г.Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-9685/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
28 января 2021 г. |
Дело N А40-33626/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Читаэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-33626/20 (17-251)
по заявлению АО "Читаэнергосбыт"
к Фонду социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Бекшаев Д.Е. по дов. от 26.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Читаэнергосбыт" (далее также - заявитель, страхователь, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ответчик, ФСС РФ, Фонд) от 22.11.2019 N 02-09-14/16-05-23329.
Решением суда от 17.09.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 26.07.2019 Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее также - региональное отделение Фонда) проведена внеплановая выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием страхователя - АО "Читаэнергосбыт"/Территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" АО "Читаэнергосбыт".
По результатам проверки региональным отделением Фонда принято решение от 02.09.2019 N 231/ПДС, которым страхователю в добровольном порядке предложено возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 185 760, 08 руб.
16.09.2019 Общество в порядке ст.26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обратилось в вышестоящий орган - ФСС РФ с жалобой на указанное решение регионального отделения Фонда.
Решением Фонда от 22.11.2019 N 02-09-14/16-05-23329 решение регионального отделения Фонда от 02.09.2019 N 231/ПДС изменено: период с 01.07.2018 по 28.02.2019 заменен на период с 06.04.2018 по 28.02.2019; сумма в размере 185 760, 08 руб. заменена на сумму в размере 251 550, 11 руб.; пункт 1 дополнен расходами за апрель 2018 г. в размере 19 350, 01 руб., за май 2018 г. в размере 23 220, 01 руб. и за июнь 2018 г. в размере 23 220, 01 руб. Страхователю в добровольном порядке предложено возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда за период с 06.04.2018 по 28.02.2019 в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений в сумме 251 550, 11 руб.
Не согласившись с данным решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения ФСС РФ, исходя из следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что страхователями являются все юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя по начислению и перечислению страховщику страховых взносов в порядке и сроки, определенные страховщиком.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (ч.1 ст.20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
База для начисления страховых взносов определяется в соответствии с п.2 ст.20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст.20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие исключительно по трудовым договорам.
На основании п.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с п.1.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно положениям ст.4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ территориальный орган Фонда вправе проводить проверку правильности начисления и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам путем проведения выездных и камеральных проверок в отношении страхователя (п.1 ч.1). Территориальный орган Фонда осуществляет контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам (п.5 ч.2).
Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В силу ч.4 ст.4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Абзацем 1 пункта 1 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2015 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее также - Положение).
Согласно абз.6 п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Республика Бурятия с 01.07.2017 участвует в реализации "пилотного проекта".
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.17 Положения контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п.16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Согласно п.16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью представленных страхователем сведений (документов) возможен только в рамках проведения проверок (как выездных, так и камеральных) посредством истребования у страхователя документов (сведений), предоставляемых, как самим страхователем в территориальный орган Фонда, так и застрахованными лицами страхователю и послуживших основанием для формирования и направления реестра сведений в территориальный орган Фонда с целью назначения и выплаты страхового обеспечения за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из бюджета Фонда.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения регионального отделения Фонда от 30.04.2019 N 231/ПДС о проведении внеплановой выездной проверки в период с 30.04.2019 по 29.05.2019 в соответствии с п.1 ст.4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и с п.1 и п.2 ст.26.16 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ региональным отделением по Республике Бурятия проведена внеплановая выездная проверка обособленного подразделения "Энергосбыт Бурятии" АО "Читаэнергосбыт" (далее также - обособленное подразделение) на предмет полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием за период с 01.07.2017 по 31.03.2019.
По результатам означенной проверки региональным отделением Фонда составлен Акт внеплановой выездной проверки от 26.07.2019 N 231/ПДС, согласно которому в соответствии с приказом обособленного подразделения "Энергосбыт Бурятии" АО "Читаэнергосбыт" от 01.07.2014 N 00000000552 Скосырский Денис Иннокентьевич принят на работу на должность начальника Баргузинского сбытового участка Центрального отделения с 01.07.2014, с ним заключен трудовой договор от 01.07.2014 N 552 (далее также - трудовой договор), место работы: отделение (центральное) по адресу: 671610, Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Баргузин, ул.Калинина, д.101, с продолжительностью рабочего времени - пятидневная 40-часовая рабочая неделя.
С учетом заявления работника от 16.03.2018 и согласно приказу страхователя от 26.03.2018 N 0000000016 Скосырскому Д.И. (отцу ребенка) на период с 06.04.2018 по 04.08.2018 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
На основании представленного страхователем 29.03.2018 в региональное отделение Фонда реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, региональным отделением Фонда застрахованному лицу Скосырскому Д.И. за период с 06.04.2018 по 28.02.2019 было назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в общей сумме 251 550, 11 руб., из которых: за период с апреля по июнь 2018 года в общей сумме 65 790, 03 руб. (с 06.04.2018 по 30.04.2018 - 19 350, 01 руб., за май - 23 220, 01 руб., за июль - 23 220, 01 руб.); за период с июля 2018 года по февраль 2019 года в общей сумме 185 760, 08 руб. (ежемесячно в размере 23 220, 01 руб.).
