г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А42-6025/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35639/2020) ЖКС N 4 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.2020 по делу N А42-6025/2020 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по иску АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице территориального подразделения "Водоканал" акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) 28 754 317 руб. 54 коп., из которых: 28 102 554 руб. 45 коп. - задолженность по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 12.12.2019 N 51-02-200/П за март 2020 года; 651 763 руб. 09 коп. - неустойка, рассчитанная по состоянию на 03.07.2020.
Истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 29 416 348 руб. 87 коп., из которых: 28 102 554 руб. 45 коп. - задолженность по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 12.12.2019 N 51-02-200/П за март 2020 года; 1 313 794 руб. 42 коп. - неустойка по состоянию на 17.09.2020, а также неустойку с 18.09.2020 до дня фактической уплаты денежных средств. Уточнение исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.2020 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик (в лице ЖКС N 4 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ) обжаловал решение в апелляционном порядке, считая, что оно подлежит отмене, поскольку суд при принятия решения не учел, что стороны в конце июля 2020 года внесли изменения в Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также в приложение N 4 к госконтракту в сведения об узлах учета и приборах учета воды, изменив фактический расход потребления ресурсов, то есть урегулировали разногласия в части балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, узлов учета и приборов учета воды.
Истцом представлен письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения. Истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и ответчик, извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили, дело рассмотрено в их отсутствие согласно положениям статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение.
Суд правильно квалифицировал сложившиеся между сторонами правоотношения как вытекающие из договора энергоснабжения (§ 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из материалов дела следует и установлено судом, что между истцом (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 12.12.2019 N 51-02-200/П (в редакции протокола разногласий от 30.07.2020), согласно условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а абонент обязался оплачивать водоотведение и принятую холодную воду установленного качества в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ создано в целях обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 года N 155 с 01.04.2017.
Истец является единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения в рамках контракта, заключенного с ответчиком, на объектах Минобороны России, расположенных в гарнизонах: ЗАТО Александровск (г. Полярный, г. Гаджиево, н.п. Оленья Губа) и ЗАТО Видяево.
Факт оказания истцом ответчику услуг по контракту подтвержден материалами дела, судом установлен, ответчиком не оспаривается.
В рамках настоящего дела истец предъявил ко взысканию задолженность по государственному контракту от 12.12.2019 N 51-02-200/П за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в марте 2020 года, и неустойку на общую сумму 29 416 348,87 рублей (с учетом уточнений от 14.09.2020).
Объемы поданных коммунальных ресурсов истцом определены по предоставленным ответчиком сведениям о показаниях установленных приборов учета, за исключением объектов по которым на основании актов, коммерческий учет осуществлен расчетным способом или по пропускной способности сети, в соответствии с Правилами N 776.
В силу пунктов 18-20 контракта, абонент обязан обеспечивать коммерческий учет и определять количество полученной холодной воды и отведенных сточных вод в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета.
Согласно пункту 8 контракта расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Как следует из пункта 56 контракта (в редакции протокола разногласий от 30.07.2020), абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший холодную воду, услуги водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение пени в размере одной сто тридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченный в срок суммы на каждый день просрочки, начиная со следующего дня наступления сроков оплаты по день фактической оплаты.
Основанием для расчетов объемов расчетным способом (по сечению трубы) является нарушение ответчиком условий договора по установке приборов учета, истечение срока поверки у приборов, либо их неисправности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, объем поставленного коммунального ресурса необходимо определять на основании показаний приборов учета, а обязанность по установке приборов учета возложена на ответчика (пункты 16,21,18, 19 контракта).
Поскольку ответчик пренебрег возложенными на него законодательством и контрактом обязанностями, расчет объема отпущенной ответчику холодной воды был произведен истцом с учетом пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения в соответствии с пунктом 16 Правил N 776.
Факт неисправности приборов учета на спорных объектах подтвержден актами проверки рабочего состояния приборов учета воды, которые истцом были приобщены к материалам дела.
Истец представил в материалы дела письма от 03.04.2017 N 1102, от 28.04.2018 N 2063, свидетельствующие о том, что в соответствии с требованиями пункта 16 Правил 776 истец неоднократно уведомлял ответчика о неисправности приборов учета.
В письме исх. Ж370/У/13/190 от 11.04.2017 (ответ на письмо АО "ГУ ЖКХ" от 03.04.2017 N 1102) ответчик согласился с требованием истца о необходимости установить приборы учета на объектах ответчика, обязался проводить соответствующие работы после утверждения административно-хозяйственного плана затрат.
Распределение объектов военного городка N 1 в г. Гаджиево по диаметрам водопроводных вводов 150,300 и 400 мм закреплено государственными контрактами, в том числе государственным контрактом N 51-02-200/П от 12.12.2019 на условиях, действующих в спорный период (приложение N 4, п. 2 раздела гарнизон Гаджиево, Мурманская область).
Протокол разногласий к государственному контракту N 51-02-200/11 от 12.12.2019, подписанный сторонами 30.07.2020 года, не содержит оговорки относительно момента его вступления в силу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу статей 425, 433, 443 Гражданского кодекса РФ, действие договора в редакции протокола разногласий от 30.07.2020 не распространяется на правоотношения сторон, возникшие до согласования сторонами условий, содержащихся в этом протоколе.
Частью 1 статьи 65 АПК Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представил доказательств, подтверждающих необоснованность расчета но спорным объектам военного городка N 1 в г. Гаджиево.
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 329, 330, 332, 333, 539, 543, 544, 548, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13, 20 Закона о водоснабжении, пункты 3, 15, 16, 17 Правил N 776, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты поставки истцом ответчику холодной воды в спорный период, неоплаты данного ресурса и оказанных услуг ответчиком, суд обоснованно удовлетворил иск и взыскал соответствующую задолженность и пени за просрочку оплаты.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом первой инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.2020 по делу N А42-6025/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6025/2020
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖКС N4 "ЦЖКУ" Минообороны России по ОСК СФ
Третье лицо: ТП "Водоканал" АО "ГУ ЖКХ"