г. Пермь |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А60-14525/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Крымджановой Д.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заикиным А.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "МРСК Урала": Глухова Н.Г., представитель по доверенности, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Ревда
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2020 года
по делу N А60-14525/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Администрации городского округа Ревда (ОГРН 1026601643199, ИНН 6627005908),
третьи лица: Анпалов Михаил Федорович, Еремина Алевтина Владимировна,
о признании ненормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - заявитель, общество, ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Администрации городского округа Ревда (далее - заинтересованное лицо, администрация), выраженного в письме от 25.12.2019 N 1402з, об отказе в установлении публичных сервитутов на следующие земельные участки (земли): 1) с кадастровым номером 66:21:0901001:615, площадью публичного сервитута 128 кв.м., для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:0901001:645 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе ул. Советская, 80 (7535) Электроснабжение жилого дома Якупова Г.Л); 2) с кадастровым номером 66:21:1205001:153, площадью публичного сервитута 124 кв.м. для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:1205001:751 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе участка N 316 (7504) Электроснабжение жилого дома Степанова М.В.); 3) в кадастровом квартале 66:21:0101075, площадью публичного сервитута 126 кв.м. для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:0101075:490 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ ф. 1-2-я очередь (ТП-4073) Электроснабжение жилого дома Шаухиной Г.В., находящегося по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Коммунаров, 3а); 4) в кадастровом квартале 66:21:1601002, площадью публичного сервитута 260 кв.м. для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:1601002:402 (Реконструкция ВЛ 0,4 кВ Пушкина - 2-я очередь (ТП-9324) Электроснабжение жилого дома Черепановой Н.В.; устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "МРСК Урала" путем возложения обязанности на Администрацию городского округа Ревда вынести решение об установлении публичного сервитута на основании ходатайств общества об установлении публичного сервитута от 03.12.2019 (с приложенными сведениями о характерных точках границы публичного сервитута) на вышеуказанные земельные участки (земли).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Анпалов Михаил Федорович, Еремина Алевтина Владимировна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация городского округа Ревда обжаловала решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованность вывода суда о соответствии ходатайств общества положениям статей 39.40, 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что в ходатайстве общества в качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута было указано, что объект электросетевого хозяйства местного значения предназначен для обеспечения электроэнергией потребителей населенного пункта городского округа (пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), однако ни в одном из названных федеральных законов не содержатся нормы, определяющие случаи установления публичного сервитута, в том числе установления публичного сервитута в отношении земельных участков в целях обеспечения электроэнергией конкретных потребителей; также отмечает, что в ходатайстве общества отсутствовали сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывает, что основанием для отказа послужило не соблюдение условий установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, при заполнении формы ходатайств об установлении публичного сервитута, заявителем были допущены серьезные нарушения, в том числе положений подпункта 5 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в ходатайстве отсутствует обоснование необходимости установления публичного сервитута. Ссылаясь на то, что принадлежащий обществу объект расположен на землях общего пользования, податель жалобы полагает, что доступ неопределенного круга лиц к указанному объекту возможен без установления публичного сервитута. Также считает, что поскольку для размещения сооружений с кадастровыми номерами 66:21:0901001:645, 66:21:1205001:751, 66:21:1601002:402 и 66:21:0101075:490 выданы разрешения на использование земель, у общества отсутствует необходимость в повторном оформлении земель, на которых расположены сооружения. На основании изложенного, податель жалобы считает, что решение администрации, выраженное в письме от 25.12.2019 N 1402з, об отказе обществу в установлении публичного сервитута является обоснованным и основанным на нормах закона.
От ОАО "МРСК Урала" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество выразило несогласие с доводами жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению; просит решение суда оставить без изменения.
От других участвующих в деле лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "МРСК Урала" является собственником следующих объектов недвижимости:
1) сооружение электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе ул. Советская, 80 (7535) (Электроснабжение жилого дома Якупова Г.Л.), протяженностью 62 м., год завершения строительства - 2017, кадастровый номер: 66:21:0901001:645, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 66:21:0901001:615 (запись государственной регистрации N 66:21:0901001:645-66/018/2019-1 от 23.05.2019 г.);
2) сооружение электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе участка N 316 (7504) (Электроснабжение жилого дома Степанова М.В.), протяженностью 60 м., год завершения строительства - 2017, кадастровый номер: 66:21:1205001:751, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 66:21:1205001:153 (запись государственной регистрации N 66:21:1205001:751-66/018/2019-1 от 23.05.2019 г.);
3) сооружение электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ ф. 1 - 2-я очередь (ТП-4073) (Электроснабжение жилого дома Шаухиной Г.В., находящегося по адресу: Свердловская обл., г. Ревда, ул. Коммунаров, 3а), протяженностью 58 м., год завершения строительства - 2017, кадастровый номер: 66:21:0101075:490, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 66:21:0000000:1271 (запись государственной регистрации N 66:21:0101075:490-66/018/2019-1 от 22.05.2019 г.);
4) сооружение электроэнергетики - реконструкция ВЛ 0,4 кВ Пушкина 2-я очередь (ТП-9324) (Электроснабжение жилого дома Черепановой Н.В.), протяженностью 127 м., год завершения строительства - 2017, кадастровый номер: 66:21:1601002:402, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 66:21:1601002:36 (запись государственной регистрации N 66:21:1601002:402-66/018/2019-1 от 15.05.2019 г.).
