г. Самара |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А65-22822/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Гольдштейна Д.К.,
судей Александрова А.И., Поповой Г.О.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рассказовой А.В.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д.11 "А", апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2020 по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан о включении требования в реестр требований кредиторов
по делу о несостоятельности (банкротстве) Швецова Игоря Леонидовича, ИНН 165500357665, 24.05.1966 года рождения, г. Казань, ул. Бутлерова,45, кв.45
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2019 в отношении Швецова Игоря Леонидовича введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Давлетов И.Ш.
В рамках указанной процедуры Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан предъявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника в состав третьей очереди 23 171 руб. 66 коп. задолженности.
Определением суда от 08.12.2020 по результатам рассмотрения обособленного спора суд первой инстанции определил: "требование Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в размере 23 171 рублей 66 копеек задолженности о включении в реестр требований кредиторов Швецова И.Л., г. Казань, оставить без рассмотрения.".
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2020.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 вышеуказанная апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 26.01.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 1 статьи 213.1. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 213.24. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления в суд не утрачена.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 и абзацем 2 пункта 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Суд первой инстанции указал, что 05.12.2011 между кредитором (арендодатель) и должником (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 340, а также дополнительное соглашение N 1 к нему.
По условиям указанного договора арендатору передается лесной участок площадью 0,109 га, с кадастровым номером 16:24:260201:2014, расположенный по адресу Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, ГКУ "Пригородное лесничество", Матюшинское участковое лесничество, квартал 70, выдел 25, находящийся в государственной собственности для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 для рекреационной деятельности.
В пункте 19 договора установлен срок действия договора с 05.12.2011 по 04.12.2060.
Пунктом 5 договора определена арендная плата в размере 6 135 рублей 34 копеек в год.
В случае нарушения арендатором условий договора о своевременной уплате арендных платежей должник обязался уплатить кредитору неустойку в размере ставки рефинансирования от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
В период действия договора должником допущены нарушения принятых обязательств в части своевременной уплате арендной платы.
На дату 13.10.2020 предъявления кредитором требования о включении в реестр требований кредиторов у должника имеется задолженность в размере 23 171 рублей 66 копеек.
Не исполнение должником обязательства по уплате указанных арендных платежей и введение в отношении него процедуры банкротства явилось основанием для предъявления кредитором настоящего требования.
Оставляя без рассмотрения заявленное требование, суд первой инстанции сослался на положения статьи 2 Закона о банкротстве, в соответствии с которыми под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является ФНС России.
Суд первой инстанции указал, что из материалов дела следует, что земельный участок, предоставленный должнику в аренду, находится в федеральной собственности, в связи с чем сделал вывод о том, что заявление о включении требования в реестр требований кредиторов должника подано неуполномоченным лицом.
По мнению суда первой инстанции указанные обстоятельства, являются достаточным основанием для оставления указанного заявления без рассмотрения.
Указанное процессуальное решение судебная коллегия считает необоснованным, а сделанные судом первой инстанции выводы преждевременными.
Заявителем приводились доводы, обосновывающие наличие у него права на самостоятельное обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Так, заявителем указано, что согласно приложению 7 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в полномочия налогового органа не входит администрирование платежей за использование лесов, плата за использование лесов закреплена за главным администратором доходов федерального бюджета - Федеральным агентством лесного хозяйства, в том числе по кодам бюджетной классификации: 053 1 1204012 01 0000 120 - "Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы)".
Согласно приложению N 1 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 23 сентября 2019 г. N 1184 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" (далее - Приказ Рослесхоза от 23 сентября 2019 г. N 1184) Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, администратором доходов федерального бюджета.
В приложении N 2 указанного приказа в перечень источников дохода федерального бюджета, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия РФ в области лесных отношений включена, в том числе, плата по договору аренды лесного участка в пределах земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Рослесхоза от 23 сентября 2019 г. N 1184 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в Перечне, в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета согласно приложению 2 осуществляют, в том числе, следующие полномочия администратора доходов федерального бюджета:
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- проведение принудительного взыскания с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов.
Согласно пункту 3.3.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 г. N 38 "Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан" Министерство осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платы за использование лесов в части осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Отношения Министерства и должника в рассматриваемом случае возникли из гражданско-правовой сделки, а именно из договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 340 от 05.12.2011 года, который по своему характеру не является государственным контрактом.
Судом первой инстанции указанным доводам заявителя оценка не дана, при этом положения статьи 2 Закона о банкротстве, постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" не определяют ФНС России в качестве единственного государственного органа, уполномоченного на представление интересов в делах о банкротстве.
С учетом конкретных обстоятельствах спора в деле о банкротстве в качестве уполномоченных могут выступать и иные лица, в том числе специальные органы, осуществляющие регулирование и контроль в специальных областях, в частности Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия РФ в области лесных отношений (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.10.2018 N Ф05-17138/2018 по делу N А40-53843/17; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А28-2819/2017 и др.).
Однако судом первой инстанции указанные обстоятельства не исследованы, ФНС России к участию в обособленном споре в целях определения компетенции не привлечена. Также судом первой инстанции применительно к положениям статьи 148 АПК РФ, не указаны и конкретные процессуальные нормы, предусматривающие в данном случае возможность оставления заявления о включении требования в реестр требований кредиторов должника без рассмотрения.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции об оставлении заявления без рассмотрения является необоснованным и преждевременным, а оспариваемое определение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
С учетом изложенного, определение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с частью 3 статьи 270, пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ, а вопрос подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2020 по делу N А65-22822/2019 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.К. Гольдштейн |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22822/2019
Должник: Швецов Игорь Леонидович, г.Казань
Кредитор: Внешний управляющий Акционерного общество "Центр подтверждения качества продукции и услуг" Урлуков Андрей Петрович, г.Казань
Третье лицо: МВД по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, СРО ААУ "Евросиб" - Ассоциация Евросибирская арбитражных управляющих, СРО ААУ "Евросиб" - Ассоциация Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Федеральная кадастровая палата Росреестра, Конкурсный управляющий Акционерного общества "Булгар Банк", в лице Государственной Корпорации "Агентство по страхованию вкладов", г.Москва, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Росийской Федерации N 18 по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по РТ, Росреестр по РТ, Управление ЗАГС Исполнительного комитета г. Казани, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, ф/у Давлетов И.Ш., ф/у Давлетов Ильназ Шарифзянович, Швецов Никита Игоревич, Швецова Анастасия Игоревна, Швецова Дарья Игоревна, Швецова Светлана Григорьева, Швецова Светлана Григорьевна