г. Москва |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А40-47692/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ АЗ(КС)ДЗМ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06 октября 2020 года по делу N А40-47692/20(64-357)
по иску ООО "Орбис Фарм"
к ГКУ АЗ (КС)ДЗМ
о взыскании задолженности
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Резепов Е.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орбис Фарм" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - ГКУ АЗ (КС)ДЗМ, ответчик, заказчик) о взыскании неустойки в размере 92 581, 36 руб. по контракту N И-1266/18 от 23.07.2018 на поставку лекарственного препарата (Эпоэтин бета) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в г. Москве в 2018 год, по контракту N 468/2017-ЛГТУ от 21.11.2017 на поставку специфических лекарственных препаратов (Эпоэтин бета) для обеспечения стационарных медицинских организаций города Москвы в 2018 году; N 524/2017-ЛПУ от 14.12.2017 на поставку специфических лекарственных препаратов (Милнаципран) для обеспечения стационарных медицинских организаций города Москвы; по контракту N 690/2017-ДЛО от 27.11.2017 на поставку лекарственных препаратов (Этилметилгидроксипиридинамалат (Этоксидол раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 50 мг/мл (ампула) 2 мл, N10 (пачка картонная); по контракту N 1480/2018-ДЛО от 24.12.2018 на поставку лекарственного препарата (Карбеголин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве.
Решением от 06.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. Ответчик считает, что просрочка оплаты отсутствует, так как у заказчика не наступила обязанность оплатить товар без полного пакета документов.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период времени с 2017 по 2018 г.г. между ООО "Орбис Фарм" (Поставщик) и ГКУ A3 (КС) ДЗМ (Заказчик) во исполнении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по результатам проведенных закупочных процедур, были заключены следующие государственные контракты:
-N И-1266/18 от 23.07.2018 на поставку лекарственного препарата (Эпоэтин бета) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в г. Москве в 2018 году;
-N 468/2017-ЛПУ от 21.11.2017 на поставку специфических лекарственных препаратов (Эпоэтин бета) для обеспечения стационарных медицинских организаций города Москвы в 2018 году;
- N 524/2017-ЛПУ от 14.12.2017 на поставку специфических лекарственных препаратов (Милнаципран) для обеспечения стационарных медицинских организаций города Москвы;
- N 690/2017-ДЛО от 27.11.2017 на поставку лекарственных препаратов (Этилметилгидроксипиридинамалат (Этоксидол раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 50 мг/мл (ампула) 2 мл, N10 (пачка картонная).
- N 1480/2018-ДЛО от 24.12.2018 на поставку лекарственного препарата (Карбеголин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве.
В связи с ненадлежащим исполнением Заказчиком своих обязательств по своевременной оплате товара, поставщиком начислены неустойки (пени, штрафы).
В части исполнения Государственного контракта N И-1266/18 от 27.07.2018 (далее Государственный контракт N И-1266/18) судом установлено следующее.
На основании п. 28 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 23.07.2018 заключен Государственный контракт N И-1266/18 между ООО "Орбис Фарм" и ПСУ A3 (КС) ДЗМ на поставку лекарственного препарата МНН Эпоэтин бета (ТН Веро-Эпоэтин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2018 году, на сумму 76 919,70 руб.
27.12.2018 согласно отметке на универсальном передаточном документе (далее - УПД) N 2899 поставлены лекарственные препараты:
Веро-Эпоэтин, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и подкожного введения 10 000 ME, флаконы стекл.(1), пачки картонные (Эпоэтин бета) (Верофарм ООО, 40318, 03.2020) в количестве 30 штук на общую сумму 76 919, 70 руб., и приняты получателем, уполномоченным заказчиком.
Согласно п. 3.3.2 Государственного контракта N И-1266/18 заказчик обязан своевременно принять и оплатить поставленный товар.
Согласно п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Государственного контракта N И-1266/18 заказчик (уполномоченный им получатель) обязан принять лекарственные препараты, подписать акт приема-передачи или предоставить мотивированный отказ от получения лекарственных препаратов:
по факту приемки товара Поставщик, Заказчик (Получатель) подписывают Акт приема-передачи Товара.
