г. Хабаровск |
|
02 февраля 2021 г. |
А04-7289/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
на решение от 23.11.2020
по делу N А04-7289/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402)
третье лицо: Государственное автономное учреждение Амурской области "Завитинский лесхоз" (ОГРН 1132813000044, ИНН 2814004858)
о признании недействительным уведомления от 27.03.2020 N 304
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - Министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным уведомления об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 304 и об обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 304.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение Амурской области "Завитинский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз").
Решением суда от 23.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление Росреестра обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование позиции заявитель жалобы указывает, что лесное законодательство не содержит нормы, определяющей вид права, на котором могут быть предоставлены лесные участки государственным автономным учреждениям. В связи с чем полагает, что на спорные правоотношения распространяются нормы земельного законодательства, не предусматривающие предоставление земельных участков (в том числе лесных), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе государственным или муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства не согласилось с доводами Управления Росреестра, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена на общедоступном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Управление Росреестра по Амурской области и Министерство лесного хозяйства ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, ходатайства удовлетворены.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 14.04.2020 Министерство лесного хозяйства обратилось в ГАУ Амурской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области" г. Благовещенск с заявлением N 28/301/003/2020-5393 о регистрации договора аренды от 27.03.2020 N 304 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 28:20:000000:94 - земельный участок (категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 7293993638 кв.м), расположенный по адресу: Амурская область, Ромненский район.
Согласно представленному на регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договору аренды лесного участка для заготовки древесины арендатором лесного участка являлось Государственное автономное учреждение Амурской области "Завитинский лесхоз".
По результатам рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов Управление Росреестра направило в адрес заявителя уведомление от 24.04.2020 N 28/301/003/2020-5393 о приостановлении государственной регистрации договора аренды на срок до 24.07.2020 ввиду того, что в соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки могут находиться (предоставляться) государственному автономному учреждению только на праве постоянного (бессрочного пользования).
Поскольку указанные причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, Министерством лесного хозяйства в установленный срок устранены не были, регистрирующим органом на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принято уведомление от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5393 об отказе в государственной регистрации прав.
Полагая, что указанное решение противоречит лесному законодательству, Министерство лесного хозяйства обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Частью 2 статьи 3 ЛК РФ определено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частями 1, 2 статьи 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно части 5 статьи 71 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
В пункте 4 статьи 39.9 ЗК РФ указано, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что между Министерством лесного хозяйства (арендодатель) и ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" (арендатор) на основании итогового протокола от 10.03.2020 N U26327-2 о результатах аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.03.2020 N 304, представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа. По условиям указанного договора арендатору передается лесной участок с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 ЛК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 29 ЛК РФ юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Частью 1 статьи 29.1 ЛК РФ предусмотрено, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, льготный режим осуществления права лесопользования может предоставляется тем субъектам, которые в соответствии с земельным законодательством имеют право получать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом лесное законодательство, в отличие от земельного законодательства, ограничивает перечень организаций имеющих возможность получать лесные участки для осуществления заготовки древесины на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно только федеральными государственными учреждениями.
Указанное правое регулирование обусловлено исключительной федеральной собственностью на лесные участки из состава земель лесного фонда, на которых в основном проводится заготовка древесины.
Таким образом, предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины в коммерческих целях в постоянное (бессрочное) пользование региональным государственным учреждениям, к которым относится ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз", невозможно в силу действующего лесного законодательства.
Учитывая изложенное, лесной участок, указанный в договоре аренды от 27.03.2020 N 304, с учетом перечисленных выше норм ЛК РФ, обоснованно предоставлен ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" в целях коммерческой заготовки древесины именно на праве аренды.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовало основание, предусмотренное статьей 26 Закона N 218-ФЗ, для приостановления государственной регистрации договора аренды лесного участка от 27.03.2020 N 304, и указанное в статье 27 Закона N 218-ФЗ основание для отказа в его государственной регистрации, в связи с чем уведомление от 29.07.2020 N 28/301/003/2020-5393 правомерно признано судом первой инстанции незаконным как несоответствующее требованиям действующего лесного законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, препятствуя заготовке древесины в соответствии с нормами лесного законодательства.
Таким образом, установив наличие совокупности обстоятельств, обозначенной в статьях 200, 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания отказа государственного органа незаконным и применил меру восстановления нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в отсутствие прямого правового регулирования лесным законодательством вопроса о виде права, на котором могут быть предоставлены лесные участки государственным автономным учреждениям, суду первой инстанции надлежало применить норму пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ, основаны на неверном толковании норм Лесного кодекса Российской Федерации, которые, равно как и нормы Земельного кодекса Российской Федерации в части порядка предоставления земельных участков из числа публичных земель являются императивными, в силу чего не подлежат расширительному толкованию.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 23.11.2020 по делу N А04-7289/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7289/2020
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Амурской области
Третье лицо: ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз"