г. Хабаровск |
|
01 февраля 2021 г. |
А37-1791/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: не явились;
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение от 19.11.2020
по делу N А37-1791/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
о взыскании 922 872,58 руб.
УСТАНОВИЛ:
Северо-Восточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее -ответчик, общество, ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго") задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления за 2017, 2018, 2019 в сумме 922 872,58 руб., пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, начисленной за период с 02.03.2018 по 20.07.2020 в сумме 90 431,44 руб., а так же пени до фактического исполнения ответчиком обязательства по уплате заявленной задолженности.
Решением суда от 19.11.2020 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при расчете платы за размещение отхода "золошлаковая смесь от сжигания углей практически не опасная", образующегося у ответчика, подлежит применению ставка платы, установленная в соответствии с пунктом 5 раздела III постановления N 913, как для отходов V класса опасности перерабатывающей промышленности в размере 40,1 руб. за тонну, поскольку, как полагает истец, сжигание угля, которое происходит в ходе технологического процесса в связи с осуществляемой деятельностью ответчика, является термической обработкой. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании апелляционного суда не принимали. Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что общество в спорный период осуществляло деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Общество представило в управление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2017, 2018, 2019, согласно которым плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов составила 194 116,38 руб. (2017), 212 847,09 руб. (2018), 215 240,09 руб. (2019). При расчетах общество применило ставку 17,3 руб. за тонну.
По результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности внесения платы по декларациям, управлением были обнаружены ошибки в расчетах и произведены доначисления сумм платежей за НВОС.
В адрес общества письмом N 06-02-08/5002 от 25.12.2018 были направлены: требование от 25.12.2018 о представлении пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию, акт сверки расчётов сумм платы за НВОС.
Не согласившись с требованием, обществом были представлены пояснения, акт сверки подписан с разногласиями.
Письмом N 06-02-08/557 от 13.02.2019 управление направило обществу требование от 13.02.2019 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы.
Позже управление письмом N 06-02-08/2089 от 16.06.2020 вновь направило обществу требование от 01.06.2020 о представлении пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию, требование от 01.06.2020 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС за размещение отхода "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" за 2017, 2018, 2019 в размере 819 056,39 руб. и пени за несвоевременное внесение платы за период с 02.03.208 по 31.05.2020, а также акт сверки расчётов сумм платы за НВОС за период с 21.03.2017 по 01.06.2020.
Поскольку в установленный срок требование не исполнено, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В силу приведенных норм Закона N 7-ФЗ Учреждение, являясь юридическим лицом, деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов.
Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как видно из материалов дела, общество за размещение отходов в 2017, 2018, 2019 произвело расчет исходя из ставки 17,3 руб. за тонну.
Управление полагает, что при расчёте платы за размещение отхода "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" подлежит применению ставка платы как для отходов V класса опасности (практически неопасные) перерабатывающей промышленности в размере 40,1 руб. в соответствии с Постановлением N 913.
Между тем, с указанным выводом управления, апелляционный суд не соглашается в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ПАО "Магаданэнерго" является собственником объекта-энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (Магаданской ТЭЦ), расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Речная, 25, и являющегося источником выработки электрической и тепловой энергии, а также единственным источником централизованного теплоснабжения; и горячего водоснабжения жилой, социально-общественной и промышленной инфраструктуры города.
Постановлением мэрии города Магадана N 1333 от 07.04.2015 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Магадан" ПАО "Магаданэнерго" в лице филиала "Магаданская ТЭЦ" определено как единая теплоснабжающая организация, осуществляющая поставку тепловой энергии в горячей воде на территории муниципального образования "Город Магадан".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности общества в соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, которая включена в раздел D ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), который включает в себя обеспечение электрической и тепловой энергией, природным газом паром, горячей водой и т.п. через действующую инфраструктуру (сеть) распределительных линий проводов и трубопроводов; распределение электрической энергии, газа, тепла, горячей воды и т.п. в промышленных зонах или жилых зданиях; виды деятельности предприятий, которые вырабатывают электрическую и тепловую энергию или газ, управляют распределением электроэнергии или газа, поскольку указанный раздел включает в себя физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты.
При этом в примечании к разделу указано, что обрабатывающие производства включают переработку материалов для производства новой продукции, обычно это совершенно новая продукция.
Судом установлено, что в ходе технологического процесса по выработке электроэнергии, тепловой энергии и горячей воды на Магаданской ТЭЦ сжигается уголь, а не происходит его термическая обработка, уголь является топливом для работы Магаданской ТЭЦ.
При этом сжигание угля и термическая переработка (обработка) угля являются разными технологическими процессами, как и конечная продукция, получаемая в результате осуществления данных технологических процессов.
В результате сжигания угля на Магаданской ТЭЦ образуется отход "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" (код ФККО 6 11 400 02 20 5). Данный отход включён в блок 6 ФККО с наименованием "Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром".
Приказом Минприроды России N 792 от 30.09.2011 утверждён порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок N 792).
Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определённому производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка N 792).
Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Порядка N 792).
Согласно пункту 8 Порядка N 792 ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определённому производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа); химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа); агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщённые по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развёрнутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
В силу пункта 9 Порядка N 792 конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Таким образом, отход "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" (код ФККО 6 11 400 02 20 5) по принадлежности к определённому производству, технологическому процессу относится к типу отходов - отходы ТЭС, ТЭЦ, котельных (код 6 10 000 00 00 0), которые включены в блок 6 с наименованием "Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром", и образовался в процессе осуществления видов экономической деятельности, включённых в раздел D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
В соответствии с представленной в Постановлении N 913 дифференциацией отходов в зависимости от вида промышленной деятельности, отход "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" (код ФККО 6 11 400 02 20 5), включённый в блок 6 с наименованием "Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром", относится к отходам прочей промышленности.
Следовательно, применение ставки платы при размещении отхода, образовавшегося от сжигания угля: "золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная" (код ФККО 6 11 400 02 20 5), установленной в соответствии с пунктом 5 раздела III Постановления N 913 как для отхода V класса опасности (прочие) в размере 17,3 руб. за тонну является верным.
Доказательства того, что общество осуществляет какую-либо обработку угля с целью его преобразования в новый продукт, управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, оснований для применения ставки платы за размещение отходов 5 класса опасности за 1 тонну в размере 40, 1 руб. в настоящем случае не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции, сделанные в обжалуемом судебном акте, являются законным и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.11.2020 по делу N А37-1791/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1791/2020
Истец: Северо-Восточное межрегиональное управление федеральной службы по надзоры в сфере природопользования
Ответчик: ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго"