г. Воронеж |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А35-1377/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Маховой Е.В.,
Ореховой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: до перерыва: Щегловой Н.Г., представителя по доверенности N 1 от 11.01.2021, паспорт РФ, Кусковой Я.А., представителя по доверенности N 7 от 11.01.2021, паспорт РФ, после перерыва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс": до перерыва: Новикова М.А., представителя по доверенности N 307 от 11.01.2021, паспорт РФ, после перерыва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 по делу N А35-1377/2020 (судья Беседина А.Ю.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ИНН 4632063370, ОГРН 1064632034510) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) о взыскании задолженности по государственному контракту N 10 от 10.06.2019 в размере 6 072 832 руб. 37 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (далее - ООО "ГазСпецРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту N 10 от 10.06.2019 в размере 6 072 832 руб. 37 коп. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 уточненные исковые требования ООО "ГазСпецРесурс" удовлетворены. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу ООО "ГазСпецРесурс" взыскана задолженность по государственному контракту N 10 от 10.06.2019 в размере 6 072 832 руб. 37 коп. за период май - октябрь 2019 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указало на незаконность и необоснованность решения суда, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 13.01.2021 представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил отказать в ее удовлетворении по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
В судебном заседании 13.01.2021 был объявлен перерыв до 20.01.2021.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, судебная коллегия находит необходимым изменить оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Курского района Курской области от 15.02.2016 N 147 ООО "ГазСпецРесурс" определено гарантирующей организацией для централизованных систем горячего водоснабжения и теплоснабжения Клюквинского сельсовета п. Маршала Жукова Курского района Курской области.
10.06.2019 между ООО "ГазСпецРесурс" (теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) заключен государственный контракт N 10/58 (далее - контракт), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется отпускать абоненту через присоединенные тепловые сети теплоснабжающей организации тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 контракта, система теплоснабжения абонента должна быть оборудована необходимыми приборами учета, допущенными к эксплуатации в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, согласно приложению N 5 к настоящему договору.
В силу пункта 6.10 контракта, учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя и контроль за соблюдением договорных объемов осуществляется по приборам учета абонента (при их наличии) или расчетным методом по фактическому отпуску тепловой энергии и теплоносителя на основании показаний приборов учета источника теплоты пропорционально расчетным договорным нагрузкам с учетом средней фактической температуры наружного воздуха за отчетный период (при отсутствии приборов учета, их неисправности, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета).
В пункте 8.4 контракта предусмотрено, что абонент производит оплату за фактически оказанные услуги до 13 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение указанного контракта ООО "ГазСпрецРесурс" осуществляло в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поставку тепловой энергии.
31.10.2019 при внеплановом осмотре приборов учета тепловой энергии, потребляемой войсковым частями N 79 и N 66, были выявлены следующие недостатки: значения веса импульса на расходомерах подающего и обратного трубопроводов, установленных в тепловычислителях в 10 раз меньше паспортных значений для данных расходомеров. Учет массы теплоносителя идет с занижением в 10 раз от фактических показателей.
По результатам осмотра составлены акты от 31.10.2019, подписанные представителями ООО "ГазСпецРесурс". Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от подписания актов отказался, что подтверждается актами об отказе от подписи от 31.10.2019.
После вскрытия пломб, выявленные недостатки были устранены, приборы учета повторно опломбированы, о чем составлены соответствующие акты от 31 октября 2019 года, копии которых приобщены к материалам дела.
Ввиду того, что ответчиком в период с мая по октябрь 2019 года передавались показания приборов учета с заниженным импульсом и, соответственно, производилась оплата тепловой энергии в заниженных объемах, истец осуществил перерасчет стоимости поставленной на соответствующие объекты тепловой энергии. Размер задолженности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России перед по расчетам ООО "ГазСпецРесурс" за период с мая по октябрь 2019 года составил 6 072 832 руб. 37 коп.
Ссылаясь на то, что ответчиком данная задолженность в добровольном порядке оплачена не была, истец обратился в суд с уточненными исковыми требованиями.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование заявленных требований и возражений, арбитражный суд счел, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что до спорного по настоящему делу периода времени на объекте ответчика был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии.
В связи с составлением 31.10.2019 актов о выявлении недостатков узла учета тепловой энергии у потребителя по причине выявленного 31.10.2019 несоответствия работы прибора учета, объем тепловой энергии, отпущенной ответчику в спорный период, определен истцом расчетным способом на основании Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, с учетом согласованных в договоре тепловых нагрузок.
Согласно статье 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).
Возражая против заявленных истцом требований, ответчик ссылался на неверное определение истцом количества и стоимости отпущенной в период с май по сентябрь 2019 тепловой энергии, и на отсутствие оснований использования расчетного способа при наличии показаний прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции наделен не только полномочиями по оценке доказательств, но и по установлению фактических обстоятельств дела.