Согласно приказу страхователя от 04.04.2018 N 181-л, а также Дополнительному соглашению от 06.04.2018 N 7 к трудовому договору: 1) Скосырский Д.И. приступил к работе с 06.04.2018 по 04.08.2019 на условиях неполного рабочего времени на период нахождения в отпуске по уходу за третьим ребенком (Скосырский Е.Д. 02.04.2018 г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет с сохранением права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком и компенсационной выплаты; 2) Скосырскому Д.И. установлен следующий режим рабочего времени: рабочая неделя пятидневная, рабочие дни: понедельник-пятница; перерыв для отдыха и питания: 1 час - с 12.00 до 13.00; продолжительность работы: с понедельника по четверг - 7 ч., пятница - 6 ч. 45-м.; общая продолжительность рабочей недели 33 ч. 45-м.
Как следует из уведомления страхователя от 26.12.2018 N 94 (с которым Скосырский Д.И. ознакомлен и согласился лично 13.02.2019) с 01.03.2019 Скосырский Д.И. переводится на 5-часовой рабочий день в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком на период действия указанного отпуска до 04.08.2019.
Согласно Дополнительному соглашению от 27.02.2019 N 5 к трудовому договору Скосырскому Д.И. с 01.03.2019 по 04.08.2019 установлен следующий режим рабочего времени: рабочая неделя пятидневная, рабочие дни: понедельник-пятница; перерыв для отдыха и питания: 1 час - с 12.00 до 13.00; продолжительность работы: с понедельника по пятницу с 8 ч. до 14 ч.; общая продолжительность рабочей недели 25 ч.
В ходе проверки региональным отделением Фонда, в том числе сокращения работодателем (страхователем) рабочего времени работнику (застрахованному лицу) установлено, что фактическое уменьшение рабочего времени было незначительным и являлось формальным, которое не обеспечивало реальной возможности осуществления им непосредственно ухода за ребенком. Наряду с незначительным уменьшением заработной платы выплаченное региональным отделением Фонда ежемесячное пособие по уходу за ребенком не являлось ее компенсацией и приобрело характер дополнительного материального стимулирования.
Согласно предоставленным страхователем в региональное отделение Фонда табелям учета рабочего времени Скосырский Д.И. осуществлял работу на условиях неполного рабочего времени с уменьшением ежедневной работы: в период с 06.04.2018 по 28.02.2019 продолжительность рабочего времени составляла в понедельник, вторник, среду и четверг 7 ч., в пятницу - 5,75 ч., в предпраздничные дни - 6 ч. и 4,75 ч. соответственно; в период с 01.03.2019 по 04.08.2019 продолжительность рабочего времени составляла в понедельник, вторник, среду и четверг 5 ч., в предпраздничные дни - 4 ч.
Учитывая изложенное, региональное отделение Фонда пришло к выводу о том, что фактическое уменьшение рабочего времени Скосыркому Д.И. являлось незначительным и было формальным, в связи с чем не обеспечивало реальной возможности осуществления им непосредственного ухода за ребенком.
При этом незначительное уменьшение заработной платы и выплачиваемое региональным отделением Фонда ежемесячное пособие по уходу за ребенком не являлось компенсацией утраченного заработка, а приобрело характер дополнительного материального стимулирования, поскольку согласно предоставленным страхователем табелям учета рабочего времени Скосырский Д.И. осуществлял работу на условиях неполного рабочего времени с уменьшением ежедневной работы.
Таким образом, проверкой регионального отделения Фонда установлено формальное сокращение страхователем рабочего времени застрахованному лицу, в связи с чем региональное отделение Фонда понесло излишние расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Скосырскому Д.И. в сумме 185 760, 08 руб. только за период с 01.07.2018 по 28.02.2019.
По результатам проверки региональным отделением Фонда вынесено решение от 02.09.2019 N 231/ПДС, согласно которому страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы в сумме 185 760, 08 руб. за период с 01.07.2018 по 28.02.2019.
Не согласившись с означенным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.07.2020 по делу N А10-7865/19 в удовлетворении заявления АО "Читаэнергосбыт" о признании незаконным и отмене решения регионального отделения Фонда от 02.09.2019 N 231/ПДС отказано в полном объеме.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2 ст.69 АПК РФ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о незаконности решения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Скосырскому Д.И., поскольку данные обстоятельства были установлены в рамках дела N А10-7865/19, являются преюдициальными для АО "Читаэнергосбыт" и повторному доказыванию не подлежат.
Как было указано выше, не согласившись с решением регионального отделения Фонда от 02.09.2019 N 231/ПДС, Общество обратилось в ФСС РФ с жалобой (вх. N 23329 от 16.09.2019), по результатам рассмотрения которой, а также представленных региональным отделением Фонда материалов внеплановой выездной проверки Фондом принято решение от 22.11.2019 N 02-09-14/16-05-23329.
