город Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2021 г. N Ф05-9378/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
29 января 2021 г. |
дело N А40-26106/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.01.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 10 по г. Москве, УФНС России по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-26106/20
по заявлению ООО "Эйм Алгоритическая торговля"
к 1. ИФНС России N 10 по г. Москве, 2. УФНС России по г. Москве
о признании незаконными постановления;
при участии:
от заявителя - Мисаров И.А. по доверенности от 14.11.2019;
от заинтересованных лиц - 1. Степанов М.В. по доверенности от 19.01.2021; 2. Комарова Е.В. по доверенности от 13.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2020 признаны незаконными и отменены постановления ИФНС России N 10 по г. Москве от 01.11.2019 NN 77101929413323400006, 77101929413370100006, 77101929410167800006, 77101929410761100006, решения УФНС России по г. Москве от 21.01.2020 NN 77101929413323400006, 77101929413370100006, 77101929410167800006, 77101929410761100006.
ИФНС России N 10 по г. Москве, УФНС России по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. ч. 6, 6.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках.
При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ противоречат валютному законодательству.
Частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации обязано не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представленного обществом отчета о движении средств по счету N 26117, открытый в банке "BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO Е CUSTODIA S.A." (Бразилия) и банковских документов, налоговый орган пришел к выводу о нарушении общества положений валютного законодательства, выразившегося в осуществлении зачислений денежных средств минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
На основании выявленных нарушений ИФНС России N 10 по г. Москве в отношении ООО "Эйм Алгоритическая торговля" составлены протоколы от 17.10.2019 NN 77101929413323400001, 77101929413370100001, 77101929410761100001, 77101929410167800001 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административных дел должностным лицом ИФНС России N 10 по г. Москве 01.11.2019 вынесены оспариваемые постановления о назначении обществу административных наказаний в виде штрафов.
Вместе с тем, под незаконной валютной операцией обжалуемыми постановлениями и решением налоговых органов определено зачисление заявителем на счет N 26117, открытый за пределами Российской Федерации в банке BANCO BMFBOVESPA DE SERVIQOS DE LIQUIDACAO E CUSTODIA S.A. (Бразилия), денежных средств в иностранной валюте от компании нерезидента БиЭм энд Эф ТЕРРА Си Эм (Бразилия).
Из содержания оспариваемых актов следует, что зачисление денежных средств является валютной операцией и не входит в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Налоговыми органами не доказаны событие и состав, вменяемого обществу правонарушений, поскольку выводы инспекции о том, что заявитель обязан зачислить денежные средства, минуя уполномоченную бразильскими властями финансовую организацию необоснованные.
Общество ведет экономическую деятельность в Бразилии посредством совершения операций на Фондовой бирже Сан-Паулу.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. ст. 7, 8, 11 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, данная деятельность разрешена законодательством Российской Федерации.
14.11.2017 обществом в адрес налогового органа направлено уведомление об открытии счета и далее представлены сведения о совершенных операциях.
Согласно представленным в инспекцию сведений, денежные средства с обязательного перед перечислением в Российской Федерации счета в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO Е CUSTODIA S.A. переводились заявителем непосредственно в уполномоченный банк Российской Федерации - ПАО Банк "ФК Открытие".
Претензий или указаний на неправомерность или невозможность осуществления такой деятельности со стороны налоговых органов, органов валютного контроля и валютного регулирования обществу не направлялось.
Учитывая специфику и режим работы инвестиционного счета, заявитель 29.01.2018 письменно обращался в ИФНС N 10 по г. Москве с просьбой о предоставлении разъяснений по вопросу декларирования счета N 26117 в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E CUSTODIA S.A.
ИФНС России N 10 по г. Москве обращение заявителя оставлено без ответа.
Из пояснений заявителя следует, что общество в течение двух лет осуществляет указанную деятельность и операции по переводу денежных средств в Российскую Федерацию, извещает обо всех операциях ИФНС N 10 по г. Москве, с указанных средств оплачивает налоги.
Совершая операции на Фондовой бирже в Бразилии, заявитель действовал в юрисдикции иностранного государства Бразилии, национальное законодательство которого общество обязано соблюдать, которое в свою очередь запрещает компании-нерезиденту осуществлять инвестирование в Бразилии, а также осуществлять вывод денежных средств, используя счет компании-нерезидента, открытый в кредитной организации, зарегистрированной по закону иного государства, поскольку денежные средства компании-нерезидента должны быть проведены через счет, открытый у местного депозитария, хранителя, которые уполномочены на это бразильскими властями.
Заявитель, совершая данные операции, действовал в рамках императивных требований национального законодательства Бразилии, не позволяющих действовать иным образом.
Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается представленными доказательствами в судебном заседании.
Согласно имеющейся банковской выписке по счету N 26117 в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E CUSTODIA S.A., приобщенной к материалам дела обществом, зачисления денежных средств в иностранной валюте от БиЭм энд Эф ТЕРРА Си Эм (Бразилия) происходило в иных суммах, чем указано в оспариваемых актах.
Расчет административного наказания в виде административного штрафа в размерах произведен административными органами неверно.
При отсутствии в деле первичных банковских документов, административные органы, в производстве которых находились дела об административном правонарушении, не воспользовались правом, предоставленным им ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, что привело к неправильному расчету штрафа и незаконному привлечению заявителя к ответственности.
Таким образом, выводы административных органов в обжалуемых постановлениях и решениях о том, что операции, совершенные заявителем в ходе расчетов с компанией БиЭм энд Эф ТЕРРА Си Эм являются валютными операциями, сделаны без учета положений подп. "б" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Операции, указанные в оспариваемых постановлениях и решениях не являлись приобретением у нерезидента валютных ценностей, не являлись средством платежа и не относятся к числу валютных операций в соответствии подп. "б" ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, что влечет отмену постановлений и решений налоговых органов по причине неправильной квалификации административного правонарушения.
В соответствии с п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления и решения должны быть мотивированными и содержать все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае налоговым органом не доказан в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-26106/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26106/2020
Истец: ООО "ЭЙМ АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ТОРГОВЛЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