г. Вологда |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А05-8261/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фасад"" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2020 года по делу N А05-8261/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, площадь В.И. Ленина, д 5; далее - Администрация) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фасад"" (ОГРН 1192901006308, ИНН 2901297664; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 92, помщ. 7н; далее - ООО "УК Фасад") о возложении обязанности организовать место накопления твёрдых бытовых отходов.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (далее - ООО "ЭкоИнтегратор").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2020 иск удовлетворён.
ООО "УК Фасад" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "ЭкоИнтегратор" в отзыве оставляет разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору управления многоквартирными домами от 01.07.2020 N 1186р Администрация (собственник) поручила, а ООО "УК Фасад" (управляющая организация) - обязалась за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирными домами, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом, деятельность.
Администрацией Ломоносовского территориального округа в составе главы администрации и специалистов отдела ЖКХ и благоустройства 25.06.2020 проведено обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Архангельск, просп. Московский, д. 13, куда осуществляется сбор твёрдых коммунальных отходов от нескольких многоквартирных домов, включая дома 15 и 19 по просп. Московскому. По результатам осмотра установлено, что контейнерная площадка не соответствует требованиям законодательства и правилам благоустройства N 581 от 25.10.2017.
Администрацией Ломоносовского территориального округа в адрес ООО "УК Фасад" направлено письмо от 09.06.2020 N 31-37/3415 по вопросу организации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов N 15 и N 19 по просп. Московскому.
Ссылаясь на данные обстоятельства Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах").
В апелляционной жалобе ООО "УК Фасад" ссылается на то, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов возлагается на органы местного самоуправления.
Данные доводы являются необоснованными.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "Об отходах", пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
В пункте 26 (1) данного минимального перечня указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, также предусматривают, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов (пункт 3.7.1).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что именно ответчик, в управлении которого находятся рассматриваемые дома, осуществляющий содержание общего имущества этих домов, должен оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора твёрдых коммунальных отходов.
Данная обязанность возложена на управляющие компании в силу норм жилищного законодательства.
В пункте 4 Правил N 1039 закреплено, что в случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах (не на органах местного самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утверждён Порядок определения (согласования) мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в случаях возложения законодательством обязанности по организации таких мест на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твёрдых коммунальных отходов (приложение N 5 к Порядку).
При определении места накопления твёрдых коммунальных отходов на территории общего пользования утверждённый акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в Департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (пункт 2.12 Порядка).
В рассматриваемом случае при содержании общего имущества указанных выше домов ответчиком (ООО "УК Фасад") допущены нарушения, так как на придомовой территории не организовано место сбора бытовых отходов (отсутствуют оборудованная контейнерная площадка с ограждением и контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2020 года по делу N А05-8261/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фасад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8261/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания "Фасад""
Третье лицо: ООО "Экоинтегратор"