Заказчик в течение 10 (десять) дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.2 Контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Товара (приложение N 5 к Контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Учитывая специфику лекарственных препаратов и особые требования к их хранению (при температуре 2-8 С) лекарственный препарат Веро-Эпоэтин, должен быть принят заказчиком в течение 24 часов с момента поступления лекарственного препарата на склад получателя согласно п. 6.1 Государственного контракта N И1266/18 и п.п. "б" п. 6 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7), в соответствии с которым приемка лекарственных препаратов должна быть произведена: "б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 час. после поступления продукции па склад получателя".
Однако лекарственные препараты были приняты заказчиком 27.02.2019 с нарушением срока приемки, установленного Государственным контрактом N И1266/18 и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7).
Акт приема - передачи товара подписан заказчиком 27.02.2019.
Согласно п. 9.2 Государственного контракта N И-1266/18 оплата по Контракту осуществляется по факту поставки всего Товара, предусмотренного Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), в течение 10 (десяти) дней с даты подписания Заказчиком Акта приема-передачи Товара (приложение N 5 к Контракту).
Поскольку приемка лекарственных препаратов должна быть произведена в течение 24 часов с момента поставки, то есть, 28.12.2018, следовательно, оплата должна быть произведена в период с 29.12.2018 по 09.01.2019, с учетом ст. 193 ГК РФ.
Фактически оплата лекарственных препаратов произведена заказчиком 13.06.2019 по платежному поручению N 6685.
Просрочка в оплате лекарственных препаратов составила 155 дней (с 10.01.2019 по 13.06.2019).
Согласно п. 10.5 Государственного контракта N И-1266/18 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства Заказчиком, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трех сотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Неустойка за просрочку поставки лекарственных препаратов составила 2 384, 51 руб.
Согласно п. 10.2 Государственного контракта N И-1266/18 в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Поставщик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 1 000 00 копеек.
Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из суммы Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Штрафные санкции к Заказчику применимы в следующих случаях: неоднократный (от двух и более раз) и необоснованный отказ от приемки товаров, работ, услуг.
Учитывая, что заказчиком, помимо просрочки оплаты поставленного товара, так же ненадлежащим образом исполнены иные обязательства по контракту, а именно: в установленный срок не произведена приемка товара и не выдан подписанный акт приема-передачи товара, Заказчик обязан уплатить штраф в размере 1000,00 руб.
Таким образом, общая сумма неустойки (пеней, штрафа) составила 3384,51 руб.
В части исполнения Государственного контракта N 468/2017-ЛГГУ от 21.11.2017 судом первой инстанции установлено следующее.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.11.2017 N 0873200009817001802, 21.11.2017 заключен Государственный контракт N 468/2017-ЛПУ на поставку лекарственного препарата Эпоэтин бета, раствор для внутривенного и подкожного введения (лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и подкожного введения) в количестве 720 штук на сумму 3 738 758, 40 рублей партиями в соответствии с Графиком поставки (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Согласно п. 4.16 Государственного контракта N 468/2017-ЛПУ датой исполнения обязательства Поставщика по поставке товара Получателю (датой поставки) считается дата фактической передачи товара Получателю, что подтверждается товарной/товарно-транспортной накладной.
Согласно п. 2.5.2 Государственного контракта Заказчик поэтапно оплачивает товары, поставленные Поставщиком на соответствующем этапе Графика поставки товаров (Календарного плана), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Поставщика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта приемки-передачи поставленных товаров (Приложение N 2 к настоящему Контракту) по соответствующему этапу, с приложением отчетных документов, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу.
Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата лекарственных препаратов произведена заказчиком с нарушением сроков оплаты.
Таким образом, заказчик обязан уплатить неустойку (пени) в сумме 50 375 руб. 01 коп. за период с 15.02.2018 г. по 20.12.2018 г.