Материалами дела подтверждается, что 02.12.2019 общество обратилось в Администрацию городского округа Ревда с заявлением об установлении публичного сервитута для эксплуатации существующих воздушных линий электропередач на следующих земельных участках (землях):
1) с кадастровым номером 66:21:0901001:615, площадью публичного сервитута 128 кв.м., для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:0901001:645 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе ул. Советская, 80 (7535) Электроснабжение жилого дома Якупова Г.Л);
2) с кадастровым номером 66:21:1205001:153, площадью публичного сервитута 124 кв.м. для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:1205001:751 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе участка N 316 (7504) Электроснабжение жилого дома Степанова М.В.);
3) в кадастровом квартале 66:21:0101075, площадью публичного сервитута 126 кв.м., для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:0101075:490 (Отпайка от ВЛ 0,4 кВ ф. 1-2-я очередь (ТП-4073) Электроснабжение жилого дома Шаухиной Г.В., находящегося по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Коммунаров, 3а);
4) в кадастровом квартале 66:21:1601002, площадью публичного сервитута 260 кв.м., для эксплуатации сооружения с кадастровым номером 66:21:1601002:402 (Реконструкция ВЛ 0,4 кВ Пушкина - 2-я очередь (ТП-9324) Электроснабжение жилого дома Черепановой Н.В.).
К заявлению были приложены схемы расположения границ публичного сервитута.
Письмом N 1402з от 25.12.2019 администрация уведомила заявителя об отказе в установлении публичного сервитута на основании пп. 2 п. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на несоблюдение обществом условий установления публичного сервитута, предусмотренных статьями 23, 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что отказ в установлении публичного сервитута является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоответствия оспариваемого отказа, оформленного письмом N 1402з от 25.12.2019, нормам действующего законодательства и нарушения этим отказом прав и законных интересов общества.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37. - 39.50) ЗК РФ, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Согласно пункту 3 статьи 23 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса не применяются.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.37 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе, в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты необходимы для организации электроснабжения населения.
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления (пункт 6 статьи 23 ЗК РФ).
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ).
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 23 ЗК РФ).
С ходатайством об установлении публичного сервитута согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.
В силу требований статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "МРСК Урала", являющееся субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче электроэнергии, направило администрации заявления, соответствующие требованиям статей 39.40, 39.41 ЗК РФ, с приложением всех необходимых документов.
Из положений пункта 4 статьи 39.38 ЗК РФ, следует, что заявитель вправе обратиться за установлением публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении любого земельного участка в органы местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается не только в отношении земельных участков, но и земель.
В данном случае в соответствии с пунктом 5 статьи 39.41 ЗК РФ к заявлениям были приложены сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат.
В силу пункта 3 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Согласно заявлениям от 02.12.2019 общество в качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указало на то, что объекты электросетевого хозяйства местного значения предназначены для обеспечения электроэнергией потребителей населенного пункта городского округа. Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН, согласно которым вышеупомянутые объекты предназначены для электроснабжения жилых домов Якупова Г.Л., Степанова М.В., Шаухиной Г.В., Черепановой Н.В.
Ссылка администрации на то, что фактически объекты предназначены для обеспечения электроэнергией конкретного потребителя и ЗК РФ не содержит нормы, определяющие случаи установления публичного сервитута в отношении земельных участков в целях обеспечения электроэнергией конкретных потребителей, рассмотрена судом первой инстанции и обоснованно отклонена, поскольку основана не неверном толковании положений Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе статьи 39.37).
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).
Таким образом, для оформления публичного сервитута под существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснования его установления, установленного статьей. 39.41 ЗК РФ, а также доказывать иные обстоятельства значимости инженерного сооружения.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, установленных в пункте 1 данной статьи, в частности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основные положения об использовании указанных земель или земельных участков для размещения таких объектов содержатся в статье 39.36 Кодекса, пунктом 3 которой предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К таким объектам в силу пункта 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства настоящего дела, представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что ОАО "МРСК Урала" было разрешено использование спорных земельных участков для размещения на них объектов электроэнергетики.
Постановлением Администрации городского округа Ревда N 3591 от 22.12.2017 обществу было разрешено использование земельного участка, необходимого для размещения сооружения электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе участка N 316 (7504) (Электроснабжение жилого дома Степанова М.В.), на земельном участке с кадастровым номером 66:21:1205001:153 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), месторасположение: Свердловская обл., г. Ревда, п. Краснояр, участок N 318 общей площадью 259 кв. м.
