г. Киров |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А82-9920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Рыбинскгазсервис" - Ломтевой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Рыбинскгазсервис"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.10.2020
по делу N А82-9920/2020,
по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинскгазсервис" (ИНН: 7610017671, ОГРН: 1027601123857)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Завалишиной Людмилы Владимировны,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Рыбинскгазсервис" (далее - заявитель, ОАО "Рыбинскгазсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 04.06.2020 N 076/04/9.21-350/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Завалишина Людмила Владимировна (далее - третье лицо, Завалишина Л.В.).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Рыбинскгазсервис" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что из содержания писем, направленных третьим лицом в адрес ОАО "Рыбинскгазсервис", не следует, что Завалишина Л.В. обращается в адрес исполнителя с просьбой о заключении договора на проведение работ по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ ее земельного участка, а также просит сообщить размер платы за такое подключение (технологическое присоединение). Как отмечает заявитель по делу, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), не устанавливают для исполнителя обязанности заключать договор об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка третьего лица.
Непредставление Завалишиной Л.В. расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ ее земельного участка Общество обосновывает следующими причинами. Так, размер стандартизированной тарифной ставки, на основании которой ОАО "Рыбинскгазсервис" определяет размер платы за подключение в рамках границ земельного участка заявителя, для нежилых помещений уполномоченным органом установлен не был. Общество также полагает, что обязанность направления расчета размера платы за подключение наступает у исполнителя лишь при наличии у обеих сторон намерения заключить договор на проведение работ в границах земельного участка заявителя. Отсутствие у третьего лица информации о соответствующем размере платы за подключение не препятствовало исполнению Завалишиной Л.В. взятых на себя обязательств по подготовке системы газопотребления в пределах границ земельного участка.
В случае признания доказанным наличия в деянии ОАО "Рыбинскгазсервис" состава административного правонарушения, податель апелляционной жалобы просит признать совершенное правонарушение малозначительным и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и общественно-опасных последствий.
Ответчик и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, просят в удовлетворении жалобы отказать. Третье лицо также выражает несогласие с размером административного штрафа, назначенного Обществу оспариваемым постановлением, просит его увеличить.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, состоявшееся 22.12.2020 без участия представителей лиц, участвующих в деле, на основании статьи 158 АПК РФ было отложено до 14 часов 30 минут 26.01.2021.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 26.01.2021 представитель заявителя поддержал занятую по делу позицию. Ответчик и третье лицо явку в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам рассмотрения заявления Завалишиной Л.В. (вх. N 7405 от 08.08.2019) о неправомерных действиях ОАО "Рыбинскгазсервис", выразившихся в нарушении установленного порядка подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, 08.10.2019 Управлением на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение N 7872/07-08 (том 1 л.д. 101-102, том 2 л.д. 8-9).
Решением Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2020 (исх. N 09/22976/20 от 23.03.2020) определение от 08.10.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Рыбинскгазсервис" отменено, заявление Завалишиной Л.В. направлено на новое рассмотрение (том 2 л.д. 10-12).
При рассмотрении обращения антимонопольным органом установлено, что 10.09.2018 Завалишина Л.В. обратилась в ОАО "Рыбинскгазсервис" с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства - нежилого здания, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, Шекснинское шоссе, 13а, планируемый максимальный расход газа 5 м3/ч (далее - объект капитального строительства) (том 1 л.д. 115).
Обществом выданы технические условия N 477 от 13.09.2018; между ОАО "Рыбинскгазсервис" (исполнитель) и Завалишиной Л.В. (заявитель) заключен договор от 20.09.2018 N 368/404-2018 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор от 20.09.2018) (том 1 л.д. 121-124).
В пункте 3 договора от 20.09.2018 установлен срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа, который составляет 9 месяцев со дня заключения договора (то есть до 20.06.2019).
05.06.2019 завершено строительство газопровода-ввода до границы земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, Шекснинское шоссе, 13а, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения от указанной даты (том 1 л.д. 146).
В письме от 14.05.2019 N 1296/2 ОАО "Рыбинскгазсервис" сообщило Завалишиной Л.В., что в соответствии с условиями договора от 20.09.2018 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства истекает 20.06.2019, указало на необходимость выполнения мероприятий по подключению в границах земельного участка третьего лица до указанной даты, а также уведомило о возможности направления заявления о переносе срока подключения объекта в целях соблюдения условий договора (том 1 л.д. 150).
