г. Владимир |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А79-13628/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А., судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.08.2020 по делу N А79-13628/2019, принятое по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (ОГРН 1052128000033, ИНН 2128700232), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (ОГРН 1032128013488, ИНН 2128051193), при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: исполняющего обязанности конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Тигулева Александра Анатольевича, акционерного общества "Управление механизации Гражданстрой" (ОГРН 1022101135286, ИНН 2128041854), о взыскании 16 216 358 руб. 21 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "Чувашская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии") о взыскании 16 216 358 руб. 21 коп. задолженности.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате электрической энергии, приобретенной в сентябре 2019 года в рамках договора от 28.11.2014 N 01/01/15-26.
Решением от 11.08.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии удовлетворил исковые требования частично. Взыскал с ООО "Коммунальные технологии" в пользу АО "Чувашская энергосбытовая компания" 15 925 844 руб. 75 коп. долга за сентябрь 2019 года, 102 217 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказал.
АО "Чувашская энергосбытовая компания", не согласившись с принятым по делу решением, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.08.2020 на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указал, что определять полезный отпуск АО "Управление механизации "Гражданстрой" по установленным сетевой организацией новым приборам учета электроэнергии некорректно, поскольку это противоречит условиям действующего договора энергоснабжения от 07.12.2015 N 36-01/667-381.
Указывает, что ответчик без участия представителей потребителя и гарантирующего поставщика оформил акт N VII-О-84 от 28.08.2019 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, однако данное право (выступать инициатором) предоставлено сетевой организации пунктом 153(1) Основных положений, а именно - при осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства потребителя.
По мнению заявителя, в настоящем случае какого-либо нового технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства потребителя не производилось.
Также заявитель указывает, что отсутствуют основания для включения в полезный отпуск ответчика объема по третьей группе разногласий населения "дом сгорел", "дом снесен".
Вместе с тем, по мнению заявителя, нельзя производить расчет потребленной электроэнергии в отношении указанных лицевых счетов вообще, в том числе по нормативу 1 человек, 1 комната, то есть объем полезного отпуска в отношении каждого подобного лицевого счета должен составлять "0" (ноль), так как акты проверки состояния учета бытовых потребителей, свидетельствуют о том, что домовладения по данным лицевым счетам отсутствуют (сгорели, снесены и прочее), как следствие, объект, который может потребить электроэнергию, отсутствует.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд оснований для отмены решения не установил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (гарантирующий поставщик) и ответчик (потребитель) заключили договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях N 01/01/15-26 от 28.11.2014, в соответствии с пунктом 2.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрической энергии в целях компенсации потерь электроэнергии в электрических сетях, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию. Перечни точек поставки электроэнергии определены сторонами в приложениях к договору.
Пунктом 3.2.2 договора предусмотрено, что потребитель ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за расчетным периодом, обязан представлять Гарантирующему поставщику ведомость об объемах электроэнергии, поставленной потребителям (покупателям) Гарантирующего поставщика за расчетный период, Акт приема-передачи электроэнергии из электрической сети смежных сетевых организаций в электрическую сеть Потребителя, Акт приема-передачи электроэнергии в сети смежных сетевых организаций.
Объем электроэнергии, приобретаемой Потребителем в целях компенсации потерь в сетях, определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть Потребителя из сетей смежных сетевых организаций, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей (покупателей) Гарантирующего поставщика, присоединенными к сетям Потребителя, а также переданной другим сетевым организациям (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 5.5 договора потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика, внесения денежных средств в кассу гарантирующего поставщика (для последующего зачисления на расчетный счет гарантирующего поставщика), либо по согласованию с гарантирующим поставщиком иными способами, предусмотренными действующими законодательством, с указанием в платежных документах назначение платежа "Оплата по Договору купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях N ________ от "___" _______ месяц 20__ г. за ________месяц 20__г.", в следующем порядке:
а) в период с 1 до 10 числа текущего расчетного периода потребитель производит платеж в размере 30 процентов стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
б) в период с 11 до 25 числа текущего расчетного периода потребитель производит платеж в размере 40 процентов стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
в) в срок до 18 числа включительно месяца, следующего за расчетным, потребитель производит оплату стоимости объема покупки электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии в течение этого месяца.
Из пункта 7.1 (в редакции протокола разногласий от 19.12.2014) договора следует, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2015. В случае если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора, договор считается продленным на один год на тех же условиях.
