Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2021 г. N Ф10-851/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А36-4793/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное): представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Общества с ограниченной ответственностью "АГРОФРОСТ": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.11.2020 по делу N А36-4793/2020, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное), г.Липецк о взыскании финансовой санкции в общей сумме 6500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетные периоды с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно,
заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью "АГРОФРОСТ", г. Липецк
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "АГРОФРОСТ" (далее - Общества, ООО АГРОФРОСТ) о взыскании финансовой санкции в общей сумме 6500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетные периоды с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно.
Определением суда от 21.07.2020 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства..
Определением от 14.09.2020 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 23.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в рассматриваемом случае были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении конкретного застрахованного лица, которые уже были представлены в исходной форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, а имело место несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении еще одного работающего застрахованного лица, сведения о котором не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что общество своевременно представило в пенсионный фонд отчётность по форме СЗВ-М тип формы "исходная" за отчетные периоды с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно, то есть до 15 числа месяца, следующего за отчетным, а именно: 15.11.2018, 12.12.2018, 14.01.2019, 12.02.2019, 12.03.2019, 12.04.2019, 15.05.2019, 14.06.2019, 13.07.2019, 07.08.2019, 11.09.2019, 11.10.2019, 15.11.2019.
27.12.2019 страхователем самостоятельно представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетные периоды с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно на 1 застрахованное лицо, ранее не включенные в исходные формы, предоставленные в установленный законом срок.
С учетом указанных обстоятельств, пенсионным фондом проведена проверка составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением заместителя начальника управления N 058S19200001302, N 058S19200001305, N 058S19200001298, N 058S19200001299, N 058S19200001301. N 058S19200001307, N 058S19200001304 от 18.03.2020 ООО "АГРОФРОСТ" в соответствии с частью 3 статьи 17 ФЗ N27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции. Требование об уплате финансовой санкции от 27.04.2020 N058S01200001930, N058S01200001927, N058S01200001926, N058S01200001932, N058S01200001931, N058S01200001929, N058S01200001928 направлено в адрес страхователя.
Решением заместителя начальника управления N 058S19200001332, N 058S19200001335, N 058S19200001337, N 058S19200001338, N 058S19200001339, N 058S19200001340 от 19.03.2020 ООО "АГРОФРОСТ" в соответствии с частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции. Требование об уплате финансовой санкции от 28.04.2020 N 058S01200001962, N 058S01200001963, N058S01200001964, N058S01200001965, N058S01200001966, N058S01200001967 направлено в адрес страхователя.
Неисполнение выставленных требований послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция N 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Таким образом, из указанных положений следует, что в действиях страхователя состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует в случаях:
- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;
- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
Ответственность, предусмотренная абз.4 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ может наступить только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
При решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции N 766н, определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств следует, что общество самостоятельно выявило ошибки и подало в пенсионный фонд уточнённые (дополняющие) индивидуальные сведения на застрахованных лиц за отчётные периоды с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно. Акты об обнаружении допущенного нарушения составлены пенсионным фондом после получения дополняющих сведений по форме СЗВ-М.
При этом исходные сведения представлены с соблюдением требований п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и приняты пенсионным фондом.
При этом суд принял во внимание, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета СЗВ-М тип формы "исходная", содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975).
Поскольку в рассматриваемом деле страхователь в отсутствие уведомления об имеющихся расхождениях в сведениях, реализуя свое право, самостоятельно представил дополняющие сведения в отношении застрахованного лица, чем обеспечил полноту ранее поданных сведений о работниках организацией, в данном случае действия страхователя не образуют событие и объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление пенсионного фонда о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования удовлетворению не подлежит.
С учетом вышеизложенного, суда апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.11.2020 по делу N А36-4793/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4793/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: ООО "АГРОФРОСТ"