г. Киров |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А82-12040/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2020 по делу N А82-12040/2020
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск"
(ИНН: 2901284425, ОГРН: 1172901004264),
третье лицо - администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ИНН: 2901065991, ОГРН: 1022900509521),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 73073,34 рублей платы за подключение к системе теплоснабжения по договору о подключении к системе теплоснабжения от 12.11.2018 N 43-18/002588-2101/ДогД18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Архангельск".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, поскольку договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цена контракта при его заключении является твердой и определяется на весь срок исполнения. Дополнительных соглашений об изменении цены контракта стороны не заключали, сам контракт не содержит условия о возможности изменения ставки налога на добавленную стоимость на срок его исполнения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы Департамента отклонил, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.11.2018 года между Компанией и Департаментом заключен договор о подключении к системе теплоснабжения N 43-18/002588-2101/ДогД18/18000011 с протоколом разногласий и протоколом урегулирования разногласий (далее - договор), по условиям которого Компания обязуется осуществить работы по подключению к системе теплоснабжения новых тепловых энергетических установок и (или) увеличению разрешенной к использованию тепловой мощности существующих теплоустановок на объекте Департамента: "Строительство детского сада на 280 мест в 6 микрорайоне территориального округа Майская горка г. Архангельска", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 29:22:060401:2713, местонахождение земельного участка: Архангельская область, г. Архангельск, территориальный округ Майская горка, по пр. Московскому - ул. Карпогорской; с общей тепловой нагрузкой 0,410387 Гкал/час.
Дата подключения объекта: не позднее 18 месяцев с даты заключения договора (пункт 1.4)
Согласно пункту 3.1.2 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий) общая стоимость подключения составляет 4311327,37 рублей с учётом НДС по установленной НК РФ ставке, является твердой.
Оплата стоимости подключения производится тремя частями в следующие сроки:
- в размере 548050,09 рублей (15 % от общей стоимости), кроме того НДС по ставке, установленной НК РФ, в течение 15 дней с даты заключения договора;
- в размере 1826833,63 рублей (50 % от общей стоимости), кроме того НДС по ставке, установленной НК РФ, в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения;
- в размере 1278783,54 рублей (35 % от общей стоимости), кроме того НДС по ставке, установленной НК РФ, в течение 15 дней с даты подписания акта о подключении.
В случае изменения налогового законодательства виды и ставки налогов, применяемые для расчета общей стоимости подключения теплоустановок объекта, указанные в пункте 3.1.2 договора, будут применятся в соответствии с такими изменениями, при этом внесения изменений в настоящий договор не требуется (пункт 9.4 договора, который дополнен протоколом урегулирования разногласий).
Во исполнение условий договора Компания выполнила предусмотренные договором мероприятия по подключению объекта к системе теплоснабжения, о чем составлен соответствующий акт от 03.02.2020.
В связи с чем истец выставил ответчику счет-фактуру от 03.02.2020 N 2201/24 на сумму 4384400,71 рублей с учетом ставки НДС 20%.
По мнению истца, плата за подключение внесена Департаментом не в полном размере.
Неисполнение требований претензии от 27.042020 N 2201-03-1/000675 послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в связи с внесением платы за подключение к системе теплоснабжения в размере 4311327,37 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 26.11.2018 N 897722 и N 897725, от 17.09.2020 N 328987. По расчету истца размер задолженности составил 73073,34 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (пункт 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Разногласия сторон сводятся по существу к применению ставки НДС. По мнению истца, применению подлежит ставка НДС в размере 20 %, действующая на дату оказания услуг, то есть на 03.02.2020. По мнению ответчика, применению подлежит ставка НДС в размере 18%, действующая на дату заключения договора, то есть на 12.11.2018.
В пункте 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Согласно статье 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изменение ставки НДС в отношении товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных), начиная с 01.01.2019, установлено Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 54, согласно которой до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Указанная норма Закона о контрактной системе предусматривает возможность изменения цены контракта в рамках срока его исполнения. Необходимым условием для изменения цены контракта (в пределах увеличения ставки НДС), заключенного до 01.10.2019, является наличие соответствующего соглашения сторон.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам заявителя, такое соглашение достигнуто сторонами в пункте 9.4 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 12 ноября 2018 года). Таким образом, риски, связанные с повышением ставки НДС с 18 % до 20 %, учтены сторонами ещё на стадии заключения договора.
Материалами дела подтверждается, что услуги по подключению объекта ответчика к системе теплоснабжения истца оказаны в 2020 году.
При таких фактических обстоятельствах, применение в расчете платы за подключение ставки НДС в размере 20 % соответствует закону и условиям договора.
Доказательств погашения образовавшейся задолженности в полном объеме в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования признаются судом апелляционной инстанции обоснованными в полном объеме. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Департамента не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2020 по делу N А82-12040/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12040/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА, СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Архангельск", АС Архангельской области, ПАО "ТГК N2"