г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А56-15259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Жук А.Н. по доверенности от 12.12.2019
от заинтересованного лица: Дмитриева Г.С. по доверенности от 30.12.2019
от третьего лица: Григорьев С.А. по доверенности от 12.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24747/2020) товарищества собственников жилья "Охтинская аллея 16" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-15259/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Охтинская аллея 16"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
третье лицо: ООО "Коммуналсервис-Мурино"
о признании недействительным предписания от 13.02.2020 N 31
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Охтинская аллея 16" (далее - заявитель, ТСЖ "Охтинская аллея 16", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 13.02.2020 N 31.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КоммуналСервис-Мурино" (далее - ООО "КоммуналСервис-Мурино").
Решением суда от 27.08.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Охтинская аллея 16" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.08.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. Податель жалобы полагает, что Товарищество правомерно выставляло квитанции собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.Мурино, Аллея Охтинская, д.16, за оказанные жилищно-коммунальные услуги за период с 01.12.2019 по 31.01.2020, поскольку согласно решениям собственников, оформленных протоколом от 25.11.2019 N 1/2019, был выбран способ управления - управление ТСЖ "Охтинская аллея 16", которое было зарегистрировано в установленном порядке, о чем была внесена запись о создании юридического лица 11.12.2019. Податель жалобы указывает, что поскольку деятельность товарищества собственников жилья (в отличии от деятельности управляющей организации) не является лицензируемой, то на него не распространяются требования статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и товарищество собственников жилья обязано приступить к управлению многоквартирным домом со дня его государственной регистрации в качестве юридического лица.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Комитета и Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.01.2020 N 31 Комитетом в отношении Товарищества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.Мурино, Аллея Охтинская, д.16 (далее - МКД), с целью проверки фактов, изложенных в обращении Щеуловой А.И. от 10.01.2020 N гжи-08-127
В ходе проверки Комитетом установлено нарушение Обществом требований подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 N 416 (далее - Правила N 416), части 2 статьи 161, частей 3, 4, 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно: Товариществом за расчетный период с 01.12.2019 по 31.01.2020 собственникам и нанимателям жилых помещений МКД произведено начисление платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, тогда как в указанный период МКД находился в управлении лицензиата ООО "КоммуналСервис-Мурино", который до момента внесения изменений в реестр лицензий Ленинградской области в части исключения МКД из реестра лицензий Ленинградской области, является лицом, ответственным за содержание МКД и, следовательно, уполномоченным на взимание платы за содержание жилого помещения и выставление платежных документов.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.02.2020 N 31.
По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 13.02.2020 N 31, которым Товариществу предписано в срок по 11.03.2020 устранить выявленные нарушения лицензионных требований путем прекращения начисления и выставления квитанций на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений МКД; произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений МКД за период с 01.12.2019 по 31.01.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Товарищество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда первой инстанции от 27.08.2020 ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация (лицензиат), подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 162, частью 4 статьи 198 ЖК РФ управляющая организация имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Изменения в реестр лицензий, в том числе в части исключения сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного заявителем соответствующего заявления о внесении изменений в реестр в соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с частью 7 статьи 135 ЖК РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, как уже указывалось выше положения части 3 статьи 198 ЖК РФ (внесение изменений в реестр лицензий) распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В силу вышеприведенных положений основанием для прекращения управляющей организации деятельности по управлению многоквартирным домом является исключение из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией.
На основании изложенного, вопреки доводам подателя жалобы, до принятия решения об исключении многоквартирного дома из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация, товарищество собственников жилья не вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о спорном МКД, были внесены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "КоммуналСервис-Мурино", с 15.08.2017.
09.01.2020 Товарищество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в отношении спорного МКД в связи с принятием общим собранием собственников помещений МКД решений, оформленных протоколом от 25.11.2019 N 1/2019 (далее - протокол от 25.11.2019), о выборе способа управления МКД товариществом собственников жилья и создании ТСЖ "Охтинская аллея 16".
