г. Хабаровск |
|
01 февраля 2021 г. |
А37-1183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании с использованием системы онлайн-заседаний:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": Новиков Р.О. по доверенности от 21.12.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 30.09.2020
по делу N А37-1183/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, ИНН 4909062523)
о взыскании 417 205 944 руб. 08 коп.
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента цен и тарифов Магаданской области (ОГРН 1054900003872, ИНН 4909014505), Министерства финансов Магаданской области (ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670)
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - истец, ПАО "Магаданэнерго") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - ответчик, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области) о взыскании убытков в связи с оказанием услуг электроснабжения для выработки тепловой энергии на электрокотельных по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области по соглашению от 21 февраля 2018 г. N 1/Э (279/7-2018) в размере 417 205 944 рублей 08 копеек (с учетом замены ненадлежащего ответчика и принятых судом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 30.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме, за счёт казны Магаданской области взысканы убытки в размере 417 205 944 рублей 08 копеек, а также расходы истца на уплату государственной пошлины в размере 200 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом неверно указано на основание возникновения спорных обязательств, поскольку наличие соглашения о предоставлении субсидии не является основанием возникновения спорных правоотношений, а лишь одним из условий предоставления субсидий. Указывает также, на неверное определение объёмов поставленного ресурса.
От истца по делу поступил отказ от исковых требований, в котором им указано на добровольное исполнение обязательств ответчиком согласно платёжным поручениям N 42049 от 30.11.2020 и N 196228 от 28.12.2020.
В судебное заседание представители сторон, уведомленные надлежащим образом, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является энергоснабжающей организацией, осуществляющей электроснабжение на территории Магаданской области для выработки теплоэнергии на электрокотельных по тарифам, установленным Департаментом цен и тарифов Магаданской области (орган исполнительной власти, уполномоченный на регулирование цен (тарифов) в Магаданской области).
Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29 декабря 2017 г. N 47-2/э на 2018 год были установлены базовые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Магаданской области в зоне централизованного электроснабжения, за исключением потребителей п. Синегорье муниципального образования "Ягоднинский городской округ", приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала "Колымские электрические сети" ПАО "Колымаэнерго".
В соответствии с Законом Магаданской области от 11 марта 2012 г. N 1474-03 "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций", был установлен перечень лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую, тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам.
Руководствуясь данным нормативным актом, Департамент цен и тарифов Магаданской области, приказом от 29 декабря 2017 г. N 49-1/э установил на 2018 год льготные тарифы на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком Магаданэнерго организациям, вырабатывающим тепловую энергию на электрокотельных на территории Магаданской области.
В целях возмещения организациям недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг, Правительством Магаданской области было принято постановление от 11 августа 2017 г. N 747-пп, на основании которого был утверждён Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг электроснабжения для выработки тепловой энергии на электрокотельных по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее - Порядок).
На основании пунктов 9.1 и 9.2 Порядка субсидии предоставляются Получателям на основании соглашений, заключаемых между Министерством и Получателями. Магаданэнерго (Получатель) и Минстрой (Главный распорядитель) заключили соглашение от 21 февраля 2018 г. N 1/Э (279/7-2018) о возмещении недополученных доходов в связи с оказанием услуг электроснабжения для выработки тепловой энергии на электрокотельных по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области с дополнительным соглашением к нему от 16 апреля 2018 г. N 1 и приложениями к ним.
Согласно данному соглашению Главный распорядитель обязался предоставить в 2018 году Получателю субсидию для возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг электроснабжения для выработки тепловой энергии на электрокотельных по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (пункт 1.1), которая предоставляется Главным распорядителем в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2018 год по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 22Б0116090, вид расходов 811 (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии составляет 459 116 137 рублей (в редакции дополнительного соглашения). В приложении N 1 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения) объём субсидии распределён по населённым пунктам (посёлки Дукат, Омсукчан, Палатка, Сокол, Усть-Омчуг, Ягодное, Оротукан).
Условия предоставления субсидии и порядок её перечисления предусмотрены разделами 3 и 4 соглашения.
Согласно пункту 7.2 соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Свои обязательства в соответствии с требованиями соглашения Магаданэнерго выполнило, сумма недополученных доходов с учётом фактического отпуска электроэнергии за 2018 год составила 417 205 944 рублей 08 копеек (с учётом принятых судом уточнений).
Согласно акту сверки взаимных расчётов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. по состоянию на 1 января 2020 г. задолженность ответчика по данным сторон составила 417 205 944 рублей 12 копеек.
Возмещение указанной суммы Главным распорядителем не произведено в полном объёме.
В адрес Минстроя была направлена претензия от 09 июля 2019 г. N МЭ/20-18-02-3200, которая осталась без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим требованием в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания убытков, исходя из доказанности факта поставки ресурсов по льготным тарифам, возникновением разницы между регулируемым и экономически обоснованным тарифами.
Возражая против объёма поставленных ресурсов, заявителем не представлено опровергающих документы истца доказательств в порядке ст. 65 АПК РФ, не указано на обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение выводы суда первой инстанции относительно объёма поставленного ресурса.
Таким образом, апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции сделаны правомерные и обоснованные выводы на основании исследования в порядке ст. 71 АПК РФ всех представленных в материалы дела доказательств в их совокупности о правомерности предъявленных требований к ответчику.
Вместе с тем, согласно статье 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу названной статьи, арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев заявление истца, суд апелляционной инстанции установил, что отказ от исковых требований подписанн уполномоченным на такое распорядительное действие от имени истца лицом - директором Милотворским В.Э. Отказ от иска мотивирован добровольным удовлетворением требований ответчиком, что подтверждается платёжными поручениями N 42049 от 30.11.2020 и N 196228 от 28.12.2020 с назначением платежа "Субсидии на возмещение недополученных доходов по соглашению N1/Э от 21.02.2018".
Возражений против принятия отказа от исковых требований от участвующих в деле лиц не поступило.
В связи с изложенным, отказ ПАО "Магаданэнерго" от иска принимается апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ принятие отказа от иска арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
Поскольку отказ истца по делу от иска заявлен при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 3 статьи 269 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу абзаца 3 пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству.
Также согласно положениям пункта 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (статья 110 АПК РФ).
Ввиду того, что требования истца были удовлетворены ответчиком добровольно послу возбуждения производства по делу и вынесения судебного акта судом первой инстанции, государственная пошлина, уплаченная в размере 200 000 руб., соответствующая сумма расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке ст. 110 АПК РФ.
При этом, то обстоятельство, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области освобождено от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска. Решение от 30.09.2020 по делу N А37-1183/2020 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Производство по делу прекратить.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области в пользу ПАО "Магаданэнерго" 200 000 руб. расходов по государственной пошлине по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1183/2020
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
Ответчик: Магаданская область в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области