Исследовав обстоятельства дела по имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Количество коммунального ресурса, поставляемого по договору энергоснабжения, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет коммунального ресурса осуществляется путем его измерения прибором учета. Прибор учета устанавливается собственником вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с пунктом 75 Правил N 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Пунктами 83, 84, 92 Правил N 1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя. Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Ввиду наличия у истца сомнений в достоверности показаний прибора учета тепловой энергии, установленного в в/ч N 66 и N 79, 31.10.2019 сотрудника истца в присутствии сотрудников ответчика была организована проверка узлов учета, по результатам которой был составлен акт от 03.10.2019.
В ходе проверки было выявлено, что числовые значения веса импульса на расходометрах подающего и обратного трубопроводов тепловой сети, установленные в тепловычислителе ТМК-Н20/, в 10 раз меньше необходимых, в связи с чем учёт массы теплоносителя занижается в 10 раз.
После изменения веса импульса в соответствии с паспортными данными, 31.10.2019 были составлены акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 86 Правил при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета.
Датой выхода прибора из строя суд определил дату его установки. Однако, установка приборов в военных городках (ввод в эксплуатацию) последний раз осуществлялась в апреле 2019 года в связи с заменой преобразователей расхода ПВС. При замене приборов ТМКН 29 зав N N 3978 и 3963 производилось тестирование их работы, заявка в ОАО "ГазСпеРесурс" содержала данные тестирования и необходимую для установки документацию. Истец принял приборы учета 16.04.2019 в эксплуатацию без замечаний. На это обстоятельство ответчик обращал внимание в отзывах и пояснениях, неоднократно представляя их в суд первой инстанции, представляя документальное подтверждение.
Как следует из технической документации преобразователя расхода вихревого электромагнитного ПВС (паспорта изделия), настройки счетчика позволяли выставить значение импульса и защиту от его изменения. Тоже было отражено в письме ООО "ТехПромСервис" в адрес ООО "ГазСпецРесурс" от 03.08.2020, письме АО НПО "Логика" в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 28.08.2020, из которых следует, что вес импульса (100куб.м/импульс или 1000 куб.м/импульс) настраивается при установке вихревого преобразователя расхода вручную при программировании тепловычислителя. Неправильная настройка импульса устранима и неисправностью прибора учета не является.
Согласно общедоступной информации на сайте производителя (http://www.prompribor-kaluga.ru/), преобразователь расхода вихревой электромагнитный ВПС предназначен для преобразования расхода (объема) холодной или горячей воды, а также других жидкостей с удельной электропроводностью не менее 2Ч10-3 (См/м) в выходной импульсный электрический сигнал. Применяется для учета потребления количества жидкости в наполненных напорных трубопроводах систем водо- и теплоснабжения для технологических целей и учетно-расчетных операций в составе теплосчетчиков, счетчиков-расходомеров, а также автоматизированных систем сбора данных, контроля и регулирования технологических процессов. Величина настраиваемого импульса зависит только от Ду присоединенного трубопровода.
Из приведенного следует, что по сути, данное устройство - счетчик объема (а не массы, как отмечено в актах) поступающей воды в системе учета, при этом отдельно взятые его показания не зависят от температуры и иных характеристик и преобразуются в дальнейшем в программе тепловычислителя. При "повторной" приемке в эксплуатацию приборов учета, согласно содержанию актов от 31.10.2019, была произведена лишь настройка веса импульса и прибор был признан пригодным.
В данном случае, неправильная настройка расходометра не может быть вменена ответчику в вину. Не являясь профессиональным участником рынка теплоснабжения и не имея возможности (и права) вмешиваться в работу приборов учета, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, согласно ст.65 АПК РФ, не должно было доказывать, что не имело возможности обнаружить некорректную работу прибором учета и причины самостоятельно.
В этой связи отсутствуют основания считать работу всего прибора учета некорректной, влекущей квалификацию потребления как безучетного, т.к. истец не представил доказательств, что вес импульса повлияет на массу теплоносителя не пропорционально установленному значению, а с каким-либо коэффициентом в сторону увеличения. Судебная коллегия полагает правомерным первоначально предъявленное требование истца (до уточнения исковых требований) об определении объема потребления по приборам учета, умноженным на 10.
При отсутствии иных доказательств, удовлетворение исковых требований в объеме, определенном расчетным способом, применимом при безучетном потреблении, повлечет неосновательное обогащение истца и имущественную ответственность ответчика при отсутствии противоправных или недобросовестных действий.
Таким образом, решение суда следует изменить, удовлетворив исковые требования частично, в размере 3 282 243 руб. 14 коп.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 24 521 руб. относятся на истца и подлежат с него взысканию в доход федерального бюджета.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, однако в доход федерального бюджета с него не взыскиваются, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 по делу N А35-1377/2020 изменить.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ИНН 4632063370, ОГРН 1064632034510) задолженность по государственному контракту N 10 от 10.06.2019 в размере 3 282 243 руб. 14 коп. за период май - октябрь 2019 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ИНН 4632063370, ОГРН 1064632034510) отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ИНН 4632063370, ОГРН 1064632034510) в доход федерального бюджета 24 521 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1377/2020
Истец: ООО "ГазСпецРесурс"
Ответчик: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России