В запросе, направленном в адрес Общества (вх. N 2643 от 22.05.2019), Завалишина Л.В. просила указать причины отсутствия выполненного проекта строительства газопровода к принадлежащему ей зданию, а также сообщить какое количество времени в дальнейшем потребуется для его изготовления (том 1 л.д. 152).
В ответ на запрос ОАО "Рыбинскгазсервис" в письме от 23.05.2019 N 1832/2 отразило, что письменных заявлений на выполнение работ по проектированию сети газопотребления в границах земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, Шекснинское шоссе, 13а, равно как и проекта сети газопотребления сторонней организации в целях согласования его на соответствие выданным техническим условиям, в Общество не поступало (том 1 л.д. 153).
27.05.2019 в адрес ОАО "Рыбинскгазсервис" поступило заявление вх. N 2715, в котором, ссылаясь на неисполнение сотрудником Общества обязательств по изготовлению проекта газоснабжения, Завалишина Л.В. просила продлить срок осуществления мероприятий по подключению в рамках договора от 20.09.2018 до изготовления обозначенного проекта, рассчитывая, что такой проект будет изготовлен Обществом (том 1 л.д. 154). В заявлении вх. N 2716 от 27.05.2019 Завалишина Л.В. обратилась к Обществу с просьбой о проведении служебного расследования для выяснения причин отказа сотрудника ОАО "Рыбинскгазсервис" выполнить проект газоснабжения в пределах границ ее земельного участка, а также о назначении ответственного проектировщика для изготовления проекта и о проведении исполнителем всего комплекса строительных и пусконаладочных работ, гарантировав соответствующую оплату (том 1 л.д. 155-156).
Письмом от 18.06.2019 N 2360/2 Общество указало, что по причине загруженности, связанной с выполнением проектов систем газоснабжения до границ земельных участков заявителей в рамках действующих договоров о подключении, выполнение проектных работ в границах земельного участка Завалишиной Л.В. не представляется возможным. В целях выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка исполнитель предложил заявителю обратиться в специализированную проектную организацию (том 1 л.д. 159).
18.06.2019 письмом N 2361/12 ОАО "Рыбинскгазсервис" направило для подписания Завалишиной Л.В. подписанный со стороны исполнителя проект дополнительного соглашения к договору от 20.09.2018 в двух экземплярах. В соответствии с указанным дополнительным соглашением срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, исчисленный с учетом его продления, составил один год один месяц и пятнадцать дней со дня заключения договора от 20.09.2018 (том 1 л.д. 160-161).
Завалишина Л.В. направила в адрес Общества протокол разногласий от 25.06.2019 к проекту дополнительного соглашения (вх. N 4038 от 27.06.2019), указав на нарушения, допущенные сотрудниками ОАО "Рыбинскгазсервис" (том 1 л.д. 164). Дополнительное соглашение к договору от 20.09.2018 Завалишина Л.В. не подписала по причинам, изложенным в протоколе разногласий.
В письме от 03.07.2019 N 2499/1 Общество сообщило Завалишиной Л.В., что по результатам проведенной внутренней проверки, факты, изложенные заявителем, не нашли своего подтверждения. Исполнитель акцентировал внимание, что работы и услуги, предоставляемые ОАО "Рыбинскгазсервис", выполняются только на основании письменных заявлений граждан установленного образца с приложением документов, необходимых для выполнения соответствующих работ и предоставления услуг, устные договоренности основанием для заключения договора и выполнения работ не являются. От руководства Общества каких-либо указаний о выполнении проектных работ в границах земельного участка заявителя не поступало ввиду отсутствия заявлений на выполнение указанных работ. В дополнение исполнитель информировал заявителя о необходимости выполнения со стороны Завалишиной Л.В. обязательств по строительству системы газопотребления в границах земельного участка в соответствии с договором от 20.09.2018 (том 2 л.д. 23).
15.07.2019 в адрес Общества поступило заявление (вх. N 4706), в котором Завалишина Л.В. вновь обратилась в адрес исполнителя с просьбой о выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка, о включении в очередь на выполнение соответствующих работ с продлением срока договора от 20.09.2018 до окончания проведения работ в границах земельного участка (том 1 л.д. 165).