Во исполнение условий договора истцом ответчику в сентябре 2019 года поставлена электрическая энергия в целях компенсации потерь в сетях, что подтверждается актом от 30.09.2019 N 3659, на оплату потерь в объеме 4 952 426 кВтч выставлен счет-фактура от 30.09.2019 N 2928 на сумму 16 216 358 руб. 21 коп.
Акт подписан со стороны сетевой организации с протоколом разногласий, в котором потери определены в объеме 4 870 804 кВтч на сумму 15 947 419 руб. 92 коп.
Ответчик оплату потребленной электрической энергии не произвел.
Претензионное письмо истца от 21.10.2019 N 18/01-3161 с предложением погасить указанную задолженность оставлено ответчиком без удовлетворения.
Поскольку ответчик обязательства по оплате принятой в целях компенсации потерь в сетях электрической энергии не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Не допускаются односторонний отказ от исполнения обязательства или его изменение.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии в рассматриваемые периоды, регулировались Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 4 Основных положений N 442 сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
В силу пункта 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями.
На основании пунктов 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации; сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Ответчик является сетевой организацией, с использованием объектов электросетевого хозяйства которого осуществляется передача электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика, в связи с чем на ответчика возложена обязанность оплаты фактических потерь электрической энергии.
Разногласия сторон при определении объема потерь электроэнергии в сетях возникли вследствие несогласия сетевой организацией с определением истцом объема "полезного отпуска" в отношении потребителя - акционерного общества "Управление механизации Гражданстрой" в объеме 71 525 кВтч, а также потребителей - физических лиц по четырем группам разногласий в размере 16 645 кВтч.
1. в отношении потребителя - акционерного общества "Управление механизации Гражданстрой", по которому гарантирующий поставщик расчет электроэнергии произвел по показаниям приборов учета, поименованных в договоре с потребителем, а сетевая организация - по показаниям прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителем (42 738 кВтч).
Судом установлено, что 07.12.2015 АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ОАО "УМ Гражданстрой" заключен договор энергоснабжения N 36-01/667-381, точкой поставки согласно приложению N 1 которого выступает объект, расположенный по адресу: г.Чебоксары, ул.Пристанционная, 7.
Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении вышеуказанной точки поставки потребителя определена паспортом N 381 электрической установки по состоянию на 01.02.1979 - кабельные наконечники РУ-6 кВ РП-17 (яч.14).
Расчетными приборами учета в приложении N 1 к договору указаны приборы учета N7200229911 и N7200228529, установленные не на границе раздела балансовой принадлежности, а во ВРУ 0,4 кВ.
Величина потерь в связи с установкой приборов учета не на границе раздела балансовой принадлежности определена в приложении N 1 к договору в размере 5,1 % в трансформаторе и в размере 1% в линиях электропередачи (ЛЭП).
Потребителем в адрес гарантирующего поставщика для произведения расчетов за спорный период переданы показания приборов учета N 7200228529 и N 7200229911, из которых гарантирующим поставщиком рассчитан полезный отпуск в объеме 67 171 кВтч, с учетом предусмотренных договором коэффициентов потерь 5,1 % в трансформаторе и 1% в ЛЭП.
Сетевой организацией установлен прибор учета СЭТ-4ТМ.02-М зав. номер 821120520 на границе балансовой принадлежности потребителя ОАО "УМ "Гражданстрой" в распределительном устройстве РП-17 яч. 14 РУ-6кВ, составлен акт N VII-0-84 от 28.08.2019 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии. Объем полезного отпуска по данному потребителю в сентябре 2019 года определен ответчиком в размере 138 696 кВтч.
По мнению истца, ответчик незаконно оформил акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 28.08.2019 N VII-0-84, однако такое право (выступать инициатором) предоставлено сетевой организации исключительно пунктом 153(1) Основных положений, а именно при осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства потребителя.
Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. В случае если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), то объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Согласно общему правилу, установленному в абзаце 1 пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников вышеуказанных объектов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения приборами учета объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации в точках их присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, если иное не установлено соглашением между такими сетевыми организациями, возлагается на ту сетевую организацию, центры питания которой в данной точке присоединения имеют более низкий класс напряжения, а при равенстве классов напряжения центров питания в точке присоединения - на сетевую организацию, в объекты электросетевого хозяйства которой за год до планируемой даты установки приборов учета преимущественно осуществлялся переток электрической энергии. Установка приборов учета может осуществляться как в процессе технологического присоединения, так и в ходе договорных отношений по снабжению электрической энергией.