Так как Заказчиком, помимо просрочки оплаты поставленного товара, также ненадлежащим образом исполнены иные обязательства по контракту, а именно: в установленный срок не произведена приемка лекарственных препаратов и не выдан подписанный акт приема-передачи товара (п. 4.11), Заказчику Поставщиком начислен штраф на основании п.7.6 Государственного контракта N 468/2017-ЛПУ за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
7.6.1 -1000 рублей, если Цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
7.6.2- 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, учитывая, что сумма контракта составляет 3 738 758, 40 руб., Заказчик обязан уплатить штраф в размере 5000,00 руб. за каждый случай, что в общей сумме составляет 25000,00 руб.
Следовательно, общая сумма штрафных санкций по Контракту составила 75 375,01 руб.
В части исполнения Государственного контракта N 524/2017-ЛНУ от 14.12.2017 судом первой инстанции установлено следующее.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.11.2017 N 0873200009817002414, 14.12.2017 заключен Государственный контракт N 524/2017-ЛПУ на поставку лекарственного препарата Иксел, капсулы 50 и 25 мг N 56, в общем количестве 260 штук на сумму 489 749, 34 руб. в соответствии с Графиком поставки (Приложение N1 к Техническому заданию).
Согласно п. 4.16 Государственного контракта N 468/2017-ЛПУ датой исполнения обязательства Поставщика по поставке товара Получателю (датой поставки) считается дата фактической передачи товара Получателю, что подтверждается товарной/товарно-транспортной накладной.
Пунктом 4.11 Государственного контракта N 524/2017-ЛПУ установлено, что после получения от Поставщика комплекта документов, предусмотренных Техническим заданием, Получатель в течение 10 (десяти) календарных дней рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и при отсутствии замечаний обеспечивает подписание 2 (двух) экземпляров Акта приемки-передачи товара (по одному для заказчика и Поставщика) и товарных/товарно-транспортных накладных и направляет их Заказчику.
Заказчик, при отсутствии замечаний к поставленному товару и товаросопроводительным документам, в течение 10 (десяти) рабочих дней, подписывает их и направляет Поставщику подписанный Акт приемки-передачи товара, либо запрос о предоставлении разъяснений относительно поставленных товаров, либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения.
В случае отказа Получателя от принятия поставленных товара в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком или Получателем, устранить указанные недостатки за свой счет.
При этом моментом фактического исполнения Заказчиком обязанности по подписанию Акта приемки-передачи товара является дата подписания Акта приемки-передачи товара Заказчиком.
Согласно п. 2.5.2 Государственного контракта N 524/2017-ЛПУ Заказчик поэтапно оплачивает товары, поставленные Поставщиком на соответствующем этапе Графика поставки товаров (Календарного плана), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Поставщика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу, с приложением отчетных документов, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу.
В нарушение условий Государственного контракта N 524/2017-ЛПУ приемка и оплата товара заказчиком произведены с нарушением установленных сроков.
Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, заказчик обязан уплатить неустойку (пени) по контракту в общей сумме 3 428, 23 руб. за период с 23.11.2018 г. по 28.12.2018 г.
Помимо этого, учитывая, что Заказчиком, кроме просрочки оплаты поставленного товара, так же ненадлежащим образом исполнены иные обязательства по контракту, а именно: в установленный срок не произведена приемка товара и не выдан подписанный акт приема-передачи товара (п. 4.11), Заказчику поставщиком начислен штраф согласно п. 7.6 Государственного контракта N 468/2017-ЛПУ в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
7.6.1- 1000 рублей, если Цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
7.6.2 -5000 рублей, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, учитывая, что сумма контракта составляет 489 749, 34 руб., Заказчик обязан уплатить штраф в размере 1000,00 руб. за каждый случай, что в общей сумме составляет 4 000,00 руб.
Следовательно, общая сумма штрафных санкций по контракту составила 7 428, 23 руб.
В части исполнения Государственного контракта N 690/2017-ДЛО от 27.11.2017 судом установлено следующее.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 08.11.2017 г. N 0873200009817002044, 27.11.2017 заключен Государственный контракт N 690/2017-ДЛО на поставку лекарственных средств на сумму 438 454,59 руб.