В письме от 17.07.2019 N 2626/1 ОАО "Рыбинскгазсервис" указало на исполнение со своей стороны обязательств по договору от 20.09.2018 в пределах установленного срока. Общество отразило, что по состоянию на 17.07.2019 подписанный со стороны заявителя экземпляр дополнительного соглашения к договору от 20.09.2018 не поступал, в связи с чем договор N 368/404-2018 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения считается прекратившим свое действие по причине истечения срока с 21.06.2019. Помимо изложенного, ОАО "Рыбинскгазсервис" повторно сообщило об отсутствии у исполнителя возможности выполнения работ по проектированию и строительству сети газопотребления в пределах границ земельного участка заявителя, отметив, что такие работы могли быть выполнены с привлечением любой проектной и подрядной организации (том 1 л.д. 166).
21.02.2020 Завалишина Л.В. вновь обратилась в ОАО "Рыбинскгазсервис" с заявлением (вх. N 1224 от 02.03.2020) о заключении договора на выполнение проектных, строительных и пусконаладочных работ в границах принадлежащего ей земельного участка, а также о разъяснении стоимости газификации объекта капитального строительства (том 2 л.д. 30).
Письмом от 05.03.2020 N 729/1 Общество сообщило об отсутствии в настоящий момент возможности предоставления услуг по проектированию и строительству сети газопотребления в границах земельного участка Завалишиной Л.В. по причине загруженности проектного отдела, отразило, что стоимость работ по договору от 20.09.2018 N 368/404-2018, установленная департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по льготной категории с учетом использования объекта для предпринимательской деятельности, составляет 62 210 рублей 56 копеек (том 2 л.д. 31).
В письме от 18.03.2020 N 860/1 ОАО "Рыбинскгазсервис" дополнительно проинформировало Завалишину Л.В. о том, что размер платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка Общество определяет на основании размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, то есть департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (том 2 л.д. 28).
На 2019 и 2020 годы для Общества стандартизированные ставки на проектирование сети газопотребления внутри границ земельного участка установлены только для индивидуальных жилых домов.
Размер стандартизированной ставки на проектирование сети газопотребления внутри границ земельного участка на 2020 год для индивидуального жилого дома с установкой регулятора давления газа составляет 10809 рублей 44 копейки без НДС за одно присоединение, для индивидуального жилого дома без установки регулятора давления газа - 8013 рублей 50 копеек без НДС за одно присоединение.
При этом Общество обратило внимание третьего лица на то, что дифференциация ставок в зависимости от целей использования газа (для коммунально-бытовых нужд или иных нужд) на 2020 год не производилась, указало, что на основании поданного Завалишиной Л.В. заявления подготовило обращение в департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в целях установления размера стандартизированной ставки на проектирование сети газопотребления внутри границ земельного участка заявителя при использовании газа для коммунально-бытовых нужд. ОАО "Рыбинскгазсервис" сообщило, что после установления размера данной стандартизированной ставки в адрес Завалишиной Л.В. незамедлительно будет направлен расчет размера платы за проектирование сети газопотребления в границах принадлежащего ей земельного участка.
02.04.2020 Общество обратилось в департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с просьбой дифференцировать стандартизированную тарифную ставку на проектирование сети газопотребления внутри границ земельного участка, установив размер стандартизированной тарифной ставки для коммунально-бытовых и иных нужд (том 2 л.д. 32).
Таким образом, Завалишина Л.В., реализуя право, предоставленное ей пунктом 88 Правил N 1314, неоднократно в письменной форме обращалась в ОАО "Рыбинскгазсервис" с просьбами заключить договор на выполнение работ по проектированию и строительству сети газопотребления в границах принадлежащего ей земельного участка. На данные обращения Обществом были направлены ответы, содержащие указание на отсутствие возможности заключить договор на выполнение соответствующих работ. Тем не менее, ни в одном из писем от 18.06.2019 N 2360/2, от 17.07.2019 N 2626/1, от 05.03.2020 N 729/1 ОАО "Рыбинскгазсервис" не представило третьему лицу расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ ее земельного участка и не указало на невозможность его предоставления по причине того, что стандартизированные тарифные ставки на проектирование сети газопотребления внутри земельного участка для нежилых помещений уполномоченным органом не установлены.
Исследовав изложенные обстоятельства, Управление пришло к выводу о нарушении ОАО "Рыбинскгазсервис" установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, выразившемся в непредставлении по письменным обращениям Завалишиной Л.В. (вх. N 2716 от 27.05.2019, вх. N 4706 от 15.07.2019, вх. N 1224 от 02.03.2020) расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя (ответы от 18.06.2019 N 2360/2, от 17.07.2019 N 2626/1, от 05.03.2020 N 729/1).