Постановлением Администрации городского округа Ревда N 3592 от 22.12.2017 обществу было разрешено использование земельного участка, необходимого для размещения сооружения электроэнергетики - сооружение электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ в районе участка N 316 (7504) (Электроснабжение жилого дома Степанова М.В.), на земельном участке с кадастровым номером 66:21:1205001:153 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), месторасположение: Свердловская обл., г. Ревда, п. Краснояр, участок N316 общей площадью 219 кв.м.
В соответствии с пунктами 2 упомянутых постановлений срок действия разрешения составляет три года с момента его утверждения.
В соответствии с пунктами 3 упомянутых постановлений действие разрешения досрочно прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лица, независимо от срока действия настоящего разрешения, с направлением уведомления в срок не позднее 30 со дня предоставления земельного участка таким лицам.
Постановлением Администрации городского округа Ревда N 1922 от 19.07.2019 обществу было разрешено использование земельного участка, необходимого для размещения сооружения электроэнергетики - сооружение электроэнергетики - реконструкция ВЛ 0,4 кВ Пушкина 2-я очередь (ТП-9324) (Электроснабжение жилого дома Черепановой Н.В.), кадастровый номер: 66:21:1601002:402, на землях, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами в кадастровом квартале N 66:21:1601002 (категории земель - земли населенных пунктов), местоположение: Свердловская обл., г. Ревда, п. Крылатовский, ул. Пушкина, д. 9, общей площадью 260 кв.м.
Постановлением Администрации городского округа Ревда N 2235 от20.08.2019 обществу было разрешено использование земельного участка, необходимого для размещения сооружения электроэнергетики - сооружение электроэнергетики - сооружение электроэнергетики - отпайка от ВЛ 0,4 кВ ф. 1 - 2-я очередь (ТП-4073) (Электроснабжение жилого дома Шаухиной Г.В., находящегося), с кадастровым номером: 66:21:0101075:490, на землях, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами, в кадастровом квартале N 66:21:0101075 (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение: Свердловская обл., г. Ревда, ул. Коммунаров, д. 3, корп. А, общей площадью 126 кв.м.
В соответствии с пунктами 2 постановлений N 1922, 2235 срок действия разрешения составляет 49 лет с момента его принятия.
В соответствии с пунктами 3 постановлений N 1922, 2235 действие разрешения досрочно прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу, независимо от срока действия настоящего разрешения, с направлением уведомления в срок не позднее 30 со дня предоставления земельного участка таким лицам.
Из положений главы V.6 ЗК РФ следует, что разрешение на использование государственных или муниципальных земель позволяет сетевой организации построить воздушную линию и присоединить потребителя в более короткие сроки по сравнению с предыдущим порядком, когда необходимо было формировать (образовывать, обособлять) земельный участок путем установления его границ и постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в заявлении, в числе прочего, должен быть указан срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ срок, превышающий 1 год, не установлен, выданные администрацией разрешения в виде Постановлений N N 1922, 2235, предусматривающие срок 49 лет, обоснование такого срока не содержат.
В силу пункта 2 статьи 39.34 ЗК РФ действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Аналогичное условие содержится в пунктах 3 вышеназванных Постановлений администрации.
Исходя из содержания пунктов 3 постановлений - разрешение использования земельных участков (земель) может быть прекращено в любой момент, что обусловлено предоставлением земельного участка гражданину или юридическому лицу, следовательно, у заявителя возникает необходимость переоформить права на используемый под воздушной линией земельный участок в соответствии с нормами действующего законодательства, данное условие не отвечает интересам собственника сооружений энергоснабжения и не может обеспечить в полной мере право постоянного беспрепятственного пользования собственника принадлежащего ему имущества.
С учетом изложенного, судом обоснованно отклонены доводы администрации об отсутствии необходимости установления публичного сервитута со ссылкой на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:21:1205001:153, 66:21:1601002:36, 66:21:000000:1271 на основании указанных разрешений предоставлены обществу в пользование.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Пункт 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ был введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Федеральный закон N 341-ФЗ), ограничив владельцев сетей в возможности приобретать земельные участки под линейными объектами в аренду или собственность.
Федеральным законом N 341-ФЗ Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.6, в соответствии с пунктами. 1, 3 которого:
1. Юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
3. Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права следует признать обоснованным вывод суда о том, что поскольку право собственности на вышеупомянутые сооружения электроэнергетики возникли у заявителя после 01.09.2018 у ОАО "МРСК Урала" не возникает право приобрести земельный участок под сооружением в аренду.
Судом также отмечено, что отказ в установлении публичного сервитута, выраженный администрацией в письме N 1402з от 25.12.2019, не содержит какого-либо обоснования отказа, кроме как ссылок на подпункт 2 пункт 1 статьи 39.44, статьи 23, 39.39 ЗК РФ.
Принимая во внимание изложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, администрацией суду не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 АПК РФ).
Установив, что основания принятого решения не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Возложение на администрацию обязанности, связанной с устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба Администрации городского округа Ревда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2020 года по делу N А60-14525/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14525/2020
Истец: ОАО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕВДА
Третье лицо: Анпалов М. Ф., Еремина Алевтина Владимировна