город Омск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А70-10010/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14492/2020) муниципального казенного учреждения "Городское имущество" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.11.2020 по делу N А70-10010/2020 (судья Шанаурина Ю.В.), принятое по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389, 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Новгородская, 10) к муниципальному казенному учреждению "Городское имущество" (ОГРН 1067207008330, ИНН 7207009210, 627010, Тюменская область, г. Ялуторовск, ул.Свердлова, 43/4) о взыскании 19 578 руб. 92 коп.,
представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - истец, НО "ФКР ТО", фонд) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Городское имущество" (далее - ответчик, МКУ "Городское имущество", учреждение) с требованием о взыскании 19 073 руб. 25 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 31.05.2015 по 30.09.2019, 505 руб. 67 коп. пени за период с 15.10.2019 по 20.04.2020 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением от 05.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены полностью; с МКУ "Городское имущество" в пользу фонда взысканы задолженность в размере 19 073 руб. 25 коп., неустойка в размере 505 руб. 67 коп., а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Городское имущество" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что спорная квартира передана в муниципальную собственность на основании решения Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26.06.2019 по делу N 2-486/2019, право муниципальной собственности зарегистрировано 15.10.2019, с указанной даты платежи за капитальный ремонт вносятся; на ответчика не может быть возложена обязанность по осуществлению платежей за период до указанной даты.
В отзыве на апелляционную жалобу НО "ФКР ТО" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МКУ "Городское имущество" и НО "ФКР ТО", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 20.06.2019 Ялуторовским районным судом Тюменской области по делу N 2-486/2019 было установлено отсутствие сведений о принадлежности квартиры N 4 в доме N 4 ул. 2211 км в городе Ялуторовске Тюменской области, отсутствие регистрации права на указанное имущество, вынесено решение о возложении обязанности по принятию квартиры в муниципальную собственность.
Во исполнение решения Ялуторовского районного суда Тюменской области по делу N 2-486/2019 квартира N 4 в доме N 4 по ул. 2211 км в городе Ялуторовске Тюменской области была принята в муниципальную собственность, 15.10.2019 была произведена регистрация права собственности за муниципальным образованием г. Ялуторовск Тюменской области.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекта недвижимости.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Истец является региональным оператором в Тюменской области и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Многоквартирные дома, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве собственности нежилые помещения, были включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, по утверждению истца, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика, начиная с мая 2015 года.
По расчету истца сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт в отношении принадлежащего ответчику помещения составляет: 389 руб. 25 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, НО "ФКР ТО" обратилось в адрес ответчика с претензией о необходимости исполнения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения в суд с иском.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8,1 статьи 156 настоящего Кодекса, в силу положений которой установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7,50 рубля в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Поскольку собственниками помещений в доме N 4 по ул. 2211 км в городе Ялуторовске способ формирования фонда капитального ремонта не избран, на основании положений частей 3, 5, 7 статьи 170 ЖК РФ, постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта", постановления Администрации города Тюмени от 21.04.2015 N 80-пк "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора", соответствующий фонд в отношении этого многоквартирного дома формируется на счете регионального оператора.
Региональным оператором в Тюменской области является НО "ФКР ТО", который осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ, статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги - то есть ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (часть 1 статьи 155 ЖК РФ),
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ, статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. МКД, в котором расположена спорная квартира, включен в Региональную программу капитального ремонта при ее утверждении распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении у собственника квартиры N 4 в доме N 4 по ул. 2211 км в городе Ялуторовске обязанности по внесению платы за капитальный ремонт начиная с мая 2015 года.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Уточненный расчет задолженности и пени, произведенный фондом, признан судом первой инстанции верным, доводов в части размера основного долга и расчета неустойки апелляционная жалоба не содержит, поэтому соответствующие выводы суда первой инстанции в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
МКУ "Городское имущество" полагает, что обязанность по внесению платежей на капитальный ремонт возникла у муниципального образования и ответчика только после передачи имущества в муниципальную собственность; жилищное законодательство не содержит положений об оплате задолженности, возникшей до момента возникновения права собственности.
Между тем, решением Ялуторовского районного суда Тюменской области по делу N 2-486/2019, на основании которого зарегистрировано право собственности на спорную квартиру за муниципальным образованием, в качестве основания возникновения права собственности и удовлетворения иска указано следующее.
Объект недвижимости по адресу: г.Ялуторовск, ул. 2211 км, д.4, кв.4, состоит на кадастровом учете с 11.01.2013 как квартира на первом этаже, общей площадью 51,9 кв.м., кадастровый номер N 72:26:0000000:952, правообладатель - отсутствует, виды разрешенного использования - отсутствуют. Также отсутствует правообладатель у дома N 4 1970 года постройки и земельного участка, на котором дом расположен.
После постройки указанный дом находился в ведении структурных подразделений железной дороги (при этом, в собственности ОАО "РЖД" не находился), квартиры в доме предоставлялись работникам железной дороги.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность", Указа Президента РФ от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность. Учитывая, что спорная квартира ранее была отнесена к государственному жилому фонду, но так и не была передана по неустановленной причине в муниципальный жилой фонд, она подлежит передаче в муниципальную собственность в силу закона.
Таким образом, на основании указанных выше положений закона, спорная квартира по состоянию на май 2015 года уже должна была находиться в собственности муниципального образования в силу закона. Фактически, решение Ялуторовского районного суда Тюменской области не создало новое основание для возникновения права собственности, а констатировало наличие права собственности у муниципального образования и возложило на администрацию обязанность по его надлежащему оформлению.
В собственности иных лиц в исковой период спорное жилое помещение не находилось.
То обстоятельство, что право собственности на квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием только 15.10.2019, не освобождает ответчика от несения бремени содержания имущества, в том числе, путем уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции как законные и обоснованные.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда первой инстанции не опровергают.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.11.2020 по делу N А70-10010/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10010/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКОЕ ИМУЩЕСТВО"