24.04.2020 Управление возбудило дело N 076/04/9.21-350/2020 об административном правонарушении, о чем вынесло соответствующее определение.
07.05.2020 по результатам рассмотрения материалов антимонопольным органом составлен протокол по делу N 076/04/9.21-350/2020 об административном правонарушении, которым деяние ОАО "Рыбинскгазсервис" квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Указание на дату, время и место составления протокола по делу об административном правонарушении содержится в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.04.2020. О совершении соответствующего процессуального действия лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом, представило ходатайство от 07.05.2020 N 1381/1 о составлении протокола в отсутствие представителя (том 1 л.д. 92, 94-99).
Определением от 07.05.2020 рассмотрение дела в отношении ОАО "Рыбинскгазсервис" назначено на 20.05.2020 в 14 часов 30 минут.
Определением от 20.05.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено и назначено к рассмотрению на 04.06.2020 в 15 часов 00 минут.
04.06.2020 должностное лицо УФАС, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло в отношении "Рыбинскгазсервис" постановление по делу N 076/04/9.21-350/2020 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей. О дате, времени и месте совершения соответствующего процессуального действия Общество извещено надлежащим образом, представитель ОАО "Рыбинскгазсервис", действующий на основании доверенности от 09.01.2020 N 10, принимал участие в рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии Общества всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами N 1314.
Несоблюдение Правил N 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу абзаца первого пункта 88 Правил N 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных в Правилах N 1314.
Заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзац 2 пункта 88 Правил N 1314).
Как следует из материалов дела, направляя ответы от 18.06.2019 N 2360/2, от 17.07.2019 N 2626/1, от 05.03.2020 N 729/1 на письменные обращения вх. N 2716 от 27.05.2019, вх. N 4706 от 15.07.2019, вх. N 1224 от 02.03.2020, ОАО "Рыбинскгазсервис" не представило Завалишиной Л.В. расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка, на невозможность направления соответствующего расчета ввиду отсутствия установленных департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области стандартизированных тарифных ставок на проектирование сети газопотребления внутри земельного участка для нежилых помещений, Общество в письмах от 18.06.2019 N 2360/2, от 17.07.2019 N 2626/1, от 05.03.2020 N 729/1 не указало.
Не отрицая факт непредставления соответствующего расчета размера платы, ОАО "Рыбинскгазсервис" в апелляционной жалобе ссылается на причины, обосновывающие, по его мнению, соблюдение Обществом нормативно установленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, обязанность направления расчета размера платы за подключение наступает у исполнителя лишь при наличии у обеих сторон намерения заключить договор на проведение работ по подключению (технологическому присоединению) в границах земельного участка заявителя.
Между тем, из содержания абзаца 2 пункта 88 Правил N 1314 не усматривается вариативности поведения исполнителя в случае получения обращения заявителя об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего заявителю земельного участка. Положение, закрепленное в абзаце 2 пункта 88 Правил N 1314, носит императивный характер и обязывает исполнителя в десятидневный срок с момента получения соответствующего обращения направить заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ его земельного участка, исполнение обязанности по представлению расчета не поставлено в зависимость от наличия у исполнителя возможности выполнить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в рамках границ земельного участка. В связи с чем довод Общества о том, что Правила N 1314 не устанавливают для исполнителя обязанности заключать договор об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка третьего лица также подлежит отклонению, поскольку не исключает необходимость осуществления предусмотренных абзацем вторым пункта 88 Правил N 1314 действий по представлению расчета.
Относительно указания Общества на отсутствие для нежилых помещений установленного размера стандартизированной тарифной ставки, на основании которой исполнитель определяет размер платы за подключение в рамках границ земельного участка заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
При наличии указанных обстоятельств ОАО "Рыбинскгазсервис" не было лишено возможности при получении от Завалишиной Л.В. обращений информировать ее о том, что размер стандартизированной тарифной ставки применительно к нежилым помещениям для ОАО "Рыбинскгазсервис" в данный момент не установлен.