Согласно Спецификации (Приложение N 3 к контракту) поставке подлежат лекарственные препараты Этилметилгидроксипиридинамалат (Этоксидол раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 50 мг/мл (ампула) 2 мл, N10 (пачка картонная) в количестве 762 упаковки.
В соответствии с п. 5.2.2 Государственного контракта N 690/2017-ДЛО заказчик обязан своевременно принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 4.10 Государственного контракта N 690/2017-ДЛО в день поставки товаров Поставщик предоставляет Получателю комплект товаросопроводительных документов и комплект документов, подтверждающих качество товаров, предусмотренных Техническим заданием.
В соответствии с п. 4.11 Государственного контракта N 690/2017-ДЛО после получения от Поставщика комплекта документов, предусмотренных Техническим заданием, Получатель в течение 5 (пяти) рабочих дней рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и иным требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет Поставщику подписанные Получателем учреждения 2 (два) экземпляра Акта приемки-передачи товара (по одному для Заказчика и Поставщика), либо запрос о предоставлении разъяснений относительно поставленных товаров, либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения.
В случае отказа Получателя от принятия поставленного товара в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком или Получателем, устранить указанные недостатки за свой счет.
В соответствии с п. 2.5.2 Государственного контракта N 690/2017-ДЛО заказчик поэтапно оплачивает товары, поставленные Поставщиком на соответствующем этапе Графика поставки товаров (Календарного плана), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Поставщика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу, с приложением отчетных документов, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу.
В связи с ненадлежащим исполнением условий контракта, Заказчиком нарушены сроки оплаты поставленного товара.
Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, заказчик обязан уплатить пени в сумме 3 725 руб. 48 коп. за период с 13.02.2018 г. по 11.12.2018 г.
В части исполнения Государственного контракта N 1480/2018-ДЛО от 24.12.2018 установлено следующее.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.12.2018 N 0873200009818004047, между ООО "Орбис Фарм" (Поставщик) и ГКУ A3 (КС) ДЗМ (Заказчик) 24.12.2018 заключен Государственный контракт N 1480/2018-ДЛО на поставку лекарственного препарата (Карбеголин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве.
В соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.3 Контракта Поставщик обязуется поставить товар в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к контракту), Техническими характеристиками Приложением N 1 к контракту) в сроки, определенные календарным планом (Приложение N 4 к контракту).
Согласно Календарному плану поставка Товара осуществляется тремя партиями.
Во исполнение условий контракта 31.07.2019 Поставщиком в адрес Заказчика осуществлена третья партия поставки товара согласно товарной накладной N 2515 от 30.07.2019 на сумму 667 033 руб. 12 коп.
В соответствии с п.9.3. Контракта оплата за поставленный товар осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок не более 7 (семи) календарных дней документов, предусмотренных п.5.3. Контракта, а также документов на оплату, в том числе: счета, счета-фактуры, товарной накладной, Акта приема-передачи товара.
Учитывая, что Акт приема-передачи и товарная накладная N 2515 подписаны Заказчиком 31.07.2019, следовательно, окончание срока оплаты поставленного товара - 07.08.2019.
Фактически оплата состоялась 27.08.2019.
Таким образом, просрочка составила 20 дней.
В соответствии с п. 11.8 Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств Заказчиком, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Следовательно, расчет неустойки (пеней) за просрочку оплаты поставленного товара составил 2 668,13 руб.
Истец направил ответчику претензию от 28.01.2018 N 1290, от 27.08.2018 N 158, от 28.11.2018 N1146, от 03.09.2019 N03/09/19, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, а так же другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), установленную договором.
Неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (ст. 330 ГК РФ).
Она является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Изучив расчет неустойки, представленный истцом, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности, поскольку данный расчет составлен в соответствии с условиями договора и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Поскольку стороны добровольно подписали контракты, следовательно, они согласились на обязательное исполнение всех условий договора.
