г. Пермь |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А60-47403/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Форманта-Энерго": Монтиле Н.А., паспорт, доверенность от 19.10.2020, диплом;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Форманта-Энерго",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 ноября 2020 года по делу N А60-47403/2020,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форманта-Энерго" (ИНН 6615007717, ОГРН 1026601125825)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форманта-Энерго" (далее - заявитель, ООО "Форманта-Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России) постановления по делу N 066/04/9.15-3479/2020 об административном правонарушении от 08.09.2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением арбитражного суда от 11.11.2020 (резолютивная часть объявлена 10.11.2020) требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания, административный штраф заменен на предупреждение. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество с принятым по делу судебным актом не согласилось, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, заявленные требований удовлетворить в полном объеме.
Общество настаивает на доводах об отсутствии события административного правонарушения, ссылаясь на представленные в материалы дела нотариально заверенные копии осмотра сайта заявителя, которые, по мнению апеллянта, с достоверностью подтверждают факт размещения на сайте заявителя в установленные сроки информации, предусмотренной Стандартами.
Общество полагает, что требование УФАС о наличии обязанности публиковать информацию 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Стандартами не предусмотрено, однако данным доводам суд не дал оценку.
Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" общество указывает, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для осуществления государственного контроля в форме осмотра сайта заявителя.
Приведенные в жалобе доводы поддержаны явившимся в судебное заседание представителем заявителя.
Антимонопольный орган представил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, доводы жалобы считает необоснованными.
В отзыве антимонопольный орган указывает, что судом необоснованно административный штраф заменен на предупреждение, поскольку общество привлечено к административной ответственности не впервые, о чем имеется ссылка в оспариваемом постановлении, имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении нарушителя к исполняемым обязанностям.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации органом антимонопольной службы произведен осмотр официального сайта ООО "Форманта-Энерго" по адресу: http//форманта-энерго.рф в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
По результатам осмотра сделан вывод о нарушении обществом Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 21.01.2004 N 24, а именно: на сайте не раскрыты сведения, предусмотренные абз. 3, 8 подп. "г" п. 19 Стандартов в установленные сроки и порядке.
Результаты проверки оформлены актом осмотра Интернет-сайта от 03.07.2020, по факту установленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Свердловским УФАС России вынесено постановление от 08.09.2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, "Форманта-Энерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава правонарушения. При рассмотрении вопроса о назначении наказания суд, установив, что общество является микропредприятием, ранее к административной ответственности не привлекалось, на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ посчитал возможным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав пояснения заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 N 24 (далее - Стандарты) в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8, 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике, пунктом 6 Правил N 861/1 общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает заявителя раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Согласно пункту 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.
Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию:
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости (абз. 3 пп. "г" п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абз. 1 п. 29 Стандартов);
- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения (абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально (абз. 2 п. 29 Стандартов).
Как установлено административным органом в ходе осмотра всего официального сайта общества в сети "Интернет", отсутствует информация о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости за отчетный 2019 год (абз. 3 пп. "г" п. 19 Стандартов), которая должна была быть раскрыта на официальном сайте общества до 01 марта 2020 года.
Также выявлено отсутствие информации, предусмотренной абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов, за 2 квартал 2020, которые должны быть раскрыты на официальном сайте Общества по окончании 2 квартала 2020 года, не позднее 01.07.2020.
Сведения о причинах отсутствия вышеуказанной информации на официальном сайте Общества в установленные сроки также не раскрыты.
Таким образом, имеет место бездействие относительно раскрытия в установленные сроки на официальном сайте в сети "Интернет" информации о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости (абз. 3 пп. "г" п. 19 Стандартов) за 2019 год, а также относительно раскрытия в установленные сроки на официальном сайте в сети "Интернет" информации о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения (абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов) за 2 квартал 2020 года.
Таким образом, в действиях ООО "Форманта-Энерго" имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения рассмотрены апелляционным судом и отклонены.
В соответствии с абз. 2 п. 29 Стандартов сведения по абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов сетевая организация обязана раскрывать на своем официальном сайте ежеквартально.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 192 Гражданского кодекса РФ к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода (п. 5 Стандартов).
С учетом вышеизложенных норм права, сведения, предусмотренныео абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов за 2 квартал 2020 обществом должны были быть раскрыты на своем официальном сайте по окончании 2 квартала 2020 (отчетный период), то есть не позднее 01.07.2020.
При этом информация о том, что сведения по абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов невозможно раскрыть в установленный срок, Обществом не были опубликованы.
Ссылка общества на раскрытие информации 03.07.2020 в 09 часов 46 минут не подтверждена документально, так как согласно акту осмотра интернет-сайта от 03.07.2020 антимонопольный орган производил осмотр официального сайта ООО "Форманта-Энерго" также 03.07.2020, но позднее (осмотр начат в 11 часов 20 минут, закончен в 12 часов 05 минут), предусмотренные Стандартами сведения не были опубликованы.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание в качестве доказательств нотариально заверенные копии осмотра сайта заявителя.
Апелляционным судом данные доводы рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены, поскольку представленные обществом нотариально заверенные протоколы осмотра доказательств датированы 09.09.2020, то есть после осмотра сайта антимонопольным органом (03.07.2020), а также после вынесения оспариваемого постановления.
При осмотре сайта нотариус зафиксировал состояние сайта общества на дату заверения - 09.09.2020. Протоколы осмотра сайта по состоянию на 09.09.2020 не опровергают данные, зафиксированные антимонопольным органом и отраженные в акте осмотра 03.07.2020.
Доводы подателя жалобы о том, что антимонопольный орган не вправе был осуществлять данный государственный контроль, в том числе проводить осмотр сайта ООО "Форманта-Энерго" подлежат отклонению.
Свердловское УФАС России не проводило плановой/внеплановой проверки в отношении ООО "Форманта-Энерго".
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии не относится к проверкам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ч. 6 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом же случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что заявитель имел возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В данном случае Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отклоняя доводы антимонопольного органа о том, что судом необоснованно административный штраф заменен предупреждением, поскольку общество привлечено к административной ответственности не впервые, о чем имеется ссылка в оспариваемом постановлении, а также имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении нарушителя к исполняемым обязанностям, апелляционный суд отмечает следующее.
Суд первой инстанции установил правовые основания для замены штрафа на предупреждение, так материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/) ООО "Форманта-Энерго" является микропредприятием.
Доказательств того, что ООО "Форманта-Энерго" ранее привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат. Наличие в постановлении ссылки на статью 4.6 КоАП РФ без указания на конкретное постановление о привлечении к административной ответственности не свидетельствует о повторности совершения административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года по делу N А60-47403/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форманта-Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47403/2020
Истец: ООО "ФОРМАНТА-ЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