу N А73-11429/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700690429, ИНН 2707000150)
о взыскании 15 922 945,64 руб.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков в размере 15 922 945,64 руб., связанных с применением в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию.
Определением суда первой инстанции от 28.07.2020 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 30.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на неверное применение судом норм материального права, полагает, что в данном случае компенсация убытков, путем предоставления учреждению целевой субсидии, невозможно, в соответствии с нормами БК РФ.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя стороны, в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
В соответствии с уставной деятельностью, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 г. N 33/23 утвержден и введен в действие на 2017-2020 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 2017-2020 гг., на период: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - в размере 4 361,79 руб./Гкал (без учета НДС)
В тоже время, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.12.2018 N 85 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2019 год" установлен предельный максимальный тариф для населения с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС.
В период с 01.01.2019 по 30.06.2019 ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляло снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории Бикинского муниципального района Хабаровского края (г. Бикин, городок Восточный).
Осуществляя отпуск тепловой энергии населению с 01.01.2019 по 30.06.2019 истец применял для расчетов с населением предельный максимальный тариф для населения в размере 2 286,74 руб./Гкал без НДС.
Обеспечив отпуск тепловой энергии населению в спорный период с 01.01.2019 по 30.06.2019, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, истец понес убытки в размере 15 922 945, 64 руб.
Истец полагает, что в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения", осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным (предельно максимальным) тарифам, он понес убытки.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно Закона о теплоснабжении, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядком предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (в редакции Закона от 27.11.2013 N7) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Согласно статье 4 Закона N 222 определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения. Нормативы потребления тепловой энергии на отопление и расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, порядок расчета компенсации убытков устанавливаются Правительством края.
Частью 4 статьи 5, частью 1 статьи 8 Закона края N 150 установлено, что Порядок и условия предоставления субвенций, являющихся финансовым обеспечением государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 5 Закона края N 150) устанавливаются Правительством края.
Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок N 35-пр).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка N 35-пр субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) в соответствии с распределением Субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году. Согласно пункту 2.2 Порядка предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка N 35-пр перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с пунктом 2.5. Порядка N 35-пр, по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов министерством между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Согласно разделу 2 Порядка расчета компенсации убытков определенной организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, также утвержденного Постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок расчета), расчет плановой суммы компенсации убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Как следует из вышеизложенного, органы местного самоуправления Бикинского муниципального района Хабаровского края самостоятельно осуществляют расчет и компенсацию убытков теплоснабжающим организациям района. Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что из краевого бюджета запланированная сумма возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию на 2019 год перечислена Бикинскому муниципальному району Хабаровского края в полном объеме, с превышением в 2019 году суммы финансирования Хабаровским краем на 34 627 770,42 руб. по сравнению с фактически начисленным предприятиям за этот же период сумм субвенций, что подтверждается: актом сверки за 2019 год, отчетом за январь декабрь 2019 года, Информацией за 2019 год, ввиду чего сделан обоснованный вывод о том, что Хабаровский край исполнил свои обязательства по финансированию переданных району полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию.
При этом, недофинансирование на данные цели муниципального образования со стороны субъекта Российской Федерации - Хабаровского края материалами дела, судом первой инстанции не установлено.
Объем поставленной населению тепловой энергии и возникновение убытков в виде упущенной выгоды на стороне истца, ввиду применения различных тарифов на тепловую энергию подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя сводятся к невозможности возмещения межтарифной разницы в виде взыскания убытков, ввиду того, что отсутствовали между сторонами соглашения о возмещении выпадающих доходов к ответчику, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что убытки, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должны быть компенсированы истцу, требования ФГБУ "ЦЖКУ" заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.10.2020 по делу N А73-11429/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11429/2020
Истец: ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО ЖКС N1, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края