Лишь 18.03.2020 после получения многочисленных обращений третьего лица Общество в письме N 860/1 отразило, что дифференциация ставок в зависимости от целей использования газа (для коммунально-бытовых нужд или иных нужд) на 2020 год не производилась, а также информировало Завалишину Л.В. о подготовке со своей стороны обращения в уполномоченный орган в целях установления размера стандартизированной ставки на проектирование сети газопотребления внутри границ земельного участка заявителя, отметив, что после установления размера данной ставки незамедлительно направит расчет размера платы за проектирование сети газопотребления в границах земельного участка в адрес третьего лица.
При этом, как обоснованно указано в обжалуемом решении суда первой инстанции, роль Общества при осуществлении возложенной на него обязанности по подключению (технологическому присоединению) объекта потребителя предполагает активное поведение не только в рамках отношений с обратившимся к нему лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами. Каких-либо препятствий для обращения в департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области после получения письменного обращения Завалишиной Л.В. вх. N 2716 от 27.05.2019 и отражения соответствующей информации в письме от 18.06.2019 N 2360/2 у Общества не имелось, обратного из материалов дела не следует.
Довод заявителя жалобы о том, что отсутствие у Завалишиной Л.В. сведений о размере платы за подключение в пределах границ земельного участка не препятствовало исполнению ей взятых на себя обязательств по подготовке системы газопотребления, не свидетельствует о возможности Общества пренебрегать нормативно установленными требованиями и не освобождает газораспределительную организацию от своевременного и в полном объеме исполнения обязанности, установленной абзацем 2 пункта 88 Правил N 1314.
Аргумент ОАО "Рыбинскгазсервис" о том, что из содержания писем, направленных третьим лицом в адрес ОАО "Рыбинскгазсервис", не следует, что Завалишина Л.В. обращается в адрес исполнителя с просьбой о заключении договора на проведение работ по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ ее земельного участка, а также просит сообщить размер платы за такое подключение (технологическое присоединение), также подлежит отклонению ввиду следующего.
Содержание заявлений Завалишиной Л.В. вх. N 2716 от 27.05.2019, вх. N 4706 от 15.07.2019, вх. N 1224 от 02.03.2020 однозначным образом позволяет установить волеизъявление лица на осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ ее земельного участка именно Обществом. Так, в заявлении вх. N 2716 от 27.05.2019 Завалишина Л.В. высказывает просьбу о назначении ответственного проектировщика для изготовления проекта и о проведении исполнителем всего комплекса строительных и пусконаладочных работ, гарантировав соответствующую оплату, 15.07.2019 и 02.03.2020 третье лицо обращается с заявлениями вх. N 4706 и вх. N 1224 о выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка, о включении ее в очередь на выполнение соответствующих работ.
Отсутствие в обращениях лица просьбы сообщения размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка от обязанности направления такого расчета Общество не освобождает. В пункте 88 Правил N 1314 не установлено, что Общество должно направлять расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя лишь при условии, что лицо, обратившееся к газораспределительной организации, выскажет намерение на получение такого расчета.
Факт выявленных в деятельности Общества как субъекта естественной монополии нарушений подтверждается взаимной связью и совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии ОАО "Рыбинскгазсервис" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ОАО "Рыбинскгазсервис" не представлено.
Являясь субъектом естественной монополии, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании рассматриваемых правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения императивно установленных требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что ОАО "Рыбинскгазсервис" предприняло исчерпывающие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал ОАО "Рыбинскгазсервис" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Проверив доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции отмечает, что ОАО "Рыбинскгазсервис" при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения нормативных требований. Именно Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений требований действующего законодательства.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, не установлено. Выполнение установленных абзацем вторым пункта 88 Правил N 1314 действий относится к сфере контроля Общества.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей. Как отражено в постановлении от 04.06.2020 по делу N 076/04/9.21-350/2020 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено.
Размер административного штрафа с учетом характера совершенного правонарушения и его тяжести соответствует санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Такой размер штрафа соответствует принципам справедливости, целесообразности административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.10.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Рыбинскгазсервис" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Обществом по платежному поручению от 28.10.2020 N 2956 государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.10.2020 по делу N А82-9920/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Рыбинскгазсервис" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Рыбинскгазсервис" (ИНН: 7610017671, ОГРН: 1027601123857) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 28.10.2020 N 2956.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9920/2020
Истец: ОАО "Рыбинскгазсервис"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: Завалишина Л.В., Николаев В.А., Завалишина Людмила Владимировна