22.01.2020 в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления ТСЖ "Охтинская аллея 16" Комитетом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и документов, предоставленных ТСЖ "Охтинская аллея 16", на основании пункта 10 Порядка N938/пр, поскольку сведения об МКД внесены в реестр лицензий ООО "КоммуналСервис-Мурино".
В период рассмотрения указанного заявления ТСЖ "Охтинская аллея 16" и приложенных документов 24.01.2020 в Комитет поступило заявление ООО "Коммуналсервис-Мурино" о внесении изменений в реестр лицензий на основании решения общего собрания по выбору ООО "Коммуналсервис-Мурино" в качестве способа управления МКД, оформленного протоколом от 20.01.2020 N 1/2020 (далее - протокол от 20.01.2020).
По результатам рассмотрения заявления ООО "КоммуналСервис-Мурино" Комитетом установлено, что данное заявление с приложенными документами соответствует требованиям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр; Комитетом также не установлено предусмотренных пунктом 9 Порядка N 938/пр оснований для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола от 20.01.2020.
С учетом изложенного, Комитетом в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "б" пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления вынесено распоряжение от 27.02.2020 N 212 об отказе ТСЖ "Охтинская аллея 16" во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и возврате заявления и документов в связи с наличием в Комитете заявления и документов ООО "КоммуналСервис-Мурино" о более позднем волеизъявлении собственников (общим собранием собственников МКД, оформленным протоколом от 20.01.2020 ООО "Коммуналсервис-Мурино" выбрано в качестве управляющей компании).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Коммуналсервис-Мурино" в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ и подпунктом "а" пункта 7 Порядка N 938/пр Комитетом вынесено распоряжение от 27.02.2020 N 211 о внесении изменений в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "КоммуналСервис-Мурино", на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД от 20.01.2020.
Указанные распоряжения Комитета от 27.02.2020 не были признаны в установленном порядке недействительными, доказательства признания недействительными решений общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 20.01.2020, в материалы дела также не представлены.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО "Коммуналсервис-Мурино" является лицензиатом, следовательно, обязано соблюдать лицензионные требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которыми при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением стандарта по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ООО "Коммуналсервис-Мурино", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг, обязано при осуществлении своей деятельности по управлению МКД начислять плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а также выпускать платежные документы для собственников помещений в МКД.
Как установлено Комитетом и отражено в акте проверки от 13.02.2020 N 31, в ходе проверки административным органом было установлено, что за расчетный период с 01.12.2019 по 31.01.2020 Товарищество в отсутствие законных оснований произвело начисление платы собственникам и нанимателям жилых помещений МКД за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оказание коммунальных услуг, тогда как в указанный период спорный МКД находился в управлении лицензиата - ООО "КоммуналСервис-Мурино", который до момента внесения изменений в реестр лицензий Ленинградской области в части исключения МКД из реестра лицензий Ленинградской области, является лицом, ответственным за содержание МКД и, следовательно, уполномоченным на взимание платы за содержание жилого помещения и выставление платежных документов.
На основании изложенного следует согласиться с выводом Комитета о том, что начисление Товариществом платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оказание коммунальных услуг является неправомерным, вследствие чего оспариваемое предписание Комитета от 13.02.2020 N 31, которым Товариществу предписано в срок по 11.03.2020 прекратить начисления и выставления квитанций на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений МКД, а также произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений МКД за период с 01.12.2019 по 31.01.2020, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ТСЖ "Охтинская аллея 16" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 27.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Охтинская аллея 16" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., перечисленная платежным поручением от 12.08.2020 N 36, подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 августа 2020 года по делу N А56-15259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Охтинская аллея 16" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Охтинская аллея 16" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 12.08.2020 N 36.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15259/2020
Истец: ТСЖ "ОХТИНСКАЯ АЛЛЕЯ 16"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "КОММУНАЛСЕРВИС-МУРИНО", ООО КОММУНАЛСЕРВИС МУРИНО