Пунктом 136 Основных положений N 442 установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе, включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета - путем применения расчетных способов.
В силу пункта 185 Основных положений N 442 на основании определенных объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 150 Основных положений N 442 предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
После завершения технических мероприятий по установке расчетного прибора учета на границе балансовой принадлежности для совместного оформления акта допуска в эксплуатацию прибора учета потребителя сетевая организация направила письма в АО "УМ Гражданстрой" от 21.08.2019 N 19/3-25/976 и в АО "ЧЭСК" от 21.08.2019 N 19/3-25/977.
Представители АО "УМ Гражданстрой" и АО "ЧЭСК" для оформления акта допуска в назначенное время 28.08.2019 не явились.
Сетевая организация 28.08.2019 самостоятельно составила акт допуска и письмом от 02.09.2019 N 19/3-25/1061 направила в адрес АО ЧЭСК, письмом от 06.09.2019 N 19/3-25/1074 в адрес АО "УМ Гражданстрой".
Согласно пункту 154 Основных положений N 442 лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Какие-либо действия со стороны гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 154 Основных положений N 442 не предприняты, нарушения при допуске прибора учета в эксплуатацию не выявлены.
С учетом изложенного суд приходит к правомерному выводу, что установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя соответствует положениям статьи 144, 186 Основных положений N 442, поведение ответчика расценивается как добросовестное и не нарушающее прав и законных интересов участников правоотношений.
Установка прибора учета в отсутствие изменения технологического присоединения и инициативы потребителя не является основанием для неприменения показаний прибора учета, установленного для определения фактических потерь.
С учетом изложенного по данному разногласию суд обоснованно принял позицию ответчика.
2. По потребителям - физическим лицам.
По первой группе разногласий с пояснениями: "Акт контрольной проверки от 18.07.2018", "кп", "обход", ""кп - подключен" (контрольная проверка), "11.12.18-кп, самовольное подключение" "22.11.17- возобновление" (акт о возобновлении подачи электроэнергии), "06.11.18-недопуск", "не живут" и другим подобным объем полезного отпуска потребителей, неучтенный гарантирующим поставщиком, составляет 11 766 кВтч (11 766 кВтч * 2,74577 + НДС 20 % = 38 768 руб. 08 коп.).
В данную группу разногласий входят потребители, по которым в разные периоды времени работниками сетевой организации были осуществлены контрольные проверки, обходы со снятием показаний приборов учета в случае допуска к нему и установлено подключение к линии электропередачи (отсутствие отключения от линии электропередачи).
Вторая группа разногласий с пояснениями: "уведомление о ликвидации л/с не направлялось за спорный период" составляет в объеме 3 078 кВтч (3078 кВтч * 2,74577 + НДС 20 % = 10 141 руб. 78 коп.).
Третья группа разногласий с пояснениями: "кп - дом сгорел", "кп - дом снесен" и т.п. составляет в сумме 752 кВтч (752 кВтч * 2,74577 + НДС 20 % = 2477 руб. 78 коп.).
Четвертая группа разногласий с пояснениями: "замена" составляет в сумме 1049 кВтч (1049 кВтч * 2,74577 + НДС 20 % = 3456 руб. 38 коп.). В данную группу разногласий входят потребители, по которым в разные периоды времени работниками ООО "Коммунальные технологии" был осуществлен допуск приборов учета электроэнергии после замены с оформлением соответствующего акта.
С учетом мнения представителей сторон относительно каждого спорного эпизода в разрезе отдельных лицевых счетов потребителей, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с третьим абзацем пункта 162 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива (четвертый абзац пункта 162 Основных положений N 442).
Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета.
По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре (пятый абзац пункта 162 Основных положений N 442).
В силу пункта 184 раздела X Основных положений N 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Основные положения N 442 относительно порядка определения объема полезного отпуска электрической энергии гражданам-потребителям содержат прямое указание о применимости к этим отношениям положений жилищного законодательства.
Названный порядок определения объема потребленного коммунального ресурса является императивным и подлежит применению в отношениях сетевой организации и гарантирующего поставщика при определении объема фактического отпуска электрической энергии из сетей сетевой организации в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9797/11).
В силу пункта 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Пунктом 49 Правил N 354 предусмотрено, что, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель к плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 N 215 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах.