Поскольку на момент рассмотрения спора ответчик не представил доказательств уплаты неустойки в размере 92 581, 36 руб. или надлежащего исполнения обязательств, исковые требования о взыскании пени правомерно удовлетворены судом.
Доводы подателя апелляционной жалобы судом рассмотрены и отклонены, поскольку не являются основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения обязательств и несения ответственности за нарушение таких обязательств.
Согласно пункту 9.2 Контракта оплата товара производится в течение 10 дней с даты подписания Заказчиком Акта приема-передачи Товара, на основании документов, предусмотренных п.9.1 Контракта.
Доводы ответчика об отсутствии у него оснований для оплаты в связи с непредставлением Поставщиком предусмотренных Контрактом документов не обоснован, поскольку обязательство покупателя по оплате полученного товара основано на статьях 309, 310, пункте 1 статьи 486 ГК РФ, в силу которых отсутствие у покупателя документов на оплату не освобождает последнего от обязанности оплаты фактически полученного товара.
Исполнение принятых на себя обязательств по поставке товара и предоставлению соответствующих документов истцом исполнено, соответственно, ответчику надлежало исполнить принятые на себя обязательства по своевременной приемке и оплате товара.
Ссылка ответчика на Бюджетный кодекс РФ и отсутствие возможности по своевременной оплате в связи с доведением до него лимитов бюджетных обязательств только в мае 2019 г. судом первой инстанции была рассмотрена и правомерно отклонена, как необоснованная, поскольку согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утверждённым в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Таким образом, с учётом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведённых до заказчика.
Довод ответчика о том, денежные средства для оплаты контракта доведены до него только в мае 2019 г., не является основанием для нарушения сроков оплаты за поставленный товар.
По государственному контракту N 690/2017-ДЛО от 27.11.21117 при поставке и приемке товара ни Получателем, ни Заказчиком требований о предоставлении недостающих документов в адрес Поставщика не направлялось. Даты на предъявленных к оплате счетах проставлены Заказчиком в одностороннем порядке, позже даты фактической поставки товара, которые подтверждаются отметками Получателя на товарных накладных, приложенных к исковому заявлению.
Таким образом, Заказчиком нарушены условии Контракта, а именно: обязанность Заказчика по своевременному принятию и оплате поставленного товара (п.5.2.2 Контракта).
По государственному контракту N 1480/2018-ДЛО от 24.12.2018 31.07. 2019 Поставщиком при поставке товара представлены документы, указанные в п.3.3 Контракта, в том числе товарная накладная N 2515 от 31.07.2019 и Акт приема-передачи товара, на которых имеется отметка Получателя о приемке товара от 31.07.2019.
Согласно п. 6.3 Контакта Получатель в течение 10 дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных п. 5.3 Контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема- передачи товара или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
В нарушение п. 6.3 Контракта, до настоящего времени, ни Акт приема-передачи, ни мотивированный отказ в адрес ООО "Орбис Фарм" от ГКУ ДЗМ не поступил.
В связи с этим, Поставщик, принимая во внимание фактическую дату поставки товара, согласно товарной накладной от 31.07.2019, произвел расчет неустойки за просрочку оплаты товара.
Учитывая, что товар принят 31.07.2019 без каких-либо замечаний и недостатков у Заказчика наступает обязанность по своевременному и надлежащему оформлению приемки оплате товара.
Однако, ответчик фактически проявил бездействие, продержав у себя приложенные Поставщиком к товару документы, подписав Акт только 26.08.2019 и оплатив товар, поставленный 31.07.2019, лишь 27.08.2019 г.
Следовательно, Заказчиком нарушены условия Контракта, а именно: обязанность Заказчика по своевременному принятию и оплате поставленного товара (п.3.3.2 Контракта).
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора судом отклоняю, поскольку противоречат материалам дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют выводам суда, изложенным в решении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 октября 2020 года по делу N А40-47692/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47692/2020
Истец: ООО "ОРБИС ФАРМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АГЕНТСТВО ПО ЗАКУПКАМ (КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА) ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"