Данным решением, принятым в соответствии с п.11 ст.26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, решение регионального отделения Фонда от 02.09.2019 N 231/ПДС изменено в части: период с 01.07.2018 по 28.02.2019 заменен на период с 06.04.2018 по 28.02.2019; сумма в размере 185 760, 08 руб. заменена на сумму в размере 251 550, 11 руб.; пункт 1 дополнен расходами за апрель 2018 г. в размере 19 350, 01 руб., за май 2018 г. в размере 23 220, 01 руб. и за июнь 2018 г. в размере 23 220, 01 руб. Страхователю в добровольном порядке предложено возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда за период с 06.04.2018 по 28.02.2019 в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений в сумме 251 550, 11 руб.
Изменяя решение регионального отделения Фонда, ФСС РФ правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст.256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами (ч.1). Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (ч.2). По заявлению женщины или лиц, указанных в ч.2 ст.256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч.3).
Статьей 91 ТК РФ установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно положениям ст.93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя (ч.2). При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (ч.3).
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха, включая неполное рабочее время (в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н).
Таким образом, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации минимальные пределы неполного рабочего времени для неполной рабочей недели не установлены.
Между тем освобождение от выполнения трудовых обязанностей в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком на незначительное количество времени противоречит цели предоставления отпуска по уходу за ребенком, а именно, обеспечению заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ребенком.
За период такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно ст.ст.1.2, 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и ст.1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" целью выплаты пособия является возмещение утраченного в связи с отпуском по уходу за ребенком заработка, а при сокращении рабочего времени на незначительное количество времени заработок фактически не утрачивается, и указанное пособие является дополнительным доходом.
Незначительное сокращение рабочего времени в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка.
В данной ситуации ежемесячное пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что является злоупотреблением правом.
Данная позиция Фонда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу установления неполного рабочего дня работникам, изложенной в определениях от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/16, от 28.02.2017 N 329-О, от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-О-О и от 13.05.2014 N 983-О соответственно.
Выплата заявителю территориальным органом Фонда в рассматриваемом случае сумм пособий в связи с материнством, к числу которых относится ежемесячное пособие по уходу за ребенком, имеющее целевой характер, назначаемое и выплачиваемое застрахованному лицу до достижения ребенком возраста полутора лет за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда, теряет функцию компенсации утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
Одними из основных принципов осуществления обязательного социального страхования, согласно ст.4 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, являются эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и ответственность за их целевое использование.
Предусмотренное ч.2 ст.11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право застрахованных лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком у застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, сохраняется за ним только при соблюдении следующих условий: указанное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода; сокращение рабочего времени должно быть установлено в часах; в связи с необходимостью осуществления фактического ухода за ребенком у застрахованного лица возникает реальная утрата в заработке; пособие полностью или частично компенсирует возникшую в связи необходимостью осуществления фактического ухода за ребенком утрату в заработке застрахованного лица, следовательно, получение пособия не является неосновательным обогащением; пособие не приобретает характер дополнительного материального стимулирования, то есть застрахованное лицо, получая такое пособие, действует добросовестно.
Следовательно, нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
При таких обстоятельствах, подтвержденных документально и имеющих существенное юридическое значение, у застрахованного лица отсутствовало право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Учитывая изложенное, у Скосырского Д.И., находившегося в отпуске по уходу за ребенком с 06.04.2018 по 04.08.2019 и работавшего на условиях неполного рабочего времени в период с 06.04.2018 по 01.03.2019 (сокращение на 1 ч. с понедельника по четверг и на 1ч.15-м. в пятницу), за период с 06.04.2018 по 30.06.2018 также отсутствовало право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку незначительное сокращение времени противоречило цели предоставления отпуска по уходу за ребенком, не позволяло осуществлять фактический уход за ребенком, выплата застрахованному лицу соответствующего вида пособия за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда не являлась компенсацией утраченного заработка и носила характер дополнительного материального стимулирования, что в совокупности противоречило законодательству Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В результате проверки сокращения рабочего времени Скосырского Д.И. и рассмотрения жалобы Общества, Фондом был выявлен процент утраты заработка и излишне понесенные региональным отделением Фонда расходы в размере 251 550, 11 руб.
Данная позиция Фонда была доведена до сведения Общества и территориального органа Фонда письмом от 22.11.2019 N 02-09-14/16-05-23329, на основании которого территориальным органом Фонда в отношении заявителя вынесено уточненное требование о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда от 04.12.2019 N 231/ПДС, согласно которому Обществу предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда за период с 06.04.2018 по 28.02.2019 в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений в сумме 251 550, 11 руб.
При этом необходимо указать, что рассматривая доводы Общества, изложенные в жалобе, а также материалы внеплановой выездной проверки на предмет полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, за период с 01.07.2017 по 31.03.2019, проведенной территориальным органом Фонда, изменяя и устраняя допущенные им нарушения в решении от 02.09.2019 N 231/ПДС, Фонд действовал в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и основывался на документах, представленных страхователем в ходе проведения территориальным органом Фонда внеплановой выездной проверки.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Фонда является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы, изложенные в обоснование позиции Общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, в том числе о применении постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-33626/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33626/2020
Истец: АО "Читаэнергосбыт"
Ответчик: ФСС РФ