г. Пермь |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А50-13293/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Васильевой Е.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю": Соколовская А.А. (удостоверение, доверенность от 14.01.2021),
от заинтересованного лица - Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: Халиманович Н.А. (паспорт, доверенность от 03.03.2020, диплом), Маслеева Л.Г. (удостоверение, доверенность от 19.01.2021),
от третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Миронова Т.В. (удостоверение, доверенности от 19.10.2020, 13.01.2020), Федеральная служба исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю: Миронова Т.В. (удостоверение, доверенность 10.07.2020),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 октября 2020 года
по делу N А50-13293/2020
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025900769256, ИНН 5903006348)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральная служба исполнения наказаний России, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения N 3800-2-3-5 от 23.04.2020, принятого Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральная служба исполнения наказаний России, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения не учел все имеющие правовое значение обстоятельства, не правильно применил нормы материального права, не оценил в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, которыми подтверждается обоснованная позиция заявителя о незаконности оспариваемого акта. По доводам жалобы ссылается на то, что фактически ответ ГУ МЧС России по Пермскому краю не соответствует требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583, поскольку не содержит ни одного из вариантов решений, предусмотренных приказом (составляет акт либо принимает решение об отказе). Отмечает, что в ответе ГУ МЧС России по Пермскому краю N 3800-2-3-5 от 23.04.2020 года не дана правовая оценка обстоятельствам того, что основанием для списания является "утрата расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций" и "если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно". При этом основанию "экономическая нецелесообразность" правовая оценка не дана. Обращает внимание на то, что согласно техническому заключению о состоянии защитного сооружения, все конструкции защитного сооружения гражданской обороны (за исключением фундаментальной плиты) находятся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, либо отсутствуют; общее состояние защитного сооружения оценивается как неработоспособное, объект не готов к приему укрываемых и не может быть использован по назначению.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по доводам которого, Управление считает решение суда законным и обоснованным. Ссылается, что обжалуемый ответ не является решением об отказе в списании, является информационным письмом для устранения замечаний по снятию с учета защитного сооружения ГО N 00369-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева,27.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель заявителя на доводах жалобы настаивал; представители заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражали; представитель третьих лиц поддержал позицию заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела в оперативном управлении ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю находится объект недвижимости: специальное сооружение для гражданской обороны (объект ГО), 1982 года постройки (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2013).
Согласно технического заключения ООО Инженерный центр "Спецпроект" от 18 октября 2018 года: строительные конструкции ЗС ГО в пределах линии герметизации находятся в ограниченно работоспособном состоянии, требуют ремонта с восстановлением их несущих и прочностных характеристик; строительные конструкции за пределами лини герметизации (наклонные входы-выходы, оголовки) находятся в аварийном состоянии, требуется демонтаж. Общее техническое состояние защитного сооружения оценивается как неработоспособное, ЗС ГО не готово к приему укрываемых и не может быть использовано по назначению.
Согласно бухгалтерских данных балансовая стоимость объекта ЗС ГО составляет 2 273 782,00 руб.
Письмом от 27.03.2020 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица о снятии с учета объекта с приложением документации.
Письмом от 23.04.2020 N 3800-2-3-5 заинтересованное лицо направило информацию об устранении недочетов.
Не согласившись с данным ответом, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Требования заявителя судом первой инстанции признаны не обоснованными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основанием для признания незаконным представления является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок), создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.
Согласно пункту 3 указанного Порядка убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.
Согласно пункту 14 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка).
В соответствии с вышеназванным Порядком все существующие и создаваемые объекты гражданской обороны состоят на учете в органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" предусмотрено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 данных Правил).
Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:
- при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
- в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
- при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (пункт 2.5 Правил).
Пунктом 2.6. вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица:
руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО (п. 2.7. Порядка)
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО) (п. 2.8. Порядка).
К акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются (п. 2.9. Порядка):
паспорт ЗС ГО;
выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);
копия свидетельства о государственной регистрации права собственности;
техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению N 21 (прилагается в случае утраты расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО);
рекомендации по использованию помещения и земельного участка, полученного в результате снятия с учета ЗС ГО (прилагается при снятии с учета ЗС ГО);
особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).
При подготовке документов для снятия с учета ЗС ГО, пришедшего в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту прилагаются копии документов, подтверждающих факт аварии или стихийного бедствия.
Акт о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемыми к нему документами (далее - документация) составляется в пяти экземплярах.
Технико-экономическое заключение о возможности изменения типа ЗС ГО, утвержденное организацией, эксплуатирующей ЗС ГО (прилагается при изменении типа ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
Судом установлено, что ссылаясь на наличие оснований для снятия с учета убежища, заявитель предоставил: копию акта о снятии с учета защитного сооружения от 20.03.2020, локальный сметный расчет без даты и номера, техническое заключение о состоянии убежища 2 класса на 1200 человек по адресу г. Пермь, ул. Докучаева,27 ( инв.N 25/00369).
Вместе с тем, как верно установлено судом, обжалуемый ответ Управления от 23.04.2020 N 3800-2-3-5 является информационным письмом для устранения замечаний по снятию с учета защитного сооружения ГО N00369-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева,27, не является решением, порядок принятия которого установлен п. 2.5., 2.6. вышеуказанного Приказа. Так, согласно ответа Управления, по результатам рассмотрения представленных заявителем документов по снятию с учета защитного сооружения выявлены следующие замечания:
1. в акте о снятии с учета ЗС ГО в п.п. 2. 3, 5 стоимость ЗС ГО указана в ценах 2019 г, а не в ценах 2020 г;
2. локальный сметный расчет не согласован и не утвержден;
3. в техническом заключении в соответствии с п. 9 "Выводы и рекомендации" строительные конструкции ЗС ГО находятся в работоспособном и ограниченно работоспособном состоянии, что не соответствует п. 2.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
При этом Управлением отмечено, что ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю отнесено ко 2 категории по ГО; в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.1 1.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" для укрытия наибольшей работающей смены ФКУ ИК-32 требуется убежище.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств необоснованности выводов заинтересованного лица относительно представленных заявителем документов по снятию с учета защитного сооружения и необоснованности требований Управления изложенных в оспариваемом ответе.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого ответа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю N 3800-2-3-5 от 23.04.2020 недействительным, оспариваемый акт не нарушает прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении требований отказано правомерно.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с вышеуказанным приказом, заявитель не лишен возможности повторно обратиться к заинтересованному лицу о снятии с учета объекта (ЗС ГО) с приложением документации, с учетом замечаний изложенных в письме Управления.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционная коллегия с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого акта и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
При этом все доводы, приведенные заявителем апелляционной жалобы, ранее уже им приводились в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 октября 2020 года по делу N А50-13293/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13293/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 32 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ПО, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ, Федеральная служба исполнения наказаний РФ