Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф04-1012/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А27-20090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А.
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (N 07АП-12052/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2020 по делу N А27-20090/2020 (судья Власов В.В.) по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (653000, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Коммунальная, 9, ОГРН 1154223001327, ИНН 4223077318) к станичному казачьему обществу "Спас" в составе Кемеровского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества (653047, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Обручева, 47, ОГРН 1164200050123, ИНН 4223096279) о взыскании штрафа в размере 7 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к станичному казачьему обществу
"Спас" в составе Кемеровского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества (далее - должник, общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением суда от 16.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно сделал вывод на основе ошибочного толкования пунктов 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н); общество представило дополняющие сведения, а не уточненные (исправленные).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно материалам дела, страхователем в Пенсионный фонд в установленный законом срок 14.10.2019 по почте представлены необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2019 года на 9 застрахованных лиц.
26.02.2020 страхователь представил форму СЗВМ (дополняющую) за сентябрь 2019 года на 5 застрахованных лиц.
В связи с этим Пенсионным фондом сделан вывод о недостоверности первоначально представленных сведений, составлен акт камеральной проверки от 27.02.2020 N 052S18200002608.
12.05.2020 Пенсионным фондом принято решение N 052S19200003060 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 2 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в размере 2500 руб.
16.12.2019 страхователем в Пенсионный фонд в установленный законом срок по почте представлены, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь 2019 года на 9 застрахованных лиц.
26.02.2020 страхователь представил форму СЗВМ (дополняющую) за сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо.
В связи с этим Пенсионный фондом сделан вывод о недостоверности первоначально представленных сведений, составлен акт камеральной проверки от 27.02.2020 N 052S18200002606.
12.05.2020 Пенсионным фондом принято решение N 052S19200003061 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 500 руб.
15.01.2020 страхователем представлены в Пенсионный фонд по почте, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо.
26.02.2020 страхователь представил форму СЗВМ (дополняющую) за декабрь 2019 года на 8 застрахованных лиц.
В связи с этим Пенсионным фондом сделан вывод о недостоверности первоначально представленных сведений, составлен акт камеральной проверки от 27.02.2020 N 052S18200002605.
12.05.2020 Пенсионным фондом принято решение N 052S19200003059 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 4000 руб.
Должнику были выставлены требования об уплате назначенных штрафов, которые в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафных санкций в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за сентябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в отношении ряда застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: сентябрь 2019 года - не позднее 15.10.2019, ноябрь 2019 года - не позднее 16.12.2019, декабрь 2019 года - не позднее 15.01.2020.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в установленный законом срок.
Факт представления обществом неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М, выявлен Пенсионным фондом только после направления обществом форм СЗВ-М, с типом "дополняющая", то есть страхователем самостоятельно (в том числе до момента вынесения решений Пенсионным фондом) устранены нарушения, допущенные при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за сентябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая соблюдение обществом срока представления отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, пришел к выводу о том, что общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
При этом, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходные), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права, общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2020 по делу N А27-20090/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20090/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области межрайонное
Ответчик: Станичное "Спас" в Составе Кемеровского Отдельского Казачьего Общества Сибирского Войскового Казачьего Общества