В частности, согласно приложению N 1 норматив потребления электроэнергии на 1 чел., проживающего в доме, в котором одна комната -составляет 74 кВтч в месяц, норматив потребления на 1 чел. - проживающего в доме, в котором две комнаты - составляет 96 кВтч в месяц.
Подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 предусмотрено право исполнителя коммунальной услуги ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В силу пункта 114 Правил N 354 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае по второй группе разногласий именно истец является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
В силу положений пункта 79, 126 Основных положений N 442 расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.
Расчеты между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией по оплате услуг по передаче электроэнергии, по оплате стоимости компенсации потерь напрямую связаны с определением объема электроэнергии, поставленной до потребителя.
Сетевая организация воспользовалась предусмотренными правами и предложило свой вариант ведомости полезного отпуска за конкретный расчетный период.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства (обходные листы, акты съема показаний прибора учета) суд сделал правомерный вывод о том, что предложенный сетевой организацией вариант объема полезного отпуска не превышает фактический объем полезного отпуска по спорным потребителям.
В отсутствие между сторонами согласия относительно определения объемов потерь электроэнергии в сетях, а равно объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии в долгосрочной перспективе (согласование объемов за несколько расчетных периодов) размер обязательств сторон подлежит определению исходя из фактических показателей за конкретный расчетный период.
Истец не лишен возможности скорректировать обязательства сетевой компании за последующие расчетные периоды в случае обнаружения технической ошибки при определении объемов потерь электроэнергии в сетях.
Из представленных в материалы дела доказательств также следует, что в отношении ряда потребителей был зафиксирован факт отсутствия технологического присоединения домовладений (акты закрытия лицевого счета, справки органа местного самоуправления).
Проведение контрольных проверок регламентировано пунктами 171, 172 Основных положений N 442.
Так, пунктом 171 Основных положений N 442 установлено, что результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.
Пунктом 172 Основных положений N 442 установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
В связи с отсутствием в реестре данных об объеме потребления электрической энергии и отсутствием уведомлений о расторжении договоров потребления электроэнергии в соответствии с положениями пунктов 125, 126 Постановления N 442, сетевой организацией правомерно произведен расчет объема потребления электроэнергии по спорным потребителям на основании абзаца 5 пункта 162 Основных положений N 442 и в соответствии с пунктом 60 Правил N 354, исходя из нормативов потребления после истечения предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
Из объема потерь электроэнергии за сентябрь 2019 года подлежит исключению объем в 88 170 кВтч (71 525 + 11 766 кВтч + 3 078 кВтч + 752 кВтч + 1 049) на сумму 290 513 руб. 46 коп.
С учетом разрешенных судом разногласий, объем потерь, неоплаченный сетевой организацией за сентябрь 2019 года составляет 4 864 256 кВтч на сумму 15 925 844 руб. 75 коп.
Доказательства оплаты долга в сумме 15 925 844 руб. 75 коп. ответчиком в материалы дела не представлены.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии в сети Интернет по адресу: www.chuvashia.arbitr.ru (картотека арбитражных дел), определением от 28.08.2015 по делу N А79-7646/2015 к производству Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии принято заявление общества с ограниченной ответственностью "Нетоника" о признании ООО "Коммунальные технологии" несостоятельным (банкротом); определением от 29.10.2015 по делу N А79-7646/2015 к производству суда принято заявление ООО "Газпром Межрегионгаз Чебоксары" о вступлении в дело о банкротстве ООО "Коммунальные технологии".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.06.2018 (резолютивная часть определения объявлена 22.06.2018) по делу N А79-7646/2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" введена процедура банкротства наблюдение.
Временным управляющим ООО "Коммунальные технологии" утвержден Митюнин Владимир Яковлевич.
В силу пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 от N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - постановление N 63) в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга (за исключением выкупного)), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве (пункт 2 постановления N 63).
При таких обстоятельствах заявленное истцом требование о взыскании задолженности за сентябрь 2019 года является текущим.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно счел обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению требование истца о взыскании долга в сумме 15 925 844 руб. 75 коп.
Всем обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 по делу N А79-13628/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13628/2019
Истец: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Коммунальные технологии"
Третье лицо: АО "Управление механизации Гражданстрой", ООО к/у "Коммунальные технологии" Митюнин Владимир Яковлевич, ООО Конкурсный управляющий "Коммунальные технологии" Тигулев Александр Анатольевич