г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-6938/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А41-40368/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации городского округа Люберцы Московской области - Осипова Ю.С. (по доверенности N 4/1-1-30 от 11.01.2021);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года по делу N А41-40368/20,
по заявлению Администрации городского округа Люберцы Московской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными уведомлений от 25.02.2020 N 50/022/009/2020-2459, от 18.05.2020 N 50/999/001/2020-756881, от 19.05.2020 N 50/999/001/2020-756927, исключении из ЕГРН сведений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее - Администрация) обратиласьв Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями: 1) Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 25.02.2020 года N 50/022/009/2020-2459 в приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды ООО "СвятоГрад-Инвест" на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:130,иплощадью 1000 кв.м., расположенного поадресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 1.
2) Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 18.05.2020N 50/999/001/2020-756881 в приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды ООО "СвятоГрад-Инвест" на земельный в участок с кадастровым номером 50:22:0020101:128, площадью 1000 кв.м., расположенного поадресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 3.
3) Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 19.05.2020 N 50/999/001/2020-756927 в приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды ООО "СвятоГрад-Инвест" на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:129,тплощадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 2.
4) Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения от 28.07.2006 N 50-50-22/055/2006-091 об аренде ООО "СвятоГрад-Инвест" земельного участка с к.н. 50:22:0020101:130, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 1
5) Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения от 28.07.2006 N 50-50-22/055/2006-092 об аренде ООО "СвятоГрад-Инвест" земельного участка с к.н. 50:22:0020101:128, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 3;
6) Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения от 28.07.2006 N 50-50-22/055/2006-093 об аренде ООО "СвятоГрад-Инвест" земельного участка с к.н. 50:22:0020101:129, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 2)..
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года по делу N А41-40368/20 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 161-164).
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене по следующим основаниям..
Как усматривается из материалов дела заявитель обратился в Управление с заявлением от 14.02.2020 N 50/022/009/2020- 2459 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:130, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 1.
Заявитель обратился в Управление с заявлением от 30.04.2020 N 50/999/001/2020- 756927 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:129, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 2 Заявитель обратился в Управление с заявлением от 30.04.2020 N 50/999/001/2020- 756881 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:128, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 3
Управлением Росреетра по МО приняты решения о приостановлении государственной регистрации права, оформленные уведомлениями от 25.02.2020 N 50/022/009/2020-2459, от 18.05.2020 N50/999/001/2020-756881, от 19.05.2020 N 50/999/001/2020-756927.
Считая решения Управления Росреестра по МО о приостановлении незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, указал на незаконность приостановления государственной регистрации..
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Управление указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ)
Согласно части 6 статьи 72 Закона о государственной регистрации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено материалами дела, между администрацией поселка Октябрьский Люберецкого района Московской области и ООО "Святоград-Инвест" заключены договоры аренды земельных участков от 30.06.2006 N 20 земельный участок с к.н. 50:22:0020101:128, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий p-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д, 3, кори. 3; N21 земельный участок с к.н. 50:22:0020101:129, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 2; N22 земельный участок с к.н. 50:22:0020101:130, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий p-он, рп Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 1, с ВРИ: для размещения и строительства многоэтажного жилого дома ООО "СвятоГрадИнвест". Заявитель обратился в Управление с заявлением от 14.02.2020 N50/022/009/2020- 2459 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:130, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 1.
Заявитель обратился в Управление с заявлением от 30.04.2020 N 50/999/001/2020- 756927 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:129, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 2
Заявитель обратился в Управление с заявлением от 30.04.2020 N 50/999/001/2020- 756881 для осуществления действий по регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:128, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Октябрьский, ул. Кооперативная, д. 3, корп. 3 Управлением Росреетра по МО приняты решения о приостановлении государственной регистрации права, оформленные уведомлениями от 25.02.2020 N 50/022/009/2020-2459, от 18.05.2020 N50/999/001/2020-756881, от 19.05.2020 N 50/999/001/2020-756927.
В качестве основания для приостановления в оспариваемых решениях указано следующее, в связи с тем, что расчеты по договору не произведены и арендованное имущество не возвращено арендодателю по акту приема-передачи, окончание срока действия аренды не является окончанием срока действия договора. На государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие факт расторжения договора аренды или возврат имущества арендодателю.
Однако Управлением не приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок.
Главой 26 ГК РФ предусмотрены основания прекращения обязательств. Одно из таких оснований закреплено в статье 419 ГК РФ.
Согласно указанной норме права обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ установлено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Правовым последствием прекращения юридического лица является прекращение обязательств, которые имело это лицо, в том числе из договоров.
Так как заключены договоры аренды земельных участков заключены двумя сторонами - арендодателем (Администрацией Люберецкого городского округа) и арендатором - ООО "СвятоГрад-Инвест", которое ликвидировано и обязательства которого по договору прекращены, то и договор аренды прекратил свое действие с 03.12.2013. Довод управления Росреестра о том, что на государственную регистрацию необходимо предоставить документы, подтверждающие факт расторжения договора аренды или возврат имущества арендодателю. несостоятелен и противоречит нормам гражданского законодательства.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства, принимая во внимание мнения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о необоснованности решения о приостановлении государственной регистрации объекта недвижимости
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года по делу N А41-40368/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40368/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